Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:47, доклад

Описание работы

Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

Файлы: 1 файл

Понятие мировоззрения и его структура.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

Понятие мировоззрения и  его структура. Исторические типы мировоззрения 

 

 

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого  знания, духовной культуры. Зародившись  в VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем  Китае, Древней Греции, она стала  устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена

Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни  и смерти, о смысле жизни, о добре  и зле, справедливости и т.д. Эти  и другие «вечные» вопросы, каждый раз  заново решаемые новыми поколениями, составляют круг-вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для  понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы  формируют у человека общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.

 

Мировоззрение имеет сложную  структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно  выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент.  Он базируется на обобщенных  знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания  и представления о природе  в целом, об универсуме, космосе.  Здесь мы находим ответы на  вопросы: как возник мир, что  собой представляет жизнь, как  она возникла, в каких формах  существует во Вселенной, в  каком отношении она находится  к неживому. Кроме знаний о  природе, в познавательный компонент  мировоззрения включаются антропологические,  социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды  и представления людей. Это  обобщенные знания о самом  человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

2. Ценностно-нормативный  компонент. Он включает в себя  ценности, идеалы, нормы и т.д.  Понятие «ценность» используется  для указания на человеческое, социальное и культурное значение  определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо  предмета, явления удовлетворять  потребности, желания людей. В  систему ценностей человека входят  представления о добре и зле,  счастье и несчастье, о цели  и смысле жизни и т.д. Ценностное  отношение человека к миру  и к самому себе формирует  определенную иерархию ценностей,  на вершине которой располагаются  своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или  иных общественных идеалах. Идеал  является образцом (эталоном) для  деятельности человека в конкретной  обстановке и желаемой нормой  его поведения в будущем.

Оценка есть способ определения  ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает  меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного  человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной  у разных людей, социальных групп  и т.д.

Следствием устойчивой, повторяющейся  оценки человеком своих отношений  с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь  как отдельного человека, так и  всего общества. В нормах в большей  степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.

3. Эмоционально-волевой компонент.  Для того чтобы знания, ценности  и нормы реализовывались в  практических поступках и действиях,  необходимо их эмоционально-волевое  освоение, превращение в личные  взгляды, убеждения, верования,  а также выработка определенной  психологической установки на  готовность действовать.

Убеждение - это форма  углубления, укоренения знаний и ценностей  в систему мировоззрения, это  вера человека в правоту усвоенных  идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения  не всегда основываются исключительно  на рациональных знаниях. Убеждение - это  не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая  уверенность человека в правоте  идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой  компонент. Воля - способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения.

4. Практический компонент.  Мировоззрение - это не только  совокупность знаний, убеждений,  ценностей, идеалов и т.д., но  и реальная готовность человека  к определенному типу поведения  в конкретных обстоятельствах.  Без практической составляющей  мировоззрение носило бы крайне  абстрактный, отвлеченный характер.

 

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение  мировоззрения.

 

Мировоззрение - это предельно  обобщенная, упорядоченная система  взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

 

По характеру формирования и способу функционирования можно  выделить жизненно-практический и теоретический  уровни мировоззрения.

 

Жизненно-практический уровень  или обыденное мировоззрение - это  стихийно складывающийся тип мировоззрения  у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное обобщенное представление о мире и месте  человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом  смысле и на многообразном повседневном опыте.

 

Обыденное мировоззрение  включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного  человека. В нем нередки внутренние противоречия, предрассудки. Обыденно-житейское  мировоззрение в целом не способно критически разобраться во внутренней сущности сложных, разнообразных и  противоречивых отношений «человек - окружающий мир».

 

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом. Значение этого уровня заключается в том, что именно на нем происходит критическое  осмысление принципиальных основ мировоззренческих  убеждений, целей, идеалов, картины  мира, которые опираются на житейскую  мудрость традиций, на здравый смысл. К этому уровню относится философия.

 

Философия - это мировоззренческая  форма сознания, однако, не всякое мировоззрение  можно назвать философским. Понятие  мировоззрения шире, чем понятие  философия. Философия не совпадает  с мировоззрением, потому что, во-первых, зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения  до возникновения философии выполняли  мифология, религия, обыденное знание; в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в историческом процессе развития человечества, но и  с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий  представления о философии, тем  не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы  и по-своему отвечает на них.

 

Философия не является первичной  формой мировоззрения в истории  развития человечества, она возникает  на основе предшествующих мировоззренческих  форм - мифологии и религии. Таким  образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию.

 

Мифологическое мировоззрение - исторически первая, не-расчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.

 

Мифология (от греч.повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

 

Предпосылками мифологического  мировоззрения явились неспособность  человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического  мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы. Мифология  была первой попыткой сознательного  отношения человека к себе и окружающему  миру, попыткой человека с помощью  сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место  в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы  о происхождении Вселенной, Земли  и человека, о причинах возникновения  природных явлений, о жизни и  смерти человека, и т.д.

 

К отличительным чертам мифологического  мировоззрения можно отнести:

- синкретизм (нерасчлененное  единство реального и воображаемого,  знания и веры, естественного  и сверхъестественного);

- антропоморфизм (наделение  предметов природы, а затем  и общественных явлений человеческим  обликом и свойствами);

- гилозоизм (отсутствие  границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность  и т.д.).

 

Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления).

 

Ушла ли мифологическая форма  мировоззрения в прошлое? Можно  сказать, что в целом мифология  как мировоззренческая форма  исторически изжила себя, однако она  может-фрагментарно сохраняться в  современной культуре. Различные  формы общественного сознания (например, искусство) продолжают использовать элементы мифологии. В XX веке наблюдалось сознательное обращение некоторых направлений  искусства и литературы к мифам, в которых происходило переосмысление классических мифологических образов, а также сознательное мифотворчество.

 

При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для  распространения «социального»  или «политического» мифа. В ряде случаев власти стремятся создавать  мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом  или национальном превосходстве, о  непогрешимости вождей, о врагах и  т.д.).

 

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли  великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой  фонд искусства.

 

На смену мифологии  пришла религия. Религиозное мировоззрение  сформировалось на сравнительно высокой  стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет  культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и  сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни  людей.

 

Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии  и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии  тем, что не смешивает земное и  сакральное, а раздваивает мир  на земной (реальный, естественный, постигаемый  органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в  существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных  отличительных черт религии можно  назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

 

Качественно новым типом  мировоззрения является философское  мировоззрение.

 

Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo» - люблю, «sophia» - мудрость) - означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил  греческий математик и мыслитель  Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к  людям, стремящимся к интеллектуальному  знанию и правильному образу жизни. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней  Индии и Древней Греции. В этих регионах зародились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями, с первыми государствами и  классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю  науку и философию.

 

Философия - особая форма  познания мира, форма общественного  сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических  знаний о наиболее общих принципах  бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

 

По мере развития человеческого  общества, установления человеком определенных закономерностей бытия, совершенствования  познавательного аппарата появилась  необходимость возникновения новой  формы освоения мировоззренческих  проблем.

 

Философия зарождается из потребности рационального понимания  мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные  между собой определенными логическими  законами.

 

Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности  проблем и методов подхода  к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий  характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое  на протяжении тысячелетий накапливало  человечество. Однако решение мировоззренческих  проблем в зарождающейся философии  происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла.

Информация о работе Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения