Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:47, доклад
Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
Тем не менее, есть основания предполагать, что истоки философии восходят к более ранним периодам истории индийской, египетской и вавилонской цивилизаций, в мифологических и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определенные философские мотивы.
Первоначально философская мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений.
Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений.
В целом философия возникает в период кризиса мифолого-религиозного сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности.
Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения новых жизненных ориентиров.
Попытки решения этих задач и приводят к развитию философии как свободного, критичного, разумного размышления о мире и человеке.
Черты философского мировоззрения:
1. Философское мировоззрение
это теоретический взгляд на
мир с позиций активного
2. В философии сформировался
жёсткий категориальный
Язык философии - не образы, не картинки, а категории.
3. Философия логична и доказательна.
Положения философии не просто
утверждаются, а выводятся, доказываются
в соответствующей
4. Философия - рефлективный
тип мировоззрения. В нём
5. Свободомыслие - объективный
принцип философии. По самой
своей природе философия
3.2 Философское мировоззрение
Его особенность состоит,
прежде всего, в том, что оно представляет
собой общее теоретическое
Рассматривая проблему «человек
- мир» философия трансформирует ее
в более абстрактную проблему
соотношения духовного и
Предельность абстракций и универсальность постановки мировоззренческих проблем - особенность философского мировоззрения. Именно теоретический характер осмысления общественной практики позволяет философии выработать и обосновать те принципы и идеалы, которые ориентируют человека в мире. Философия не просто познает действительность (как это делает наука), но и интерпретирует ее определенным образом, осмысливает, оценивает. Философское мировоззрение наиболее синтетично, так как оно опирается на совокупный опыт человечества, обобщает и синтезирует различные типы отношения человека к миру.
Философия является формой самосознания человеческой деятельности вообще.
Философское мировоззрение
есть, прежде всего, постановка вопросов,
осознаваемых как главные вопросы.
Вопросы эти возникают не только
из научных исследований, но также
из индивидуального и общественно-
3.3 Философское мировоззрение и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся.
Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента - природный и общественный мир, а так же человек в их взаимосвязи - были и остаются главными предметами философских размышлений.
Философия - это теоретически
разработанное мировоззрение, система
самых общих теоретических
К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой - рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или мы приписываем ей ценность?
Отсюда следует, что вопрос
о соотношении материи и
Различное решение этого вопроса, который Ф. Энгельс характеризовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, определяет водораздел между главными направлениями философии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первично, материя или сознание; вторая - как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т. е. познаваем ли мир.
Различные решения первой
стороны основного вопроса
Если же идти дальше, то в свою очередь отношение человека к миру троякое - познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос - что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться?
Как мы уже отметили выше, вопрос, который изначально решала философия, это вопрос о том, что есть мир, что мы знаем о нем, поскольку без этого не решить и вопрос об отношении человека к миру.
Но познание мира было делом
не только философии. Особенность философии
состоит в том, что она изначально
выступала как универсальное
теоретическое познание, как познание
всеобщего, всеобщих принципов бытия.
Именно это отграничивало и
Наряду с этим философия, как уже отмечалось выше, призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т. д.
Но философствовать - значит
решать и проблемы ценности, практического
разума, как сказал бы Кант, прежде всего
проблемы нравственности и среди
них тот самый важнейший
Суть философствования, таким образом, не просто и не только в обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать человека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственных ценностей, учить умению подчинять свои поступки этим высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает быть человеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его счастье есть высшая цель. Определение путей достижения этой цели есть одна из центральных задач философии.
Развивая дальше понимание философии, распространив принципы материализма на понимание истории. К. Маркс вскрыл тот факт, что философия есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии с практикой, установил, что отношение человека к природе опосредуется общественным бытием, трудом, практикой.
В итоге философия выступила не только в виде обобщенного взгляда на природу, но и в качестве обобщенного взгляда на общество и его подсистемы.
Поле деятельности философии определяется тем, что она, как мы уже отметили выше, есть квинтэссенция культуры. Поэтому содержание философской науки представляло достаточно сложную систему.
Сложность и многогранность философского знания показал уже Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями осмысления этих перемен.
3.4 Проблема научности
философского мировоззрения.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию, компетентности в отличие от менее надежного, а то и просто легковесного мнения. Такое разграничение имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности. Значимо ли оно и для философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус истины, или же такие притязания беспочвенны?
Вспомним, что истинное знание, наука, как и философия, родилось в Древней Греции (математика, раннее научно-техническое знание, начала научной астрономии). Временем бурного развития естествознания, появления все новых наук о природе и обществе стала затем эпоха раннего капитализма (XVI-XVIII века), как и античность, отмеченная глубокой трансформацией и расцветом культуры. В XVII веке статус зрелой научно-теоретической области получила механика, составившая затем базу всей классической физики. Дальнейшее развитие наук пошло нарастающими темпами. Наука стала важнейшим фактором научно-технического прогресса, цивилизации. Ее социальный престиж высок и в современном мире. А что можно в этом отношении сказать о философии?
Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет в европейской культуре давние традиции. Философия и наука выросли здесь из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Обращение к истории познания позволяет установить их связь, взаимовлияние, конечно, тоже подверженное историческим изменениям. В соотношении философии и специального научного знания условно различают три основных исторических периода:
- совокупное знание древних,
обращенное к самым разным
предметам и именовавшееся "
- специализация знаний, формирование
все новых конкретных наук, их
отделение от совокупного
Информация о работе Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения