Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:47, доклад

Описание работы

Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

Файлы: 1 файл

Понятие мировоззрения и его структура.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

 

 Мироощущение человека  молодого, полного сил, иное, чем  старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации  жизни требуют от людей большого  мужества и душевных сил. Одной  из ситуаций, вызывающих напряженные  переживания, является встреча  со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удов-летворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.

 

 Эмоциональный мир  человека определяет прежде всего  его мироощущение, но находит  выражение и в мировоззрении,  в том числе в мировоззрении  философском. Ярким выражением  возвышенных мировоззренческих  эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа  И. Канта: «Две вещи наполняют  душу всегда новым и все  более сильным удивлением и  благоговением, чем чаще и продолжительнее  мы размышляем о них, – это  звездное небо надо мной и  моральный закон во мне». Мировоззрение  – сложное взаимодействие интеллектуальных  и эмоциональных компонентов,  мироощущения и миропони-мания.

 

 Разум и чувства  входят в ткань мировоззрения  не обособленно, а во взаимосплетении,  кроме того, они сочетаются с  волей. Это придает всему составу  мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере  его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к  тому, чтобы стать более или  менее целостным комплексом убеждений.  Включаясь в мировоззрение, различные  его составляющие (знания, ценности, программы действий) приобретают  новый статус: они вбирают в  себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Убеждения – взгляды, активно  принимаемые людьми, соответствующие  всему складу их созна-ния,  жизненным устремлениям. Во имя  убеждений – так велика их  побудительная сила – люди  порой рискуют жизнью и даже  идут на смерть.

 

 Новый облик в целостном  составе мировоззрения получают  знания.

 

 Срастаясь со всей  совокупностью взглядов, позиций,  чувств, они в тенденции становятся  больше, чем просто знанием, превращаются  в познавательные убеждения –  в целостный способ видения,  понимания мира, ориентации в  нем. Силу убеждения приобретают  также нравственные, правовые, политические  и другие взгляды – ценности, нормы, идеалы. В сочетании с  волевыми факторами они становятся  основой жизни, поведения, действия  личностей, общественных групп,  наций, народов, а в пределе  – всего мирового сообщества.

 

 Важное условие (и  показатель) переплавки взглядов  в убеж-дения – возрастающая  степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он прости-рается  от практической, жизненной, познавательной  несомнен-ности (или очевидности), то есть вполне рациональной  веры, до религиозных верований  или даже легковерного принятия  нелепых вымыслов, что тоже свойственно  человеческому сознанию определенного  типа и уровня.

 

 Существенная роль  убеждений в составе мировоззрения  не исключает положений, принимаечых  с меньшей уверенностью или  даже недоверием.

 

 Сомнение – обязательный  момент самостоятельной, осмысленной  позиции в области мировоззрения.  Фанатичное, безоговорочное принятие  той или иной системы ориентаций, срастание с ней – без внутренней  критичности, собственного анализа  – называют догматизмом. Жизнь  показывает, что такая позиция  слепа и ущербна, не соответствует  сложной, развиваю-щейся действительности, более того, религиозные, политические  и другие догмы нередко оказывались  в истории, включая и исто-рию  советского общества, причиной тяжких  бед. Вот почему, ут-верждая сегодня  новое мышление, так важно формировать  ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни  во всей ее сложности. Важную  роль в расшатывании догм играют  здоровое сомнение, вдумчивость,  критичность. Но при нарушении  меры они могут породить другую  крайность – скептицизм, неверие  ни во что, утрату идеалов,  отказ от служения высоким  целям.

 

 Итак, мировоззрение –  сложное, напряженное, противоречивое  единство знаний и ценностей,  и интеллекта и эмоций, миропони-мания  и мироощущения, разумного обоснования  и веры, убежде-ний и сомнений, общественно значимого и личностного,  тради-ционного и творческого  мышления. В мировоззрении реально  различичы – по степени познавательной  глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов

 

 – также повседневно-практический  и теоретический пласты, уровни.

 

 Жизненно-повседневное  и теоретическое миропонимание

 

 Во все исторические  эпохи обнаруживали себя и  продолжают сохранять важное  значение в наши дни мировоззренческие  взгляды, идеи, основанные на здравом  смысле, обширном и многообразном  повседневном опыте. Их нередко  называют «жизненной философией. Эта стихийно складывающаяся  форма мировоззре-ния заключает  в себе мироощущение, умонастроение  широких слоев общества. Данный  пласт сознания очень важен,  поскольку является массовым  и реально «работающим» сознанием.  Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в  нашей стране принципы нового  политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления  коснулись не единиц, а вошли  в сознание тысяч, миллионов  людей, стали импульсом их Жизни,  действия.

 

 Жизненно-практическое  мировоззрение неоднородно, по-скольку  неоднородны – по характеру  образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям  – его носители. Отсюда широта  диапазона «жизненной философии  – от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания  до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и др.

 

 Своеобразной разновидностью  жизненно-практического миро-воззрения  являются взгляды, формирующиеся  под влиянием знаний и опыта  людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении  ученых, инженеров, политических  деятелей, чиновников. Обобщения жизненного  опыта через де-ятельность педагогов,  публицистов, писателей, представителей  творческих профессий в различных  видах искусства внедряются в  общественное сознание, реально  живут и функционируют в нем.

 

 Современная ситуация  наглядно свидетельствует о том,  что люди, составляющие цвет науки,  культуры, глубоко и масштабно  размышляющие о больших, жизненно  важных проблемах, оказывают формирующее  воздействие на общественное  мировоззрение.

 

 Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического  и другого творчества, могут в  определенной степени воздействовать  и на мышление профессиональных  философов. Яркий пример тому  – огромное влияние творчества  Л. Н.

 

 Толстого, Ф. М. Достоевского  на отечественную и мировую  философию.

 

 Мировоззрение, выраженное  в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает  в себе не только богатую  «память веков», убедительный жизненный  опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков.  Такое миропонимание порой слабо  защищено от ошибок, подвержено  влиянию нездоровых настроений (националистических  и других), современных («мифов»  (например, вульгарно толкуе-мого  равенства) и иных не вполне  зрелых проявлений общественного  сознания, не говоря уже о целенаправленном  воздействии со стороны преследующих  свои узкоэгоистические цели  отдельных социальных групп. Не  застрахованы от такого рода  влияний и взгляды некоторых  людей, профессионально занятых  научным, литературным, инженерным  и другим трудом.

 

 Житейское миропонимание  в его массовых, повседневных  формах носит стихийный характер, не отличается глубокой про-думанностью,  систематичностью, обоснованностью.  Вот почему на этом уровне  не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с  концами», эмоции могут в критических  ситуациях захлест-нуть разум,  обнаруживая дефицит здравого  смысла. И наконец, ловседневное  мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры  мыслей и чувств, ориентации на  высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно-практическому  миропониманию лишь в наиболее  зрелых его проявлениях. Но  и на этом уровне воззрения,  формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются  специальному критическому анализу,  осмыслению.

 

 Это осуществляется  уже на другом, теоретическом  уровне миропонимания, к которому  принадлежит и философия. Поня-тие  мировоззрения охватывает более  широкий круг явлений, чем понятие  философии. Их соотношение схематично  можно пред-ставить в виде двух  концентрических кругов, где больший  круг – мировоззрение, а входящий  в него меньший – философия.

 

 В отличие от всех  других форм и типов мировоззрения,  философские системы взглядов  претендуют на теоретическую  мировоззрение обоснованность как  содержа-ния, так и способов  достижения обобщенных знаний  о действительности, а также принципов  философия и идеалов, определяющих  цели, средства и характер деятельности  людей. Философ в высоком смысле  этого слона не только сам  является носителем, творцом,  реформатором определенного мировоззрения,  но и видит свою задачу в  том, чтобы сделать мировоззрение  вообще предметом своего теоретического  анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его  критическому суду разума (характерно  в этом отношении название  трех важнейших философских сочинений  И. Канта: «Критика чистого  разума»,

 

 «Критика практического  разума», «Критика способности  суждения»), воссоздать систему миропонимания  и наиболее зрелой интеллектуальной  форме.

 

 Однако рассмотренная  нами градация «обыденное –  теоретическое» недостаточна для  понимания своеобразия философского  мировоззрения.

 

 Необходимо также определить  место философии среди других  социально- исторических типов  мировоззрения.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1

Философия как теоретическое  ядро мировоззрения

 

Мировоззрение — система  наиболее общих представлений о  мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается  как исходное. В нем представлен  основной, универсальный вопрос мировоззрения  — вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так  называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения  между ними:

1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную  обусловленность индивида и человечества  в целом;

2) гносеологическая, теоретикопознавательная  подсистема;

3) аксиологическая (ценностноориентационная)  подсистема;

4) духовнопрактическая подсистема (общие принципы познания, нормы  морали и т. п.). Во всех своих  аспектах предмет мировоззрения  концентрирует

лишь всеобщие моменты. Кроме  аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретнообразного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному  уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного  освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего  метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия  как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:

1) индивидуальноэкзистенциальные;

2) социальноклассовые;

3) внутринаучные;

4) художественноэтические.

Проблемы философского мировоззрения  являются порождением многообразных  потребностей человека и детерминируются  его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено  в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем  выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи  и сознания и является центром  философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся  на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность  задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры  мировоззрения являются знания. В  системе субъектнообъектногоотношния  выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры  мировоззрения. Это — идея как  звено, связующее объект и субъект.

!!!!!!!!!!!!!!!!!

Глава 3. Философия как  теоретический тип мировоззрения

 

 

3.1 Время, место и причины  возникновения философского мировоззрения.  Черты философского мировоззрения

 

 

Первые из известных оформленных  философских учений появляются на рубеже VII и VI вв. до н.э. практически одновременно в трех различных регионах: в Древней  Индии, Древнем Китае и Древней  Греции.

Информация о работе Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения