Понятие философии, ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций

Описание работы

Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».

Файлы: 1 файл

filosofia_gotovaya.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

Что касается социального пространства-времени, то оно обладает особым смыслом. К примеру, наша матрица социального кодируется местом жительства, уровнем благосостояния, интеллектуального развития, личностным восприятием родных мест и иными параметрами.

 

 

 

41. Отражение,  его основные формы. 

 

Сложным свойством материи, во многих отношениях загадочным, является отражение, особенно на его высшей ступени - ступени сознания. Сущность отражения как процесса состоит в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Свойство отражения лежит в самом фундаменте материи и носит всеобщий характер. В неживой природе отражение в наиболее простейших формах проявляется, например, в виде механических деформаций действующих друг на друга тел.

Отражение, которое возникает  и передается, хранится и перерабатывается, называется информацией.

Не представляется возможным дать подробный анализ процесса, характеризующего эволюцию отражения. На основе, заложенной в материальных объектах программы, у них на определенном этапе появляется способность активно относится к предметам и явлениям окружающего мира, откликаться на них. А на высших уровнях эволюции этот отклик превращается в способность материальных образований задавать конструкции собственного действия и во вне, и на себя. Высшие формы отражения связаны с появлением живых существ.

Генетически первой формой отражения в живой природе  является органическая раздражимость - реакция организма на воздействие внешней среды. Но диапазон явлений, отражаемых в виде раздражимости, сравнительно узок и несовершенен.

По мере усложнения живых организмов, на определенном этапе их развития раздражимость превращается в способность ощущать. Ощущение - это уже психический процесс, связанный с деятельностью мозга, нервной системы. Как и раздражимость, ощущение есть результат воздействия внешних предметов на живое существо. Но оно более тонко отражает внешние воздействия. Степень проявления способности ощущения у различных животных различна в зависимости от совершенства их нервной организации. Впервые нервная система появляется у кишечнополостных животных и состоит она из отдельных клеток, расположенных среди других клеток организма. Эти нервные клетки одновременно и воспринимают поступающие из внешнего мира раздражения и осуществляют ответное действие организма на эти раздражения. Следующим этапом в развитии нервной системы является возникновение нервных узлов, нервных цепочек (у червей), а затем, на более высокой ступени эволюции животных, осуществляется соединение нервных узлов и цепочек в единую нервную систему.

Единая нервная система позвоночных подразделяется на центральную нервную систему (головной и спинной мозг), периферическую нервную систему (отходящие от головного и спинного мозга нервы) и вегетативную нервную систему, обслуживающую мышцы внутренних органов и железы. Деятельность всех частей организма все больше и больше регулируется из одного центра, коим является головной мозг. Переработка нервной системой поступающей информации позволяет выбирать наиболее предпочтительный и выгодный образ действий. Применительно к высшим животным можно говорить о наличии у них некоторой доли интеллекта, используемого в целенаправленном поведении.

42.Возникновение  и сущность сознания, его структура.

 

Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

Проблема активности, творческой силы сознания.

Будучи адекватным осмыслением  реальности, сознание реализуется в  виде различного рода практической и  теоретической деятельности. Эта  реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. В основе целеполагающий деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.

Но человеческая мысль  способна не только отражать непосредственно  существующее, но и отрываться от него. В сознании людей возникают и верные, и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы + новаторства, творчества.

 

Структура сознания.

под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего  такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности -включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Чувства, эмоции, суть компоненты структуры сознания. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека— потребности, интересы, чувства, волю. Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-либо его представлениям и понятиям.

В основе всех психических процессов  лежит память — способность мозга  запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

 

Движущей силой поведения  и сознания людей является потребность  — состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, исковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание.

Качественные сдвиги в характере  потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологической полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

 

Природа сознания.

Сознание начинается с созерцания - восприятие реального мира, в котором живет человек. В ходе созерцания мира человек формирует непосредственные связи с объектом: ощущает его и убеждается в его достоверности. Созерцание убеждает в чувственной достоверности вещей.

