Понятие философии, ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций

Описание работы

Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».

Файлы: 1 файл

filosofia_gotovaya.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

 В процессе изменения  социальной структуры современного  российского общества можно выделить  следующие тенденции:

1) социальная поляризация,  т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая  социальная мобильность;

3) массовая смена места  жительства работниками умственного  труда (так называемая «утечка  мозгов»).

 В целом можно  сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

 

59. Политическая сфера жизни общества. Место и роль в ней государства.

 

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

 Политическая надстройка существовала  не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появление политической и государственной власти. Первобытные же общества были неполитическими.

 Современная наука предлагает  различные определения политики. Среди них следующие:

1. Политика — это отношения между государства-ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика — это сфера деятельности групп, партий, индивидуумов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

 Под политической системой  общества понимают совокупность  различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

 Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач,  путей развитии общества;

2) организация деятельности общества  по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных  и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных  интересов субъектов политического  процесса;

5) разработка и внедрение в  общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и  безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической  жизни;

8) контроль за выполнением политических  и иных норм поведения, пресечение  попыток их нарушения.

 Основанием классификации политических  систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

 Политическая наука выделяет  четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.

 К институциональной подсистеме  относятся политические организации  (институты), среди которых особое  место занимает государство. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К первой группе — собственно-политическим — относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

 Ко второй группе — несобственно-политическим  — относятся организации, осуществляющие  свою деятельность в экономической,  социальной, культурной сферах жизни  общества (профсоюзы, религиозные  и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

 Наконец, к третьей группе  относятся организации, имеющие  в своей деятельности лишь  незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют  для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

 Основным институтом политической  системы общества является государство.  Его особое место в политической  системе предопределено следующими  факторами:

1) государство имеет самую широкую  социальную основу, выражает интересы основной части населения;

2) государство является единственной  политической организацией, обладающей  специальным аппаратом управления  и принуждения, распространяющим  свою власть на всех членов  общества;

3) государство располагает широким  набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые  основы функционирования всей  политической системы, принимает  законы, определяющие порядок создания  и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными  материальными ресурсами, позволяющими  обеспечить реализацию своей  политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

 Коммуникативная подсистема  политической-системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.

 Политические отношения строятся  на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы,акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

 

60. Духовная  сфера жизни общества. Общественное  сознание, его структура и закономерности развития.

 

Духовная сфера предстает  перед нами в качестве самой возвышенной, ибо именно здесь воочию рождается  и реализуется то, что отличает человека от других живых существ - дух, духовность. Здесь рождаются  духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными и синтетичными; здесь развертывается производство идей - этих уникальных творений человеческого духа; здесь в значительной степени происходит и их потребление.

Возвышенной является духовная сфера  жизни общества и в плане генетическом: будучи порождением общественной практики, исторически она завершает собой формирование социума, как такового. Напомним, что именно выделение умственного труда было завершающим актом в процессе общественного разделения труда. Возникнув как подсистема социума, духовная жизнь достроила социум доверху.

 

  духовные потребности - нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей (потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира и т.д.). Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства.

 

Ради удовлетворения этих потребностей и осуществляется духовное производство, представляющее собой в своем современном виде производство многофункциональное и многоотраслевое.

Среди функций духовного производства выделим прежде всего 1. духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Следует различать производство идей прикладных, одухотворяющих процесс  каждодневного совершенствования  общественной жизни и производство идей фундаментальных, способных во многих случаях взорвать старую "технологию» (концепция разделения властей в политико-правовом сознании). 2. Производство фундаментальных идей относится к числу важнейших функций духовного производства.

Потом  идеи, прикладные и фундаментальные должны дойти  до потребителя с помощью общеобразовательной и высшей школа, культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации.

 

функция духовного производства – 3.  производство общественного мнения - рельефно выражен идеологический момент.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО  СТРУКТУРА

 

Общественное сознание – воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. ОС представляет духовную культуру об-ва и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе о самом себе.

 

Общественное сознание обладает сложной  структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

 

 отношение общественного бытия  и общественного сознания - нельзя просто говорить о “первичности и вторичности”. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Вне сознания нельзя представить себе процесс общественной жизни, понять ход истории и объяснить ее события: история превратилась бы в "жизнь без самой жизни" (Гёте), в бездуховность.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса; в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

В силу специфики социально-исторической реальности, т.е. в силу того, что  и само сознание выступает как  неотъемлемый компонент этого бытия, нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. Общественное сознание ныне отмечено критичностью подхода к действительности и каждого человека к собственным поступкам. Это целительная направленность для всех сфер жизни общества. Способность народа к самокритике — свидетельство его духовной зрелости и свободы. Стремление “переродить жизнь изнутри” — выражение благороднейшей задачи всякого человеческого творчества. Любые реформы, не подкрепляемые общественным осознанием их смысла и необходимости, а внедренные сугубо экономически без мобилизации энергии духа, не могут привести к ожидаемым результатам.

 

"Каковы внутренние законы  развития общественного сознания?»

Информация о работе Понятие философии, ее предмет