Мироощущение человека
молодого, полного сил, иное, чем
старого или безнадежно больного.
Критические, тяжелые ситуации
жизни требуют от людей большого
мужества и душевных сил. Одной
из ситуаций, вызывающих напряженные
переживания, является встреча
со смертью. Мощные импульсы мировоззрению
дают нравственные чувства: стыда, укоров
совести, чувство долга, морального удов-летворения,
сострадания, милосердия, а также их антиподы.
В мировоззрении того или иного времени
находят выражение типовые, преобладающие
настроения, «дух» эпохи, страны, тех или
иных социальных сил.
Эмоциональный мир
человека определяет прежде всего
его мироощущение, но находит
выражение и в мировоззрении,
в том числе в мировоззрении
философском. Ярким выражением
возвышенных мировоззренческих
эмоций могут служить, например,
знаменитые слова немецкого философа
И. Канта: «Две вещи наполняют
душу всегда новым и все
более сильным удивлением и
благоговением, чем чаще и продолжительнее
мы размышляем о них, – это
звездное небо надо мной и
моральный закон во мне». Мировоззрение
– сложное взаимодействие интеллектуальных
и эмоциональных компонентов,
мироощущения и миропони-мания.
Разум и чувства
входят в ткань мировоззрения
не обособленно, а во взаимосплетении,
кроме того, они сочетаются с
волей. Это придает всему составу
мировоззрения особый характер.
Мировоззрение, по крайней мере
его узловые моменты, его основа,
по сути, всегда тяготеют к
тому, чтобы стать более или
менее целостным комплексом убеждений.
Включаясь в мировоззрение, различные
его составляющие (знания, ценности,
программы действий) приобретают
новый статус: они вбирают в
себя отношение, позицию человека
(группы людей), окрашиваются эмоциями,
сочетаются с волей к действию.
Убеждения – взгляды, активно
принимаемые людьми, соответствующие
всему складу их созна-ния,
жизненным устремлениям. Во имя
убеждений – так велика их
побудительная сила – люди
порой рискуют жизнью и даже
идут на смерть.
Новый облик в целостном
составе мировоззрения получают
знания.
Срастаясь со всей
совокупностью взглядов, позиций,
чувств, они в тенденции становятся
больше, чем просто знанием, превращаются
в познавательные убеждения –
в целостный способ видения,
понимания мира, ориентации в
нем. Силу убеждения приобретают
также нравственные, правовые, политические
и другие взгляды – ценности,
нормы, идеалы. В сочетании с
волевыми факторами они становятся
основой жизни, поведения, действия
личностей, общественных групп,
наций, народов, а в пределе
– всего мирового сообщества.
Важное условие (и
показатель) переплавки взглядов
в убеж-дения – возрастающая
степень доверия к их содержанию,
смыслу. Диапазон человеческой веры,
уверенности широк. Он прости-рается
от практической, жизненной, познавательной
несомнен-ности (или очевидности),
то есть вполне рациональной
веры, до религиозных верований
или даже легковерного принятия
нелепых вымыслов, что тоже свойственно
человеческому сознанию определенного
типа и уровня.
Существенная роль
убеждений в составе мировоззрения
не исключает положений, принимаечых
с меньшей уверенностью или
даже недоверием.
Сомнение – обязательный
момент самостоятельной, осмысленной
позиции в области мировоззрения.
Фанатичное, безоговорочное принятие
той или иной системы ориентаций,
срастание с ней – без внутренней
критичности, собственного анализа
– называют догматизмом. Жизнь
показывает, что такая позиция
слепа и ущербна, не соответствует
сложной, развиваю-щейся действительности,
более того, религиозные, политические
и другие догмы нередко оказывались
в истории, включая и исто-рию
советского общества, причиной тяжких
бед. Вот почему, ут-верждая сегодня
новое мышление, так важно формировать
ясное, непредвзятое, смелое, творческое,
гибкое понимание реальной жизни
во всей ее сложности. Важную
роль в расшатывании догм играют
здоровое сомнение, вдумчивость,
критичность. Но при нарушении
меры они могут породить другую
крайность – скептицизм, неверие
ни во что, утрату идеалов,
отказ от служения высоким
целям.
Итак, мировоззрение –
сложное, напряженное, противоречивое
единство знаний и ценностей,
и интеллекта и эмоций, миропони-мания
и мироощущения, разумного обоснования
и веры, убежде-ний и сомнений,
общественно значимого и личностного,
тради-ционного и творческого
мышления. В мировоззрении реально
различичы – по степени познавательной
глубины, логической последовательности,
интеллектуальной силе аргументов
– также повседневно-практический
и теоретический пласты, уровни.