Ощущение – это способность отражать различные свойства предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие выражает результат  целостного воздействия на органы чувств единичных предметов, их свойств  и отношений. Оно формируется  на основе ощущений. Их специфика состоит в том, что ощущение может иметь место и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения. Таким образом, восприятие – это своеобразно структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Восприятие выражает более высокую ступень развития сознания. Восприятие у человека сопровождается осмысливанием предметов, их свойств и отношений. Закрепление и сохранение полученной информации обеспечивается памятью.

 

Представление – это такое свойство сознания, в котором оно как бы впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление существует в двух формах – воспоминания и воображения. Раз возникнув, представление может в дальнейшем иметь самостоятельное значение в жизни человека.

 

43. Сознание как высшая форма отражения  действительности. Активность и творческий характер сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

 

Сознание отличается исключительной сложностью не только с точки зрения своего возникновения и развития, но и по принципам функционирования, в частности, по особому характеру своей способности отражения. Уже на биологическом уровне появляется так называемое опережающее отражение - способность организмов «предвидеть» будущие изменения окружающей среды и к ним приспосабливаться. У человека эта способность многократно умножается и принимает качественно новый вид, раскрываясь в деятельности, в активности. Человек не только отражает мир, но и творит его.

Активность сознания заключается, прежде всего, в актах продуктивного  воображения, в способности логически  связывать и развивать мысли  таким образом, что они оказываются  не только копией отражаемых предметов  и их связей, а преобразованным воспроизведением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий.

Заметным образом творческая активность сознания проявляется в поисковой  деятельности, направленной на раскрытие  истины, формируемой либо в виде оригинального мнения, либо в виде интересного вывода, либо в виде теории и т.п. Деятельность человека всегда связана с постановкой целей и задач, с поиском оригинальных решений. Человек не просто приспосабливается к природе, а переделывает ее в соответствии с объективной логикой вещей. В целенаправленной деятельности заключен основной жизненный смысл сознания, его сила.

Самосознание означает осознание  человеком своего личного «Я»  как противостоящего остальной  действительности. Оно - сущность человека, выражающая его целостность. самосознание отличается высокой степенью динамизма, различием своих уровней и форм. Наиболее элементарной его формой является самочувствие, осознание своего тела и его «вписанности» в мир природной и общественной действительности. Затем, на более высоком уровне, самосознание человека связано с осознанием себя как принадлежащего к тому или другому сообществу людей, к той или иной культуре. На самом высоком уровне развития самосознания возникает осознание «Я» как особого образования, похожего на других людей и отличного от них, обладающего уникальностью и неповторимостью, способного нести ответственность за свои поступки.

 

Как соотносятся сознательное и бессознательное в психике  человека?

Ответ на данный вопрос зависит, во-первых, от того, признается или нет существование самою бессознательного, во-вторых, от того, как понимается бессознательное теми, кто считает ею несомненной реальностью. Немало ученых и философов отвергают понятие бессознательного или, по крайней мере, относятся к нему очень сдержанно и скептично: позиция ряда представителей аналитической философа, экзистенциализма, диалектического материализма.

В истории философии и психологии существует достаточно длительная традиция, восходящая к Декарту, которой свойственно  игнорирование бессознательного, так как духовное в ней связывается только с сознанием, сводимым к мышлению.

Что же касается сторонников бессознательного, то их позиция по вопросу о соотношении  сознания и бессознательного зависит  от того, как понимается само бессознательное. А здесь история философской и научной мысли отличается большим разнообразием. Предысторией бессознаельного можно считать учение Платона о припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело истин. Трактовку сознания как неосознанной  психическом деятельности продолжили в XIX в. немецкие психологи Гербарт, Фехнер и Вундт. Они понимали его как досознательное психическое, которое потенциально способно войти в сферу сознания, ибо отличается от него лишь количественно, не качественно. Еще одно направление философского понимания бессознательного имело своей общей чертой ту или иную форму субстанниалнзации его, т. е. наделения самостоятельным бытием, независимым от душевной жизни человека. Примером может служить философия Шеллинга, который считал природу «дремлющим духом», а сознание духом бодрствующим, просыпающимся полностью в человечестве.

 

  1. Общественное и индивидуальное сознание. Общественное мнение. Понятие менталитета.

Информация о работе Понятие философии, ее предмет