Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:47, доклад

Описание работы

Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

Файлы: 1 файл

Понятие мировоззрения и его структура.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

 

Появление философии - это  появление вторичного типа общественного  сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных  форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. reflexio - обращение назад) и тем  самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска-через частное  и общее обнаружить всеобщее. Это  равнозначно тому, что философия  выходит за рамки всего конечного  и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий  за пределы), так как оно находится  по ту сторону конечных вещей и  частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения  охватывают мир в целом, жизнь  человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими  проблемами в системе «мир - человек».

 

Таким образом, предмет философии  образуют всеобщие сущности мира и  его основных фрагментов. Философия  рационализирует складывающиеся в  различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о  мире и человеке, которые носят  название универсалий культуры. Универсалии  культуры -это категории, которые  аккумулируют исторически накопленный  социальный опыт и в системе которых  человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления  действительности, попадающие в сферу  его бытия. Универсалии культуры, прежде всего, это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах, это квинтэссенция накопленного человеческого опыта, опираясь на который каждое новое поколение познает и преобразует мир. Кроме того, они определяют и эмоциональное переживание человеком мира, его оценку явлений и событий окружаю щей действительности. Категории возникают, развиваются и функционируют в культуре как целостная система, где все элементы так или иначе связаны друг с другом. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации. В системе универсалий культуры можно выделить так называемые базисные,-универсальные категории, в которых обнаруживаются необходимые, существенные свойства и характеристики объектов, явлений мира. Эти свойства выявляются практикой в предметном мире, а затем переносятся в идеальный план сознания, фиксируясь в форме категорий пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.п. Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответствующие характеристики и свойства. Кроме базисных категорий в системе универсалий культуры можно выделить категории, посредством которых выражены характеристики и свойства субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: человек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.п. Эти категории уже не имеют статуса всеобщих и универсальных категорий бытия, а применимы только для сферы социальных отношений. Однако в жизнедеятельности человека они играют не меньшую роль, чем базисные категории. Они фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивидов в систему социальных отношений и коммуникаций.

 

Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выступает в качестве ее фундаментальных  мировоззренческих структур. Она  выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о  природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого  мира и т.д. В каждом типе культур  присутствует специфический для  них категориальный строй сознания, который выражает особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения  и деятельности людей, принятую в  нем шкалу ценностей. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного  исторического типа (в обыденном  языке, феноменах нравственного  сознания, художественном освоении мира и т.п.). Они выражают мировоззрение  данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание  человеком мира, что позволяет  рассматривать их в качестве оснований  культуры соответствующей эпохи.

 

Для человека, сформированного  соответствующей культурой, смысл  ее универсалий чаще всего выступает  как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он организует свою деятельность и строит свою жизнь.

 

В процессе философской рефлексии  над универсалиями культуры формируется  язык философии, представляющий собой  систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложимы не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности.

 

Специфика философской рефлексии  над основаниями культуры заключается  в том, что с ее помощью осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как  самосознание культуры.

 

Если обобщить все вышеизложенное, то можно сказать, что исходным началом  философского анализа, исследования, становятся результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения обществом действительности (обыденного, религиозного, мифологического, художественного, научного). Исторически философия  возникает как рационально-теоретический  тип мировоззрения и особая форма  духовного освоения реальности, в  процессе которой вырабатывается целостная,- и предельно обобщенная система  знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними в системе  логических категорий. Философские  категории, законы, принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и мышление. Философия как бы сводит воедино  все знания о единичном, конкретном, особенном, закономерном в обобщенно-систематизированное  отражение действительности. Таким  образом, философия - это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По своей сути она призвана вскрывать  рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и  человека.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Понятне мировоззрения

 

 Мировоззрение – необходимая  составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один  из его элементов в ряду  многи х других, а их сложное  взаимодействие. Разнородные «блоки»  знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в  мировоззрении, предстают как  более или менее целостное  понимание людьми мира и самих  себя.

 

 Жизнь людей в обществе  носит исторический характер. То  медленно, то ускоренно, интенсивно  изменяются во времени все  составляющие общественно- исторического  процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мироиоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и мальте, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории и предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. й о в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

 

 Строго говоря, каждый  человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы. й все же и многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.

 

 Мировоззрение – образование  интегральное. В нем принципиально  важна связь его компонентов,  их «сплав». й как в сплаве  различные сочетания элементов,  их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит  и с мировоззрением.

 

 В состав мировоззрения  входят и играют в нем важную  роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас  знаний в ту или иную эпоху,  у того или иного народа  или отдельного человека, тем  более серьезную опору может  получить соответствующее мировоззрение.  Наивное, непросвещеиное сознание  не распола-гает достаточными  средствами для четкого, последовательного,  рационального обоснования своих  взглядов, обращаясь часто к фан-  тастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

 

 Степень познавательной  насыщенпости, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной.

 

 Познания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются

 

 «образы» прошлого  и «проекты» будущего, получают  одобрение (осуждение) те или  иные способы жизни, поведения.

 

Програмы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

 

 В ценностном сознании  формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие)  идеалы. Важнейшими понятиями, с  которыми издавна связывалось  ценностное сознание, выступали  понятия добра и зла, красоты  и уродства. Через соотнесение  с нормами, идеалами осуществляется  оценивание – определение ценности  происходящего. Система ценностных  ориентаций играет очень важную  роль в индивидуальном и групповом,  общественном мировоззрении. При  всей их разнородности познавательный  и ценностный способы освоения  мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть  как-то уравновешены, приведены в  согласие. Должно достигаться также  напряженное единство других  «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззре-ния: чувств  и разума, пониыания и действия, веры и сомнения, теоретического  и практического опыта людей,  осмысления прошлого и видения  будущего. Их соотнесение, сочетание,  синтез – сложная и мучительная  духовно-практическая работа, призванная  обеспечивать связанность и целостность  человеческого опыта, всей системы  ориентаций.

 

 Мировоззрение – комплексная  форма сознания, объемлющая самые  разные

 

 «пласты» человеческого  опыта, – способно раздви-гать  узкие рамки повседневности, конкретного  места и времени, соотносить  данного человека с другими  людьми, включая и тех, что жили  раньше, будут жить потом. В  мировоззрении накапли-вается опыт  уяснения смысловой основы человеческой  жизии, все новые поколения  людей приобщаются к духовному  миру прадедов, дедов, отцов, современников,  что-то бережно храня, от чего-то  решительно отказываясь.

 

 Итак, мировоззрение –  это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое  общее видение, понимание мира.

 

 Мироощущение и миропонимание

 

 В различных формах  мировоззрений по-разному представлены  интеллектуальный и элмоциокальный  опыт людей. Эмоционально- психологическую  сторону мировоззрения на уровне  настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познава-тельных  образов мира с использованием  наглядных представлений относят  к лировосприятию.

 

 Познавательно-интеллектуальную  сторону мировоззрения составляет  миропонимание.

 

 «Коэффициент интеллектуальности»  мировоззрений различен. Неодинакова  также степень их эмоциональной  насыщенности. Но так или иначе,  мировоззрения включают в себя  оба эти «полюса». Даже самые  зрелые по мысли формы мировоззрений  не сво-дятся без остатка лишь  к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение – не просто  набор нейтральных знаний, бесстрастных  оценок, рассудительных действий. В  его формировании участвует не  одна лишь хладнокровная работа .ума, но и человеческие эмоции.

 

 Жизнь в природном  и общественном мире рождает  в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением  сопряжены любознательность, удивление,  чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории,  благоговения, восхищения, трепета,  тревоги, напряжения и многие  другие. Среди мировоззренческих  эмоций есть окрашенные в «мрачные»  тона тревоги, страха, отчаяния. К  ним относятся чувство неуверенности,  беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного  надрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за  свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на 3емле, за судьбы  культуры. Вместе с тем людям  присущ также целый спектр

 

(«светлых») эмоций: ощущения  радости, счастья, гармонии, полноты  телесных, душевных, интеллектуальных  сил, удовлетворенности жизнью, своими  свершениями.

 

 Сочетания таких чувств  дают вариации типов человеческих  мироощущений.

 

 Эмоциональный настрой  может быть радостным, оптимистическим  или же мрачным, пессимистическим; эгоистическим или же полным  душевной щедрости, заботы о других; счаст-ливым или несчастным и  т. д. В настроениях сказываются  обстоятельства жизни людей, различия  их социального положения, национальные  особенности, тип культуры, индивидуальные  судьбы, темперамент, возраст, состояние  здоровья.

Информация о работе Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения