Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:05, реферат
Реформирование современной российской государственности в контексте западной либерально-демократической правовой доктрины приобрело деструктивный характер из-за, по сути, насильственного «насаждения» на отечественную правовую почву концепций правового государства, рыночной экономики, демократии, прав человека без учета национальных традиций и особенностей. В этой связи большое значение приобретает анализ в историко-правовом контексте взаимодействия отечественной правовой культуры с западноевропейской общественной мыслью и влияния европейских идей и концепций на возникновение и становление в России философии юридического позитивизма. Как известно, школа юридического позитивизма трактует право как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства и адресованных членам данного государства
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА 6
2. ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА XIX ВЕКА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22
Теоретики юридического позитивизма разрабатывали содержание правовых гарантий соблюдения прав человека, отстаивали принципы правовой связанности государства, идеи законности и правового равенства людей.
Либеральные реформы, проводимые в 60 - 70-х гг. XIX в., затронувшие все сферы политической, социальной и культурной жизни общества, стимулировали интенсивное развитие правовой мысли и правовой теории. К использованию позитивистской методологии ученых подталкивали конкретные задачи, вставшие перед правовой наукой. Возникла потребность в тщательном изучении, систематизации и комментировании правового материала. Сама логика дальнейшего развития правовой науки вела к догматической разработке действующего законодательства. Применяя философию позитивизма юридический позитивизм свел право к текстам источников права, преимущественно закона. Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии, упрочившей свои экономические и политические позиции, в незыблемости созданного строя, в могуществе ее государства и права. В условиях же российского самодержавно-крепостнического государства, с его запоздалым выходом на путь капиталистического развития, юридический позитивизм стал развиваться не ранее 60-х гг. XIX века. При отсутствии передового «третьего сословия» выразителями правовых чаяний становились дворянские идеологи, отягощенные историческими, религиозными, кастовыми пережитками и предрассудками, что не давало возможности полному расцвету буржуазной идеологии. Либеральная буржуазия выдвигала компромиссные требования, суть которых сводилась к реформаторству. Вопрос об уничтожении самодержавия подменялся вопросом о модернизации государственного аппарата. С этим была связана позитивистская разработка проблем государственной власти, ее содержания и форм, структуры путей развития. Уже в 40-50-х гг. XIX века, царившее тогда в отечественной науке, историческое правоведением в сочетании с ранним позитивизмом приобрело особую идеологическую форму, которую можно определить как «юридический историзм», внешним проявлением которого стала русская историко-юридическая школа. Преобладание юридического аспекта русской истории привело к убеждению в том, что данные почерпнутые из юридических актов, - самые неопровержимые исторические доказательства. Благодаря чему отечественное право окончательно утвердилось в качестве главного объекта исследования. Научная разработка отечественного законодательства стала первейшей задачей русских правоведов. При этом, хотя законодательство изучалось почти исключительно в историческом плане, однако от исследования права прошлых лет легко перейти к исследованию действующего права. Поэтому изучение действующего законодательства, не могло не быть научно-догматическим, так как без формально-догматической обработки права не может обойтись ни юриспруденция, ни сама цивилизованная система права.
Главную задачу догматики русские правоведы видели в формулировании «насколько возможно» точно и правильно положений действующего права, осуществлении систематической обработки действующего права, с целью облегчения их применения на практике. С этого времени в российской юриспруденции начинает действовать догматический подход. Попытка построить теорию права на формально-догматических аспектах правоведения и нашла свое выражение в юридическом позитивизме.
Вопрос о понятии права является ключевым, так как от его решения трактуются и другие правовые явления. Само право – динамическая система, которая знает разные конкретно-исторические способы выражения и обеспечения. Поэтому диапазон понимания и понятий права в научных трудах весьма широк. Так, говорит один из представителей юридического позитивизма Г.Ф. Шершеневич, слово право «получило в жизни столь широкое и неточное применение, что редкие люди, употребляя его, имеют в уме одно и то же представление. А между тем это основное понятие для всей юридической науки».33 При этом позитивисты считали, что такое расширение происходит главным образом за счет нравственности, так как право часто приписывает себе то, что на самом деле создается и поддерживается моралью. Вот почему вопрос о соотношении права и нравственности издавна занимает внимание и философов и юристов. Именно в отграничении права от нравственности представители колы юридического позитивизма видели истинный путь к выявлению сущности права.
Бесконечное разнообразие нравственных воззрений и в отдельных личностях, и в исторических эпохах разрушают иллюзию абсолютной нравственности и устанавливают относительность нравственных понятий. Тогда какая нравственность должна быть принята как идеальный образец для права. Спрашивается, во имя чего такой нравственный критерий может быть взят за основу.
С возникновением
позитивизма появилась
На процесс формирования философии позитивизма в России непосредственное влияние оказала западноевропейская философия. В своих теоретических поисках идеологи различных социальных сил России пореформенного периода часто опирались на европейский позитивизм: на труды Д. Милля, Г. Спенсера, Э. Литтре и других западноевропейских мыслителей. Это влияние заключалось не в простом копировании западноевропейских идей позитивистских учений русскими философами и правоведами, а в модернизации и приспособлении этих идей к условиям своей страны с учетом национального правосознания.
Особое влияние на развитие позитивистских теорий права в России оказали социологические воззрения О. Конта. Вместе с тем, ее русских сторонников отталкивал чрезмерный объективизм этого французского философа, его пренебрежение психологической проблематикой, стремление представить процесс познания как один из аспектов мирового развития, которое осуществляется само по себе вне всякой связи с личностным творчеством ученого, в то время как русские мыслители связывали процесс познания с некими высшими нравственными задачами и не смотрели на него как на простое накопление новых сведений об окружающей действительности. Это порождало как восторженные, так и презрительные оценки позитивистской концепции со стороны русских мыслителей.
Однако уже в конце XIX - начале XX века позитивистская методология и основанные на ней философско-правовые идеи начинают испытывать кризис. Наряду с этим назревает потребность восстановить богатый запас естественно-правовых идей отечественных мыслителей, имеющим своим методологическим источником классическую немецкую философию. В это время Россия переживала поистине уникальный период своего развития. Своеобразие этой эпохи заключалось в сочетании посткрепостнического феодализма и современных на тот момент форм капитализма, средневековые стереотипы общественного сознания и европейские идеалы и ценности. Возобновившаяся с конца 80-х - начала 90-х гг. XIX века попытка построить правовое государство делает актуальной задачу внимательного анализа теоретического и практического опыта русского либерализма
Фундаментальные проблемы общественной системы на пороге XX столетия. Вновь потребовали того, чтобы была найдена духовно-философская основа для решения вопросов, связанных с назревшими изменениями в общественно-политической жизни общества. Для большинства русских либералов теоретической базой стала теория естественного права. Благодаря своей гибкости, глубине и ярко выраженной гуманистической направленности естественно-правовая теория стала своего рода мировоззрением, в рамках которого вырабатывались новые политико-правовые идеи. В России происходит бурный всплеск интереса к естественному праву, что и предопределило необходимость его возрождения после длительного господства позитивизма.
Подавляющее большинство представителей школы естественного права в России развивали свои идеи в русле неокантианства, неогегельянства и религиозной метафизики. Причем это возвращение к философским основам И. Канта и Г. Гегелясопровождалось не только их реанимацией, но и попытками восполнить «пробелы» философско-правовых доктрин этих авторов. Поворот значительной части русской интеллигенции к И. Канту во многом был обусловлен потребностью поднять значение личности в России, провозгласит ее абсолютную ценность и потребовать защиты человека и его прав.
Анализ исторического материала позволяет сделать вывод, что в теоретико-познавательном отношении основная проблема естественного права сводилась к соотношению права и нравственности. Ведь при правильном понимании взаимоотношения права с нравственным началом и при соответствующей правовой политике, закон начинает играть куда более позитивную роль, чем ему предлагается отнести. В том и состоит ценность естественно-правовой теории, что она опирается на категории свободы и прав человека, нравственные принципы и справедливость. Еще П.И. Новгородцев говорил, что существенным признаком школы естественного права является стремление к отысканию высших нравственных критериев положительных установлений, охраняемых властью и судами. На пути к абсолютному идеалу нравственная идея способствует выбору той конкретной цели, которая в настоящее время является высшей в моральном отношении, что, по его мнению, представляет собой единственную дорогу к реализации нравственного закона в жизнь. С позиций естественно-правовой теории, право приобретает свое подлинное значение, только в том случае, когда оно ориентировано на нравственное начало.
Обобщая опыт философско-правовой
интерпретации соотношения
Хотя в России теории естественного права появились еще в XVIII веке, но их господство в общественных науках не было долгим и лишь с 80-х годов XIX века в России наметилось оживление естественно-правовой мысли, главным образом, благодаря трудам Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева.
На основе проведенного исследования политико-правовых воззрений указанных выше русских мыслителей, выявлено, что сопряжение имен Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева отнюдь не случайно. В дискуссии между этими двумя философами затрагиваются фундаментальные вопросы, касающиеся сущностных понятий государства и права. Б.Н. Чичерин отстаивал независимость права, несводимость его к нравственности, но при этом отмечал, тем не мене, что право, так же, как и нравственность «имеют один корень - духовную природу человека».34 Согласно взглядам B.C. Соловьева право - это связующее звено между религией и нравственностью, с одной стороны, и государством - с другой. В связи с чем он дает такое определение права: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла».35
1 См.: Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1910; Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882; Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. Вопросы о позитивном праве. Ярославль, 1902; Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1904; МуромцевС.А. Определение и основное разделение права. М., 1879; Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905.
2 См.: Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000; Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001;Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.
3 См.: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Пяткина С.А. Русская буржуазная идеология. М., 1980; Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М., 1960; Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972; Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология к критике учений о праве. М., 1971.
4 Алексеев П.В. Философия., Москва, 2007 г., С. 73.
5 Алексеев П.В. Философия., Москва, 2007 г., С. 73.
6 Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства. Харьков, 1908. С. 100.
7 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 273.
8 Медушевский А.Н. Шершеневич Гавриил Феликсович // Общественная мысль России XVIII - начала XX века: Энциклопедия. М., 2005. С. 620.
9 Палиенко Н.И. Задачи и пределы юридического изучения государства и новейшее формально-юридическое исследование проблем государственного права. СПб., 1912. С. 18.
10 Палиенко Н.И. Учение о существе права... С. 89.
11 Пахман С.В. О современном движении в науке права. Речь, произнесенная в годовом собрании юридического общества, состоявшемся при С.-Петербургском университете 14 февраля 1882 г. // Вестник гражданского права. 2008. N 3. С. 187 - 232; Гольмстен А.Х. Юридические исследования и статьи. СПб., 1894. С. 4 - 7.
Информация о работе Позитивизм как важнейшее направление философии XIX века