Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций
Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».
Человек, как смертное существо, всегда охвачен тревогой, которая свидетельствует о том, что он лишился какой-либо опоры. Он становится одиноким, когда понимает, что общественные связи и отношения, по сути дела, лишены смысла. Человек не может найти смысл своего существования в сферах свободы, в сфере свободного риска и собственной ответственности за свои поступки. И в этом сущность человеческого бытия.
34. Неотомизм.
Наиболее влиятельная религиозн
Человек — основной элемент бытия, через него проходит история, ведущая к высшему состоянию развития общества — «Граду Божиему». История имеет гуманный смысл и назначение. Общество может прийти к состоянию, не похожему на все известные, более высокому, чем капитализм и коммунизм, потому что оно будет основано на высших религиозно-нравственных ценностях.
Философия, по мнению неотомистов, – мост, соединяющий науки с теологией. Если теология (учение о боге) нисходит на землю, то философия (учение о мудрости) стремится подняться к божественному. Понятие «теология» и «философия» не исключают друг друга, хотя теология и занимает высшую ступень в иерархии наук. В силу этого теология выходит за рамки существующих представлений. Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом – через Откровение, божественное слово. Рациональное знание ценно, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. По мнению неотомистов, несоответствие выводов науки догматам веры свидетельствует только о неправильном ходе рассуждений, приводящем к естественным заблуждениям. Впрочем, есть и догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Таковыми являются догматы Боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. В этом смысле теология, по мнению Маритена, является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере.
Заметное место в религиозной философии католицизма занимает антропологическая проблематика. Большое внимание уделяется вопросам нравственности и морали, общечеловеческим ценностям. Философские этические поиски должны направлять, в конечном счете «светом Веры». Стремясь к благу, личность обретает добродетель. Источник веры, согласно доктрине неотомизма, – божественное откровение.
35. Философия фрейдизма.
В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, учение 3. Фрейда. Сердцевину его образуют концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательное («Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии.
Весь этот сложный пласт
Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения этого учения процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс последовательных превращений его сексуального инстинкта.
Учение Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением Фрейдом человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этою антагонизма на внутрипсихическом уровне (противоречия между «Оно», «Я» и «Сверх-Я», между цензурой и желаниями) является культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо.
Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее, которая сначала была направлена против отдельных институтов культуры, но позднее акцент был перенесен на культуру в целом. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и к усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний.
36. Герменевтика.
Само понятие «герменевтика» обозначает искусство понимания, истолкования текстов, перевода памятников прошлого. В философии этим словом обозначается учение о понимании и научном постижении сферы культуры, и шире — человеческого духа.
У истоков герменевтики стоят протестантский философ - Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и наш современник Ганс Гадамер. Гадамер, ученик Хайдеггера, полагал, что основная задача философии — это практика толкования и осмысления «текста». «Текст» в этом понимании — это не страницы книги «текст» — это сама культура. Все знание человечества о мире можно рассматривать как «текст». В этом смысле «текст» — это жизнь человечества, которую и следует понять. Понимание- главная категория герменевтики. Понимать — это значит проникать в механизм жизни, теоретически и опытно познавать жизнь, Философия, считает Гадамер, пронизана «пониманием», «понимативным усилием». Человек понимает бытие как предельную «смысловую возможность», т.е. понимает свое место в мире и свое значение.
Понимание — это не черта познания в ряду других (объяснение, дефинирование и проч.). Это характеристика самого существования человека, способ его бытия. Фундаментальной истиной герменевтики Гадамер считал следующее положение: «Истину не может познать и сообщить кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово инакомыслящему. Уметь усваивать произнесенное им — вот в чем душа герменевтики». В этом смысл «понимания» как метода философии. Понимание, согласно Гадамеру, метод проникновения в текст, когда «понимающий субъект» не занимает место автора, чье произведение анализируется. Понимающий субъект не вживается в ту эпоху, или ситуацию, в которой жил автор, а напротив, осмысливает текст с позиции реальных проблем своего времени.
Понимание обусловлено историческим контекстом, который называется «предпониманием». Что такое предпонимание? Главное в нем — «предрассудок». Предрассудок — не логическая предвзятость. Предрассудок отражает состояние общества и познающего, «понимающего» субъекта. Это — фундамент понимания, он показывает суть эпохи, смыслы бытия, которые не вырыжены явно. Понимающий человек не может быть свободен от различных предпосылок, ведь познает не абстрактный субъект, конкретный живой человек, разделяющий стереотипы мышления своего времени, имеющий свой взгляд на мир.
Понимание всегда предполагает диалог двух равноправных сторон в поиске ими «согласия относительно сути дела». В диалоге всегда три участника: 1) текст; 2) интерпретатор тексте 3) время. В диалоге мы имеем дело с традициями, которые интерпретируются во времени. Мы «понимаем» традиции, т.е. «осмысливаем» прошлую культуру (опыт традиций), и соответственно °осмысливаем себя и общество, в котором живем. В результате мы теоретически познаем наш мир и, что гораздо важнее, жизненно-практически осваиваем его. Наука должна опираться на национальные методы познания и «предрассудок». Диалог — это форма развития любой науки, особенно философии, которой противопоказан «монолог».
Через «опыт жизни», опыт истории, «опыт искусства» человек обретает реальность. Наш жизненный опыт выражен в понятиях языка. Поэтому язык — это конкретный механизм формирования опыта и одновременно исходная схема человеческой ориентации в мире. Таким образом, понимание имеет универсальный характер. Это и метод философии, и характеристика всего знания человечества в мире, и способ существования познающего, действующего и оценивающего человека.
Основателем философской герменевтики считается Ф. Шлейермахер (1768—1834) — немецкий протестантский философ, современник и оппонент Г Гегеля. Будучи протестантским теологом Ф. Шлейермахер много занимался проблемами истолкования Библии и был знаком с различными приемами интерпретации юрдических, исторических, филологических, мифологических и религиозных текстов. Ф. Шлейермахер поставил перед собой задачу объединить разнообразные герменевтические приемы в одну общую методику, описать процесс понимания вообще, независимо от того, о понимании каких текстов (юридических, мифологичских, религиозных) идет речь. Понимание является в концепции Ф. Шлейермахера универсальным методом постижения смысла текста. Поэтому Шлейермахер называл свою герменевтику универсальной (применимой для любых текстов). Всякий процесс понимания подчиняется, по его мнению, одним и тем же принципам герменевтического круга и диалога. Эти принципы, с точки зрения Ф. Шлейермахера, описывают структуру любого процесса понимания. Практически все более поздние представители герменевтики вслед за Ф. Шлейермахером, рассматривая структуру понимания, развивают принципы герменевтического круга и диалога.
Ф. Шлейермахер полагал, что главная цель понимания в том, чтобы понять автора текста. Искомый смысл текста он фактически отождествляет со скрытыми интенциями автора текста. Романтический интерес Ф. Шлейермахера к индивидуальности автора и попытка создать методологию проникновения в эту индивидуальность оказались востребованными в связи с развитием методологии гуманитарных наук.
В. Дильтей (1833—1911) — немецкий философ, в своей философии откликнулся на теоретические проблемы, возникшие в связи со становлением гуманитарных наук, прежде всего истории. Рассматривая методы гуманитарного познания, В. Дильтей исходил из принципиального различия между естественными и гуманитарными науками, «науками о природе» и «науками о духе». Специфическим способом познания гуманитарных наук В. Дильтей считал понимание — постижение смысла культурно-исторических явлений. Не рассматривая себя в качестве представителя герменевтики, В. Дильтей разработал свою концепцию понимания и тем самым внес существенный вклад в развитие герменевтики.
Г. Гадамер (1900—2001) — немецкий философ, ученик М. Хайдеггера, является крупнейшим представителем современной герменевтики. Он рассматривает понимание как универсальный способ человеческого бытия. Человек сталкивается с необходимостью понимать себя, понимать другого, понимать происходящие события, понимать историю, понимать искусство и т. д. Бытие человека с этой точки зрения можно назвать пониманием. Таким образом, герменевтика Г. Гадамера становится онтологией, учением о бытии. При этом необходимо отметить, что методологические функции герменевтики Г Гадамер не отрицает. Герменевтика как методология гуманитарных наук должна быть, с его точки зрения, дополнена герменевтикой-онтологией.
В работах современного французского философа П. Рикера (р. 1913) органично сочетается интерес к герменевтике, структурализму, психоанализу и другим философским течениям. Рассматривая понимание и интерпретацию как способы постижения смысла текста, П. Рикер подчеркивает, что смысл текста имеет много уровней. Поэтому результатом интерпретации всегда является конфликт множества интерпретаций, ни одна из которых не должна быть абсолютизирована. В качестве своеобразного текста П. Рикер рассматривает социальное действие. Человеческая деятельность является символически опосредованной, поэтому она имеет определенные.сходства с текстом и может быть интерпретирована как текст. В современную философию, ориентированную на синтез философских школ и течений, герменевтика входит в качестве необходимого элемента всякого философствования.
37. Бытие
как философская категория.