Природа как предмет филосовского осмысления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Понятие «природа» - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1)природа в смысле естественной среды обитания человека и 2)природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).

Содержание работы

Понятие природы…………………………………………………….2
Влияние природы на общество……………………………………..5
Географический детерминизм……………………………………...10
Геополитика…………………………………………………………12
Возникновение человеческого общества………………………….16
Единство и различие законов природы и общества…………........24
Влияние общества на природу……………………………………..40
Экологические и демографические проблемы современности…..42
Список использованных источников…………………………………..50

Файлы: 1 файл

Природа как предмет филосовского осмысления.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

На ранних этапах первенствующую роль играли источники средств жизни  (дикие растения, животные, коренья  и т.д.), а в дальнейшем с развитием производства на первый план все больше  выдвигались  естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, руды металлов и т.д.). Богатства второй группы стали в эпоху цивилизации одним из важнейших условий развития производства, а следовательно,  и всего общества.  Это свидетельствует о том, что сам характер  взаимодействия  человека  и общества с естественной средой

обитания определяется не одной только природной средой, но и уровнем развития производства.

В чем же конкретно  просматривается влияние природы, ее факторов на развитие общества, на ход и характер исторического процесса? Это влияние многогранно. Прежде всего природа является необходимой средой существования и развития общества. В природе  люди находят пресную воду для питья, орошения и других производственных нужд, воздух для дыхания и горения, строительные материалы, руду и уголь, нефть и газ, плодородные земли и др.

Наряду с этим природные  условия влияют на размещение производства, на территориальное разделение труда, а значит, и на расселение людей. Не сомненно влияние природных условий на темп развития общества. Так, чрезмерно суровые природные условия, подавлявшие человека, равно как и слишком щедрая природа, не стимулировавшая активность людей, сдерживали в свое время развитие общества и на Крайнем Севере, и в тропиках.

Известное влияние на общественную жизнь оказывают ритмичность  природных процессов. Это находит  свое отражение в цикличности  производства и потребления электроэнергии, в определенных производственных циклах в сельском хозяйстве и целом ряде так называемых сезонных отраслей промышленности.

Воздействие природы  на жизнь общества видно и в  том, что даже в наши дни стихийные  бедствия могут оказывать серьезное  влияние на жизнь людей в отдельных  районах (например, недавнее землетрясение в Китае

+Наконец, известное  влияние на состояние здоровья  и  самочувствие людей оказывают,  так сказать, космические факторы:  атмосферное давление, состояние  магнитного поля Земли, активность  Солнца.

 

3.Географический детерминизм

Географический детерминизм — концепция, согласно которой, природное и социально-экономическое окружение стран в той или иной степени предопределяет специфику их экономической, социальной и политической жизни.

Степень воздействия  природы на общество столь велика, что это послужило основой появления целого направления в социологии — географического детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов. Дань этому направлению отдавали многие мыслители: Платон, Аристотель, Бокль, Л. Мечников, Риттер и др. Так, например, Бокль, Монтескье, Реклю считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей. Характерно такое высказывание французского писателя, ученого Ш. Монтескье: «Народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Английский ученый Г. Бокль объяснял наличие рабства в Индии соответствующим жарким климатом, влияющим на психику индусов.

Разумеется, в подобной прямолинейности немало преувеличенного, а то и политически заказного (Индия в то время была колонией Великобритании!). Однако есть в подобных характеристиках и меткие наблюдения о влиянии природы на поведение, психику отдельных людей и этнических групп. Внимательно анализируя историю развития различных стран и этнические особенности народов, нельзя не отметить у последних зависимости от тех или иных природных, климатических условий.

Влияние географического  фактора, этнических особенностей населения на развитие общества необходимо учитывать. Это позволит обществу более эффективно строить свою политику с учетом природных особенностей. Другое дело — возведение географического фактора в абсолют! Крайности в науке, как и в любом деле, только вредят.

Интересной и оригинальной является «океаническая концепция» Л. Мечникова (1838—1888), родного брата  известного русского ученого, лауреата Нобелевской премии И. Мечникова. В  своей работе «Цивилизация и великие  исторические реки» (1889) русский ученый приходит к выводу о том, что развитие человеческого общества определяется в первую очередь освоением водных ресурсов и путей сообщения. Согласно его концепции, последовательно сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций. Первая из них — речная (древняя). В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Египта, Мессапотамии. Затем возникла Средиземноморская цивилизация, позволившая людям овладеть морскими пространствами и перемешаться с континента на континент. И, наконец, с открытием Америки и освоением океанов человечество вступило в период новой океанической цивилизации в масштабах всей Земли. При всей возможной спорности данной теории Л. Мечникова, в ней, в отличие от некоторых других социально-политических доктрин развития общества, не находится места для оправдания насилия, диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Она носит гуманистический, общечеловеческий смысл.

Как бы ни оценивать теории, которые относят к географическому  детерминизму, очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых, политиков и экономистов к более глубокому осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека. В то же время неумолимая и неподкупная практика как основной критерий истинности любых теорий свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы, возможности и обязанности общества, конкретных стран самим творить свою судьбу, несмотря на превратности климата, погоды и другие природные сюрпризы.

Представители географического  детерминизма в целом мирно пропагандировали свои идеи. В то же время постулаты  геополитики, теории, опирающейся на выводы географического детерминизма о значении природных факторов, могут  носить порой весьма агрессивный  характер. Теорию геополитики разрабатывали в основном ученые Западной Европы. Среди них Р. Четен (Швеция, автор термина «геополитика» — 1916 г.), Ф. Ратцель (1844—1904), К. Хаусхофер и др.

 

4.Геополитика

Геополитика (греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — общественная наука о контроле над пространством. Геополитика изучает физико-географическую, политическую, экономико-географическую, расово-антропологическую, культурно-конфессиональную, семантическую и, наконец, цивилизационную обусловленность динамики международных отношений, мировой торговли, глобальной онтологии человечества

Геополитика является одним  из влиятельнейших интеллектуальных направлений  ХХ века, определяющих характер исследований в таких областях, как внешнеполитическая и военная стратегия государств, национальные интересы, анализ и прогнозирование локальных и глобальных международных конфликтов.

Более-менее общепринятого  определения геополитики не существует, что связывается с относительной  молодостью этой научной дисциплины и сложностью объекта ее изучения. Критики считают, что такая неопределенность проистекает из паранаучного характера геополитики, перемешивающей реальные факты и концепции, уже изучаемые экономической и политической географией, политологией, теорией международных отношений, военной стратегией и т. д., с не верифицируемыми мифологическими конструкциями и идеологическими установками.

Обычно слово «геополитика»  употребляется в двух значениях - узком и широком. В узком значении это обладающая собственным методом, исследовательской традицией и научной «классикой» дисциплина, изучающая зависимость государственной политики, прежде всего - внешней, от географических факторов. Слово «геополитика» составлено из двух греческих корней: «гео»- земля и то, что связано с землей, «политикос»- то, что связано с «полисом» - государством, гражданством. В широком смысле это понятие обозначает сознательно проводимую или спонтанно формирующуюся политику государств, в той степени, в которой она связана с географическими и территориальными факторами. Предполагается, что геополитика как научная дисциплина изучает, прежде всего, геополитику в широком смысле слова.

Основателем современной  геополитики считается немецкий географ Фридрих Ратцель (1844-1904). В своих работах «Законы пространственного роста государств» и «Политическая география» он формулирует основы «пространственного подхода» к изучению политики. «Биогеографическая» концепция Ратцеля отталкивается от популярной во второй половине XIX века концепции эволюционизма. Он понимает государство как одну из форм жизни на Земле, возникающую из взаимодействия «Почвы» и «Народа». Для устойчивой жизни и развития государства ему необходимо «жизненное пространство» (Lebensraum), поэтому экспансия государства, расширение его территории представлялись Ратцелю естественными и неизбежными процессами, входе которых наиболее сильные государства вступают в «борьбу за существование».

Сам термин «геополитика»,или  «географическая политика», был  впервые употреблен шведским географом  и государствоведом Рудольфом Челленом(1864-1922), развившим идеи Ратцеля. В наиболее известной своей работе «Великие державы» и ряде других он предлагает концепцию геополитики как научной дисциплины в системе политических наук, изучающих «государство как географический организм в пространстве», наряду с другими дисциплинами, изучающими влияние на государство хозяйственного, демографического, социального и собственно властного, политического, факторов. В состав геополитики по Челлену входит топополитика - изучающая давление на государство его внешнего окружения, морфополитика - изучающая геометрическую форму государственной территории и ее удобство, и физиополитика - изучающая состав территории, ее естественные ресурсы и т.д. Геополитические факторы, наряду с хозяйственными, демографическими и формой государственного правления, являются важнейшими в возникновении мощи государства (одно из центральных для ранней геополитики понятий), силы, без которой государство обречено на гибель. Челленом разработана также концепция «великих держав», которые он делил на просто великие и «мировые державы», каждая из которых обладает большой мощью и имеет достоинства и недостатки своего геополитического положения, стремясь эти недостатки устранить в ходе геополитического противостояния. Так, для России характерны большое расширение территориальная монолитность, но при этом у нее ограничена свобода перемещения, ее доступ к теплым морям ограничен. Британская империя, напротив, обладала высокой свободой перемещения и огромным расширением, но лишена была территориальной монолитности.

Поскольку геополитика  как наука напрямую затрагивает  реальные национальные интересы тех  или иных государств, то ее развитие практически сразу пошло в  русле национальных школ, концепции  которых предопределялись реальной геополитикой государств, прежде всего - великих держав. Однако политические и идеологические принципы оформлялись и творчески выражались на концептуальном языке новой науки, поэтому некорректно говорить о геополитике только как о служанке политических интересов. Однако поскольку значение идеологического творчества в геополитике велико, то огромную роль в ней играют «авторские» концепции, созданные талантливыми исследователями и мыслителями, сумевшими выразить сущность национальной геополитической мифологии.

Геополитика в России

Геополитическая мысль России имеет  древнюю традицию, а в российской истории сменил друг друга ряд  правительственных геополитических  доктрин, научная дисциплина геополитика  была искусственно задержана в своем  развитии господством коммунистической идеологии, в рамках которой для геополитического мировоззрения не могло быть места. В дореволюционной России был выдвинут ряд идеологических доктрин, имевших сильный геополитический элемент - прежде всего славянофилами: Ф.И.Тютчевым, отстаивавшим идею воссоединения под русской властью всего римского и славянского мира, Н.Я.Данилевским, противопоставлявшим Россию и Европу как культурные типы, и К.Н.Леонтьевым, выдвинувшим концепцию «византизма» в противоположность популярному тогда панславизму. Те или иные частные геополитические аспекты обсуждались в многочисленных работах, посвященных глобальной военной стратегии Российской империи и ее интересам, прежде всего в рамках «Большой Игры» против Британии за главенство над Евразией.

Однако зрелая геополитическая концепция в дореволюционной России была предложена только географом В.П.Семеновым-Тян-Шанским (1870-1942), который в вышедшей в 1915 году работе «О могущественном территориальном владении применительно к России» предложил оригинальную геополитическую доктрину, оппонирующую главному догмату европейской геополитики о противостоянии Суши и Моря.

Влиятельнейшей геополитической  концепцией, оказывающей влияние  на русскую идеологию и политическую мысль и по сей день, является концепция евразийства, возникшая в русской эмиграции в 1920-30 годы (Н. С. Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.В. и А.В. Флоровские, Л.П.Карсавин, П. П. Сувчинский). Геополитическая доктрина евразийства была разработана географом П.Н.Савицким(1895-1968). Согласно Савицкому, Россия-Евразия является особым миром, особым «континентом», по отношению к которому «восточные» и «западные» регионы являются только периферией. В России, под влиянием ее особого ландшафта («месторазвития» в терминологии евразийцев), сочетания леса и Великой степи возник своеобразный хозяйственный тип, тяготеющий к автаркии, и своеобразный культурный тип, примиряющий в себе азиатское и европейское начала в «идеократическом», основанном на приоритете духа и религиозных ценностей синтезе. Этот синтез не носит национального, русского характера, поскольку впервые свое бытие Россия-Евразия обретает в империи Чингисхана, а Москва выступает наследницей Орды. В СССР евразийцы видели осуществление евразийской идеи на новом историческом этапе.

Настоящий геополитический «ренессанс» начался в России в 1990-е годы, что было связано как со снятием идеологических барьеров, так и с общеполитическим кризисом, заставившим искать новую формулу государственной и, в частности, геополитической идентичности России. Конкурирующие идеологические модели предполагали и возникновение целого спектра геополитических доктрин.

Современное либеральное западничество  в России не представило оригинальных геополитических концепций, мало развитыми  являются и концепции русско-националистического  толка. В последнее время развивается геополитическая мысль неоимперского направления, не принимающего постулатов евразийства, пытающаяся синтезировать идеи византизма и Российской империи с новейшими геополитическими моделями. Так же можно говорить о появлении своеобразной петербургской школы в геополитике, противопоставляющей застывшей структуре «москвоцентричного» геополитического пространства России динамичное «петербургоцентричное», ориентированное на активное взаимодействие с внешним миром.

 

 

 

5.Возникновение человеческого общества

Информация о работе Природа как предмет филосовского осмысления