Жизненно-повседневное
и теоретическое миропонимание
Во все исторические
эпохи обнаруживали себя и
продолжают сохранять важное
значение в наши дни мировоззренческие
взгляды, идеи, основанные на здравом
смысле, обширном и многообразном
повседневном опыте. Их нередко
называют «жизненной философией.
Эта стихийно складывающаяся
форма мировоззре-ния заключает
в себе мироощущение, умонастроение
широких слоев общества. Данный
пласт сознания очень важен,
поскольку является массовым
и реально «работающим» сознанием.
Вот почему, кстати, так необходимо,
чтобы утверждаемые сегодня в
нашей стране принципы нового
политического, экономического, экологического,
социального, нравственного мышления
коснулись не единиц, а вошли
в сознание тысяч, миллионов
людей, стали импульсом их Жизни,
действия.
Жизненно-практическое
мировоззрение неоднородно, по-скольку
неоднородны – по характеру
образования, уровню интеллектуальной,
духовной культуры, по национальным,
религиозным и другим традициям
– его носители. Отсюда широта
диапазона «жизненной философии
– от самых примитивных, отсталых,
обывательских форм сознания
до проявления полноценного, просвещенного
здравого смысла, трезвой, разумной жизненной
ориентации в среде ученых, художников,
политиков и др.
Своеобразной разновидностью
жизненно-практического миро-воззрения
являются взгляды, формирующиеся
под влиянием знаний и опыта
людей в различных сферах деятельности.
Так, по праву говорят о мировоззрении
ученых, инженеров, политических
деятелей, чиновников. Обобщения жизненного
опыта через де-ятельность педагогов,
публицистов, писателей, представителей
творческих профессий в различных
видах искусства внедряются в
общественное сознание, реально
живут и функционируют в нем.
Современная ситуация
наглядно свидетельствует о том,
что люди, составляющие цвет науки,
культуры, глубоко и масштабно
размышляющие о больших, жизненно
важных проблемах, оказывают формирующее
воздействие на общественное
мировоззрение.
Мировоззренческие идеи,
возникающие в процессе научного,
художественного, политического
и другого творчества, могут в
определенной степени воздействовать
и на мышление профессиональных
философов. Яркий пример тому
– огромное влияние творчества
Л. Н.
Толстого, Ф. М. Достоевского
на отечественную и мировую
философию.
Мировоззрение, выраженное
в его обыденных, типовых, массовых,
элементарных проявлениях, заключает
в себе не только богатую
«память веков», убедительный жизненный
опыт, навыки, традиции, веру и сомнения,
но и множество предрассудков.
Такое миропонимание порой слабо
защищено от ошибок, подвержено
влиянию нездоровых настроений (националистических
и других), современных («мифов»
(например, вульгарно толкуе-мого
равенства) и иных не вполне
зрелых проявлений общественного
сознания, не говоря уже о целенаправленном
воздействии со стороны преследующих
свои узкоэгоистические цели
отдельных социальных групп. Не
застрахованы от такого рода
влияний и взгляды некоторых
людей, профессионально занятых
научным, литературным, инженерным
и другим трудом.
Житейское миропонимание
в его массовых, повседневных
формах носит стихийный характер,
не отличается глубокой про-думанностью,
систематичностью, обоснованностью.
Вот почему на этом уровне
не всегда выдерживается логика,
порой не «сходятся концы с
концами», эмоции могут в критических
ситуациях захлест-нуть разум,
обнаруживая дефицит здравого
смысла. И наконец, ловседневное
мышление пасует перед проблемами,
требующими серьезных знаний, культуры
мыслей и чувств, ориентации на
высокие человеческие ценности.
Эти черты присущи жизненно-практическому
миропониманию лишь в наиболее
зрелых его проявлениях. Но
и на этом уровне воззрения,
формирующие мысли и действия,
все же нечасто сами подвергаются
специальному критическому анализу,
осмыслению.
Это осуществляется
уже на другом, теоретическом
уровне миропонимания, к которому
принадлежит и философия. Поня-тие
мировоззрения охватывает более
широкий круг явлений, чем понятие
философии. Их соотношение схематично
можно пред-ставить в виде двух
концентрических кругов, где больший
круг – мировоззрение, а входящий
в него меньший – философия.
В отличие от всех
других форм и типов мировоззрения,
философские системы взглядов
претендуют на теоретическую
мировоззрение обоснованность как
содержа-ния, так и способов
достижения обобщенных знаний
о действительности, а также принципов
философия и идеалов, определяющих
цели, средства и характер деятельности
людей. Философ в высоком смысле
этого слона не только сам
является носителем, творцом,
реформатором определенного мировоззрения,
но и видит свою задачу в
том, чтобы сделать мировоззрение
вообще предметом своего теоретического
анализа, специального изучения,
обязательно подвергнуть его
критическому суду разума (характерно
в этом отношении название
трех важнейших философских сочинений
И. Канта: «Критика чистого
разума»,
«Критика практического
разума», «Критика способности
суждения»), воссоздать систему миропонимания
и наиболее зрелой интеллектуальной
форме.
Однако рассмотренная
нами градация «обыденное –
теоретическое» недостаточна для
понимания своеобразия философского
мировоззрения.
Необходимо также определить
место философии среди других
социально- исторических типов
мировоззрения.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!1
Философия как теоретическое
ядро мировоззрения
Мировоззрение — система
наиболее общих представлений о
мире в целом и месте человека
в нем. Данное определение принимается
как исходное. В нем представлен
основной, универсальный вопрос мировоззрения
— вопрос об отношении человека
к миру. Имеется множество других
определений, соподчиненных данному.
В понятие «мировоззрение» входят
«мир» и «человек», две так
называемые субстратные подсистемы
и четыре подсистемы, выявляющие отношения
между ними:
1) генетическая подсистема,
раскрывающая природную и социальную
обусловленность индивида и человечества
в целом;
2) гносеологическая, теоретикопознавательная
подсистема;
3) аксиологическая (ценностноориентационная)
подсистема;
4) духовнопрактическая подсистема
(общие принципы познания, нормы
морали и т. п.). Во всех своих
аспектах предмет мировоззрения
концентрирует
лишь всеобщие моменты. Кроме
аспектов, мировоззрение имеет уровни.
На уровне живого, конкретнообразного
созерцания имеются мироощущение, мировосприятие
и миропредставление; рациональному
уровню соответствуют миропонимание,
мироразмышление и т. п. Существуют
различные формы мировоззрения.
Они выделяются по способам духовного
освоения мира, по уровням субъекта
мировоззрения, по характеру всеобщего
метода, по общей ориентации в мире
и т. п. В качестве наиболее распространенных
в истории человеческой культуры
и наиболее значимых для ее развития
выступают следующие формы мировоззрения:
мифологическое, религиозное, обыденное,
сциентизированное и философия
как самостоятельная форма мировоззрения.
Главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуальноэкзистенциальные;
2) социальноклассовые;
3) внутринаучные;
4) художественноэтические.
Проблемы философского мировоззрения
являются порождением многообразных
потребностей человека и детерминируются
его многообразной деятельностью.
Все множество проблем философского
мировоззрения может быть сведено
в пять больших групп: онтологическую,
антропологическую, аксиологическую,
гносеологическую, праксеологическую.
Интегратором, ядром всех проблем
выступает основной вопрос философии.
Основной вопрос, или основная проблема,
философии фиксирует онтологическое
и гносеологическое отношение материи
и сознания и является центром
философской проблематики, отражающим
реальное ядро предмета философского
исследования. Первым компонентом, инициирующим
отношение субъекта к объекту, являются
потребности. Потребности делятся
на витальные и социальные. Формой
выражения потребностей является интерес.
Интерес как осознанная потребность
задает определенную направленность субъекта
к объекту, инициирует его активность.
Следующим компонентом структуры
мировоззрения являются знания. В
системе субъектнообъектногоотношния
выделяются два уровня знания: знания
объекта и знания субъекта. Своеобразным
«редактором» знаний человека о мире
и о себе являются ценности. Знания,
пропущенные через ценности, обеспечивают
еще один компонент структуры
мировоззрения. Это — идея как
звено, связующее объект и субъект.
!!!!!!!!!!!!!!!!!
Глава 3. Философия как
теоретический тип мировоззрения
3.1 Время, место и причины
возникновения философского мировоззрения.
Черты философского мировоззрения
Первые из известных оформленных
философских учений появляются на рубеже
VII и VI вв. до н.э. практически одновременно
в трех различных регионах: в Древней
Индии, Древнем Китае и Древней
Греции.