Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:08, реферат

Описание работы

Новое время или новая история хронологически начинается с XVII века и характеризуется этот период освобождением от цепей феодализма: мир науки меняет свой образ, становясь доступным общественному контролю, что проявляет черты нарождающегося буржуазного общества. В Европе создаются предпосылки ускоренного развития техники, которые привели потом к промышленному перевороту. Но потребности практики, требующей новой техники и новых технологий, приходили в противоречие со старым мировоззрением. Наука Нового времени с самого начала сориентирована на активное разоблачение тайн природы и на практическое использование ее результатов.

Файлы: 1 файл

Философия СФУ.docx

— 28.73 Кб (Скачать файл)

Сибирский федеральный  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Обществознание

 

ЭССЕ 

 

Тема: Философия Нового времени: проблема метода познания

(Ф. Бэкон, Р.  Декарт).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Студентка группы ЭЭ12-05 БМ

 

                                        Кукуртчян Ш.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

Новое время или новая  история хронологически начинается с  XVII века и характеризуется этот период освобождением от цепей феодализма: мир науки меняет свой образ, становясь доступным общественному контролю, что проявляет черты нарождающегося буржуазного общества. В Европе создаются предпосылки ускоренного развития техники, которые привели потом к промышленному перевороту. Но потребности практики, требующей новой техники и новых технологий, приходили в противоречие со старым мировоззрением.  Наука Нового времени с самого начала сориентирована на активное разоблачение тайн природы и на практическое использование ее результатов.

Новое мировоззрение с особой остротой составила проблему выбора исторического пути развития европейской цивилизации: духовный или научно-технический прогресс? Западная Европа выбирает второй путь. Но пока еще не ясны последствия технических нововведений, воодушевляют развитие торговли, мореплавания, науки, техники, искусств.

Познание становится центральной  проблемой философии, а его отношение  к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. 

    1. Фрэнсис Бэкон - родоначальник империализма.

Первым философом, который  сознательно решил разработать  новый метод науки, был Френсис Бэкон (1561-1626).  Главный его труд — «Новый органон» («Органон» — свод логических трудов Аристотеля). Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы.

Основной задачей философии  Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки  – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для  того, чтобы достичь власти, ни для  неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь» . Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

Главным сочинением Бэкона по методологии научного познания был  «Новый Органон». В нем дается изложение  «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и  построению новой науки. В качестве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения  чувственных данных.

Ф. Бэкон поставил важный вопрос – о методе научного познания. В связи с этим, он выдвинул учение о так называемых «идолах» (призраки, предрассудки, ложные образы), препятствующих получению достоверного знания. Идолы  олицетворяют собой противоречивость процесса познания, его сложность  и запутанность. Они либо присущи  разуму по природе его, либо связаны  с внешними предпосылками. Эти призраки постоянно сопровождают ход познания, порождают ложные идеи и представления, мешают проникать «вглубь и даль природы». В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие разновидности идолов (призраков).

Во-первых, это «призраки  рода». Они обусловлены самой  природой человека, спецификой его  органов чувств и разума, ограниченностью  их возможностей. Чувства либо искажают предмет, либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем. Разум тоже бывает с изъянами, и, как кривое зеркало, нередко воспроизводит действительность в искаженном виде. Так, ему свойственно допускать преувеличение отдельных сторон, или же преуменьшать эти стороны. В силу названных обстоятельств данные органов чувств и суждения ума требуют обязательной экспериментальной проверки.

Во-вторых, имеют место  «призраки пещеры», которые также  значительно ослабляют и искажают «свет природы». Бэкон понимал  под ними индивидуальные особенности  человеческой психологии и физиологии, связанные с характером, своеобразием духовного мира и другими сторонами  личности. Особенно активное воздействие  на ход познания оказывает эмоциональная  сфера.

В-третьих, Ф. Бэкон выделял  «призраки площади» («рынка»). Они  возникают в ходе общения людей  и обусловлены, прежде всего, влиянием неправильных слов и ложных понятий  на ход познания. Эти идолы «насилуют» разум, ведут к смятению и бесконечным  спорам. Облаченные в словесную форму  понятия могут не только запутывать познающего человека, но и вовсе  уводить его в сторону от правильного  пути. Вот почему необходимо прояснить  истинное значение слов и понятий, скрывающиеся за ними вещи и связи окружающего  мира.

В-четвертых, существуют и  «идолы театра». Они представляют собой  слепую и фанатичную веру в авторитеты, что нередко имеет место в  самой философии. Некритическое  отношение к суждениям и теориям  способно оказывать тормозящее воздействие  на протекание научного познания, а  иногда и вовсе сковывать его. К данному роду призраков Бэкон  относил также «театральные» (неподлинные) теории и учения.

Все идолы имеют индивидуальное или же социальное происхождение, они  могущественны и упорны. Однако, получение истинного знания все  же возможно, и основным орудием  для этого является правильный метод  познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве Бэкона.

Метод («путь») — это совокупность процедур и приемов, применяемых  для получения достоверного знания. Философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить  познавательная деятельность. Это:

"путь паука";

"путь муравья";

"путь пчелы".

"Путь паука" –  получение знания из "чистого  разума", то есть рационалистическим  путем. Данный путь игнорирует  либо значительно принижает роль  конкретных фактов, практического  опыта. Рационалисты оторваны  от реальной действительности, догматичны  и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

"Путь муравья" –  такой способ получения знаний, когда во внимание принимается  исключительно опыт, то есть догматический.  Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют  внимание на практическом опыте,  сборе разрозненных фактов, доказательств.  Таким образом, они получают  внешнюю картину знания, видят проблему изнутри.

"Путь пчелы", по Бэкону, – идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь  берет все достоинства "пути  паука" и "пути муравья"  и в то же время освобождается  от их недостатков. Таким образом,  лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на  индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием  рационалистических приемов понимания  внутренней сущности вещей и  явлений разумом.

Ф. Бэкон полагал, что в  научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, который  предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий  к более сложным и развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное, как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). "От частного к общему" - так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Бэконовский метод - это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума.

В своем содержании индукция Ф. Бэкона представляет собой движение к истине посредством непрерывного обобщения и восхождения от единичного к общему, открытию законов. Индукция требует осмысления самых разных фактов: и подтверждающих предположение, и отрицающих его. В ходе эксперимента, происходит накопление первичного эмпирического материала, прежде всего выявление свойств предметов (цвет, вес, плотность, температура и пр.). Анализ позволяет произвести мысленное рассечение и анатомирование предметов, выявить в них противоположные свойства и характеристики. В результате должен быть получен вывод, фиксирующий наличие общих свойств во всем многообразии исследуемых предметов. Этот вывод может стать основой для выдвижения гипотез, т.е. предположений о причинах и тенденциях развития предмета. Индукция как метод опытного познания ведет в итоге и к формулировке аксиом, т.е. положений, уже не нуждающихся в дальнейших Доказательствах. Бэкон подчеркивал, что искусство открытия истины постоянно совершенствуется по мере открытия этих истин.

Ф. Бэкон считается родоначальником  английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времени. Он подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире является живой чувственный  опыт, практика человека. "Нет ничего в разуме, чего не было до этого в  чувствах", – так гласит основной тезис сторонников эмпиризма  как течения в гносеологии. Однако данные органов чувств, при всем их значении, все же нуждаются в  обязательной экспериментальной проверке и обосновании. Вот почему индукция и есть метод познания, соответствующий экспериментальному естествознанию.

II. Рационалистическая философия Рене Декарта

Заложенную  Ф. Бэконом традицию научной методологии  продолжил французский философ  и ученый Рене Декарт (1596 - 1650 гг.). Благодаря  ему во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раннего Нового времени.

Декарт, будучи незаурядным  математиком, пытался применить  ко всем наукам и в частности к  философии особенности математического  метода познания, он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. Всё то, что таких выводов не давало, не допускал к применению в качестве метода научного познания и подвергал сомнению. Чувственное познание не отличается точностью получаемых результатов и в полной мере зависит от субъективного восприятия мира, что вытекает из невозможности неоднородной по своему составу группой людей объективно оценить что-либо вследствие различия их способностей к восприятию окружающего мира и качественному отличаю их органов чувств. Чувственное познание не может выступать надёжным критерием истины и дать верных выводов, неверные вывод философы не приемлют, только на основе мышления можно добиться необходимого результата.

Декарт возражает против преувеличения представлений о  роли чувственного опыта в познание. По его словам, сущности вещей мы воспринимаем не по средствам ощущений, но с помощью разума и ограничивать человеческий разум только тем, что  видят глаза, значит наносить ему  великий ущерб. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.

В «Рассуждении о методе»  Декарт говорит, что научный метод  управляет разумом человека, ведет  его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себя определенные правила. Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:

«тщательно избегать поспешности  и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему  уму так ясно и отчетливо, что  ни в коем случае не возбуждает во мне  сомнения»;

«разделить каждое из рассматриваемых  мною затруднений на столько частей, насколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;

«мыслить по порядку, начиная  с предметов, наиболее простых и  легко познаваемых, и восходить  мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;

«составлять повсюду настолько  полные перечни и такие общие  обзоры, чтобы быть уверенным, что  ничего не пропущено».

Важнейшим из всех названных  выше правил является требование ясности  и определенности в суждениях. Процесс  мышления должен вести к постепенному преодолению всякого рода сомнений, но одновременно и к новым сомнениям. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств, и математические положения. Вообще, оно является весьма важным признаком мыслящего духа. "Я мыслю, следовательно, существую", - подчеркивал Декарт. "Во всем должно сомневаться", - призывал он. Излагая принципы своего метода, французский ученый сформулировал понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный "свет разума", который позволяет напрямую постигать истину

Значение творчества Р. Декарта состояло, прежде всего, в анти схоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции. Немецкий философ Г.Гегель подчеркивал, Что Декарт сделал предметом глубокого научного исследования саму человеческую мысль ("мыслящее "я") как таковую. Принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей его философии. По убеждению философа, возможности человеческого разума практически безграничны.

Философия Декарта и его  научные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии. Современная реакционная  буржуазная философия подчеркивает в учении Декарта его идеалистическое  учение о боге, о духовной субстанции, а также идеалистические черты его учения о познании. Передовая общественная мысль, отвергая идеализм и дуализм Декарта, высоко ценит в нем гениального мыслителя, новатора науки - математики, космогонии, физики, физиологии, одного из творцов материалистического понимания природы.

Философы Нового времени, откликаясь на запросы теории и практики, потребности естественных наук, активно  разрабатывали методы научного познания. Задача состояла в том, чтобы усилить  гносеологические возможности наук в изучении природы и тем самым  вооружить человека знаниями по использованию  ее сил. На этом пути философы достигли определенных позитивных результатов. Были выявлены не использованные ранее  эвристические возможности индукции, дедукции и других методов исследования.

Информация о работе Философия Нового времени: проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт)