Понятие философии, ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций

Описание работы

Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».

Файлы: 1 файл

filosofia_gotovaya.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

Производственные отношения – социальная характеристика способа производства. Как эти произведенные продукты будут распределены, обменяны и т.д.+ Произв. отношения – отношения людей в процессе производства: отношении собственности, отношения потребления, отношения распределения, отношения разделения труда.

  Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

 В непроизводственной  сфере создаются духовные, культурные  и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).

 В материальном производстве  изготавливаются вещественные блага  (промышленность, сельское хозяйство  и т. д.) и оказываются материальные  услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).

 Истории известны две основные  формы материального общественного  производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основными чертами такого хозяйства являются замкнутость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

 Важнейшая роль в материальном  производстве принадлежит используемым  производителем технике и технологии.

 За всю экономическую историю  произошли три технические революции  в производстве.

 Во время первой — неолитической — революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв — темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.).

 Вторая — промышленная —  революция приходится на вторую  половину XVIII — 50—60-е гг. XIX в. Ее  называют промышленной, поскольку  основное содержание этой революции  составил промышленный переворот  — переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. +демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40— 50-е гг. XX в. научно-технической революции.

 Научно-техническая революция  - качественный скачок в развитии  производительных сил общества, переход его в новое состояние  на основе принципиальных перемен  в системе научных знаний.

 Основные направления научно-технической революции:

1) автоматизация и компьютеризация  производства;

2) внедрение новейших информационных  технологий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструктивных  материалов;

5) освоение новейших источников  энергии;

6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

 Результатом этой революции  стал переход к постиндустриальной  стадии производства и информационному  обществу. Наибольшее развитие теперь  получает сфера услуг, в которой  работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.

 Каждая из перечисленных  выше технических революций повлекла  за собой смену господствовавшего  технологического способа производства  новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства:

1) присваивающий;

2) аграрно-ремесленный;

3) индустриальный;

4) информационно-компьютерный.

 Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда.

Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика — продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.

 

58. Социальная  сфера жизни общества, ее структура.

 

Общество представляет собой множество  людей. Но это не простая сумма  отдельных индивидов. В этом множестве  возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях.

Естественно возникают вопросы: в  силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают  определенные общности, что они собой  представляют, какие между ними устанавливаются  связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.? Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни — его социальной сферы.

В философско-социологической науке  выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях и их дифференциации , микросоциальной структуре общества — первичных коллективах, семье и т.д.

Вместе с тем сложилась никем  особо не санкционируемая, но тем  не менее довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д.

Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни.

Под социальной структурой понимается расслоение и иерархическая организация  различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» -  stratum — слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

  Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д.

Исторически стратификация, т. е. неравенство  в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождение.м человеческого  общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

  В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

Первой системой социальной стратификации  является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

  Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия.

  Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство. ко второй — ремесленни-ков, купцов и крестьян.

Наконец, еще одной стратификационной  системой является классовая. В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

В зависимости от исторического  периода в обществе выделяют в  качестве основных следующие классы:

 а) рабов и рабовладельцев;

 б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

 в) буржуазии и  пролетариата;

 г) так называемый  средний класс.

 Поскольку всякая  социальная структура представляет  собой совокупность всех функционирующих  социальных общностей, взятых  в их взаимодействии, в ней  могут быть выделены следующие элементы:

 а) этническая структура  (род, племя, народность, нация);

 б) демографическая  структура (выделение групп производится  по возрасту и полу);

 в) поселенческая  структура (городские жители, сельские  жители и т. д.);

 г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

 д) профессионально-образовательная  структура.

 Человек, занимающий  некоторое место в  структуре,  имеет возможность переходить  с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом  свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне(перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое) Такой переход называется социальной мобильностью. (Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.)

 Социальная мобильность  иногда приводит к тому, что  некоторые люди оказываются как  бы на стыке некоторых социальных  групп, испытывая при этом серьезные  психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы — люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

 Качественные изменения,  происходящие в экономическом  базисе современного российского  общества, повлекли за собой серьезные  изменения в его социальной  структуре. Формирующаяся в настоящее  время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

Информация о работе Понятие философии, ее предмет