Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:20, реферат
Цель исследования. Целью работы послужило исследование вопросов о причинах образования правового, нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.
С учетом названной цели в работе были поставлены следующие непосредственные задачи:
дать определение правового нигилизма, определить его признаки;
выявить основные формы выражения правового нигилизма, как общесоциального явления;
определить источники правового нигилизма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... 3
1 Понятие правового нигилизма………………………………………….. 5
2 Нигилизм как общесоциальное явление……………………………….. 10
3 Формы выражения правового нигилизма………………………………. 17
4 Источники правового нигилизма……………………………………….. 25
5. Правовой нигилизм в современной России и пути его преодоления.. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………............................ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 40
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1 Понятие правового нигилизма………………………………………….. |
5 |
2 Нигилизм как общесоциальное явление……………………………….. |
10 |
3 Формы выражения правового нигилизма………………………………. |
17 |
4 Источники правового нигилизма……………………………………….. |
25 |
5. Правовой нигилизм в современной России и пути его преодоления.. |
34 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….... |
38 |
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. |
40 |
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач социальных наук вообще и юриспруденции в частности является исследование проблемы наиболее эффективной реализации права в обществе, максимального использования его возможностей в целях упорядочения поведения участников правовых отношений. В российском обществе в условиях построения новой государственности на постсоветском пространстве, создания новой для России модели развития взаимоотношений личности, общества и государства с акцентом на приоритетное использование правовых средств, в разрешении возникающих вопросов. Проблема эффективности права становится особенно острой, именно поэтому представляется очень важным изучить предпосылки возникновения правового нигилизма, а также его природу как одной из форм мироощущения значительной части нашего общества, очень распространенного социального поведения. Раскрытие данного вопроса, возможно, позволит выяснить и генезис данного явления, его отличия от смежных явлений правовой действительности, а также подготовит почву для более подробного изучения путей снижения его уровня. Со всей очевидностью выступает и задача более детального изучения форм его выражения.
Предмет исследования составляет правовой нигилизм, его природа, условия существования, формы выражения в социальном мире.
Цель исследования. Целью работы послужило исследование вопросов о причинах образования правового, нигилизма, содержания данного явления, форм его выражения.
С учетом названной цели в работе были поставлены следующие непосредственные задачи:
Методологической основой работы является диалектический метод познания сути явлений, с позиции которого явления рассматриваются в контексте своей среды, а также связанная с ним совокупность таких общенаучных, исторической, социологической, культурологической, системной, междисциплинарной.
1. Понятие правового нигилизма
Цель данной главы – определить и раскрыть понятие правового нигилизма.
Рассматривая понятие правового нигилизма, нужно обратиться к истории самого права.
Еще на Древнем Востоке и в античных государствах (Греция и Рим) основополагающими проблемами общества были проблемы государства и права. Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества, в этих условиях огромное значение в регулировании общественной жизни отдавались законам. Пифагорейцы, например, законопослушание чтили высокой добродетелью, а сам закон – большой ценностью (это случай отсутствия правового нигилизма).
Вообще говоря, правовой нигилизм может быть пределен как состояние общественного сознания, для которого характерны:
Правовой нигилизм по сути есть правовое отчуждение; происходит как бы отторжение права, общество стремится обойтись без него. Здесь неизбежно возникает вопрос: а что, собственно, отторгается? Обычно ответ полагают само собой разумеющимся. Но это далеко не так.
В европейской правовой традиции в наиболее общем виде различают (противопоставляют) два типа правопонимания: юридический позитивизм и естественно-правовую школу. Сторонники первого направления видят в праве систему реально действующих (и.е. обеспеченные властным принуждением) правил поведения людей или (что то же самое) принудительный порядок общественных отношений.
Способы, формы создания, действия и обеспечения правопорядка могут быть различны. Так, в легистском (законническом) позитивизме право сводится к совокупности норм, содержащихся в законах и иных нормативных актах, исходящих от государства и защищаемых от нарушения его властью. Социологический позитивизм отождествляет право с фактически сложившимися общественными отношениями, ибо далеко не все законодательные предписания воплощаются в реальный правопорядок. Приверженцы психологической теории ищут право в мире человеческой психики и определяют его как императивно-атрибутивные (общественно-притязательные) переживания людей. Таким образом, принудительность правопорядка признается производной либо от государства, либо от общества, либо от человека, но в любом случае она остается его единственным отличительным признаком. Позитивизм неизменно уклоняется от субстационально-ценностного обоснования действующего правопорядка, полагая такую задачу ненаучной.
Естественно-правовая школа,
в противоположность
Предпринятый экскурс в теорию правопонимания потребовался нам для того, чтобы обосновать существование по меньшей мере трех «юридических нигилизмов»: легистского, социологического и собственно правового.
Легистский нигилизм предполагает:
Наконец, собственно правового нигилизма – это
Правовой нигилизм – это реакционное течение в буржуазных странах, которое выражается в отрицании законов и права как такового, юристы западных стран оправдывали часто незаконное действие властей, попирая тем самым правовые нормы. В качестве одного из наиболее известных «нигилистов» Запада назывался юрист Джон Дьюи.
Правовой нигилизм, будучи одной из форм нигилизма, не является просто отрицанием права, он формирует свою идеологию, в основе которой лежат способы урегулирования и упорядочивания отношений в обществе. Таким образом, сущность правового нигилизма определяется тем, что в качестве регулятора общественных отношений предлагаются альтернативные официальным, нередко далеко противоположные существующим, нормы и правила. Право не представляет ценности для носителей правового нигилизма. На основе этого понимания, под воздействием тех или иных факторов носителями правового нигилизма формируются идеологические представления, заменяющие правовые отношения. В качестве примера можно привести рассуждения Л.Н.Толстого о взаимоотношениях в обществе: «В душу человека вложен один высший, очень простой, ясный и доступный всем закон, не имеющий ничего общего с предписаниями людей, называемыми правами и законами. Этот закон любви к ближним давно был бы всеми усвоен, если бы не те коварные и зловредные усилия, которые делают для того, чтобы скрыть этот закон от людей»2; «Право, поддерживаемое силою, нарушает заповедь непротивления злу. Суда не должно быть. Для воздействия на зло есть только один путь - воздаяние добром за зло. Царствие Божие наступит тогда, когда мы будем руководствоваться не правом, а заповедями Христа»3.
Таким образом, из всего сказанного можно назвать следующие основные признаки правового нигилизма:
Вывод: В рассмотренной главе мы отметили, что нигилизм, это отторжение права и стремление общества жить без него, на этот счёт у многих историков и философов на разных этапах существования нигилизма имелись различные точки зрения, которые отражены в данной главе.
2. Нигилизм как общесоциальное явление
Цель данной главы рассмотреть нигилизм как общесоциальное явление.
Нигилизм вообще (в переводе с латинского – ничего) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил революционный характер. Например, о своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером4. В 1866 г. М.А. Бакунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последнему «искать молодую поросль новой молодежи в недоученных учениках Чернышевского и Добролюбова, в Базаровых, в нигилистах – в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля»5.
Развернутая характеристика социального нигилизма, широко распространившего в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г. и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С. Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее (интеллигенции. – Н.М.) нигилизма… Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей»6.