Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:47, доклад

Описание работы

Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

Файлы: 1 файл

Понятие мировоззрения и его структура.docx

— 57.21 Кб (Скачать файл)

 

Тем не менее, есть основания  предполагать, что истоки философии  восходят к более ранним периодам истории индийской, египетской и  вавилонской цивилизаций, в мифологических и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определенные философские мотивы.

 

Первоначально философская  мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений.

 

Первые ростки философии  взрастают на почве сомнения в  справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений.

 

В целом философия возникает  в период кризиса мифолого-религиозного сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности.

 

Возникает необходимость  отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также  необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения  новых жизненных ориентиров.

 

Попытки решения этих задач  и приводят к развитию философии  как свободного, критичного, разумного  размышления о мире и человеке.

 

Черты философского мировоззрения:

 

1. Философское мировоззрение  это теоретический взгляд на  мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится  взаимодействовать. Это совокупность  фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека  к миру. Эти идеи позволяют  людям сознательно ориентироваться  в мире и обществе, а также  мотивировать свои поступки.

 

2. В философии сформировался  жёсткий категориальный аппарат:  логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

 

Язык философии - не образы, не картинки, а категории.

 

3. Философия логична и  доказательна.

 

Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.

 

4. Философия - рефлективный  тип мировоззрения. В нём содержатся  размышления над собственными  представлениями о мире и месте  человека в этом мире, т.е. размышления  над собственными размышлениями.

 

5. Свободомыслие - объективный  принцип философии. По самой  своей природе философия требует  размышления, сомнения, допускает  критику идей, отказ от веры  в догматы и постулаты.

 

3.2 Философское мировоззрение

 

 

Его особенность состоит, прежде всего, в том, что оно представляет собой общее теоретическое мировоззрение. Именно теоретическая форма, опора  на логику и доказательства отличает философию от религии. Проблема «человек - мир» - ядро философского и религиозного мировоззрений.

 

Рассматривая проблему «человек - мир» философия трансформирует ее в более абстрактную проблему соотношения духовного и материального. В зависимости от ее решения в  философии сформировались два направления - материализм и идеализм. Материалистическое направление (мировоззрение) рассматривает  материальное начало как первичное, определяющее, а дух, сознание, разум - как свойство материи. Идеалистическое  направление (мировоззрение) рассматривает  духовное начало как главное, определяющее, а материю как порождение духа. Тот или иной вариант решения  проблемы взаимосвязи материального  и духовного определяет решение  многих других философских проблем, определяет философское мировоззрение  в целом.

 

Предельность абстракций и универсальность постановки мировоззренческих  проблем - особенность философского мировоззрения. Именно теоретический  характер осмысления общественной практики позволяет философии выработать и обосновать те принципы и идеалы, которые ориентируют человека в  мире. Философия не просто познает  действительность (как это делает наука), но и интерпретирует ее определенным образом, осмысливает, оценивает. Философское  мировоззрение наиболее синтетично, так как оно опирается на совокупный опыт человечества, обобщает и синтезирует  различные типы отношения человека к миру.

 

Философия является формой самосознания человеческой деятельности вообще.

 

Философское мировоззрение  есть, прежде всего, постановка вопросов, осознаваемых как главные вопросы. Вопросы эти возникают не только из научных исследований, но также  из индивидуального и общественно-исторического  опыта, на что уже указывалось  выше. Они могут быть названы главными, поскольку, ставя эти вопросы, философия  приступает к обсуждению того, что, существенно важно, для всего  человечества

 

3.3 Философское мировоззрение  и его ключевые проблемы: мир  и человек, бытие и сознание

 

 

Мы уже определили точку  отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два  с половиной тысячелетия, в течение  которых взгляды на содержание и  задачи философии развивались. Первоначально  философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных  наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное  содержание, его, так сказать, стержень сохранялся.

 

Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента - природный и общественный мир, а  так же человек в их взаимосвязи - были и остаются главными предметами философских размышлений.

 

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система  самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения  к миру. Две главные черты характеризуют  философское мировоззрение - его  системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы  философских взглядов.

 

К этому следует добавить, что в центре философии стоит  человек, что, с одной стороны, обусловливает  формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а  с другой - рассмотрение человека в  его отношении к миру, определение  его места, его предназначения в  мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что  есть наше знание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт  произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или  мы приписываем ей ценность?

 

Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т. е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское  учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются  через призму соотношения материи  и сознания.

 

Различное решение этого  вопроса, который Ф. Энгельс характеризовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, определяет водораздел между главными направлениями философии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая - что первично, материя или сознание; вторая - как относятся наши мысли  о мире к самому этому миру, т. е. познаваем ли мир.

 

Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практику, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются  с религиозными. В свою очередь, решая  вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке  зрения познаваемости мира, и агностиков, отрицающих возможность познания действительности.

 

Если же идти дальше, то в  свою очередь отношение человека к миру троякое - познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос - что я могу знать?; что  я должен делать?; на что я могу надеяться?

 

Как мы уже отметили выше, вопрос, который изначально решала философия, это вопрос о том, что  есть мир, что мы знаем о нем, поскольку  без этого не решить и вопрос об отношении человека к миру.

 

Но познание мира было делом  не только философии. Особенность философии  состоит в том, что она изначально выступала как универсальное  теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Именно это отграничивало и отграничивает  философию от конкретных наук.

 

Наряду с этим философия, как уже отмечалось выше, призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т. д.

 

Но философствовать - значит решать и проблемы ценности, практического  разума, как сказал бы Кант, прежде всего  проблемы нравственности и среди  них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставил Сократ: "Что есть добро?"

 

Суть философствования, таким  образом, не просто и не только в  обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать  человека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственных ценностей, учить умению подчинять  свои поступки этим высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает  быть человеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его счастье  есть высшая цель. Определение путей  достижения этой цели есть одна из центральных  задач философии.

 

Развивая дальше понимание  философии, распространив принципы материализма на понимание истории. К. Маркс вскрыл тот факт, что философия  есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии с  практикой, установил, что отношение  человека к природе опосредуется общественным бытием, трудом, практикой.

 

В итоге философия выступила  не только в виде обобщенного взгляда  на природу, но и в качестве обобщенного  взгляда на общество и его подсистемы.

 

Поле деятельности философии  определяется тем, что она, как мы уже отметили выше, есть квинтэссенция  культуры. Поэтому содержание философской  науки представляло достаточно сложную  систему.

 

Сложность и многогранность философского знания показал уже  Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как  природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями  осмысления этих перемен.

 

3.4 Проблема научности  философского мировоззрения. Спор  о познавательной ценности философии

 

 

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с  тем прочно связывала философию  с наукой. Еще греческие мыслители  придавали большое значение подлинному знанию, компетентности в отличие  от менее надежного, а то и просто легковесного мнения. Такое разграничение  имеет принципиальный характер для  многих форм человеческой деятельности. Значимо ли оно и для философских  обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус истины, или же такие притязания беспочвенны?

 

Вспомним, что истинное знание, наука, как и философия, родилось в Древней Греции (математика, раннее научно-техническое знание, начала научной астрономии). Временем бурного  развития естествознания, появления  все новых наук о природе и  обществе стала затем эпоха раннего  капитализма (XVI-XVIII века), как и античность, отмеченная глубокой трансформацией и  расцветом культуры. В XVII веке статус зрелой научно-теоретической области  получила механика, составившая затем  базу всей классической физики. Дальнейшее развитие наук пошло нарастающими темпами. Наука стала важнейшим фактором научно-технического прогресса, цивилизации. Ее социальный престиж высок и  в современном мире. А что можно  в этом отношении сказать о  философии?

 

Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии  в системе человеческих знаний имеет  в европейской культуре давние традиции. Философия и наука выросли  здесь из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Обращение к истории  познания позволяет установить их связь, взаимовлияние, конечно, тоже подверженное историческим изменениям. В соотношении  философии и специального научного знания условно различают три  основных исторических периода:

 

- совокупное знание древних,  обращенное к самым разным  предметам и именовавшееся "философия". Наряду со всевозможными конкретными  наблюдениями, выводами практики, начатками  наук оно охватывало и обобщенные  размышления людей о мире и  о себе, которым в будущем предстояло  развиться в философию уже  в специальном смысле этого  слова. Первичное знание заключало  в себе одновременно пранауку  и прафилософию. По мере развития  той и другой в процессе  формирования собственно науки  и философии постепенно уточнялась  их специфика, четче определялось  родство и различие познавательных  функций;

 

- специализация знаний, формирование  все новых конкретных наук, их  отделение от совокупного знания (так называемой "философии"). Одновременно  шло развитие философии как  особой области знания, ее размежевание  с конкретными науками. Этот  процесс длился многие века, но  наиболее интенсивно происходил  в XVII-XVIII веках. Новые разделы  знания возникают и в наше  время и будут, надо думать, формироваться также в последующие  периоды истории. Причем рождение каждой новой дисциплины в какой-то мере повторяет черты исторического перехода от донаучного, протонаучного, первично-философского изучения предмета к конкретно-научному;

Информация о работе Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения