Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:17, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении специфики смысла жизни человека в XVIII−XIX вв., а также в условиях глобальных проблем современности (XX в). Представленная цель конкретизируется и достигается в решении взаимосвязанных задач исследования, среди которых следующие: привести определение понятиям «смысл жизни», «цель жизни», а также выявить их различия, описать поиск смысла жизни человеком, отразить взаимосвязь смысла жизни с судьбой; рассмотреть понимание смысла жизни в классической немецкой и современной западной философии; описать смысл человеческого существования в современном мире.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Смысл жизни как философская проблема…………………..4
Понятие смысла жизни. Цель жизни. Поиск смысла жизни. Судьба
человека…………………………………………………………………..4
2 ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………11
2.1 Категорически - императивный смысл жизни по И. Канту…………11
2.2 Познание абсолютного духа Г. Гегеля как смысл человеческой
жизни……………………………………………………………………13
2.3 Деятельность человека как смысл жизни по И. Г. Фихте…………...15
2.4 Л. А. Фейербах о любви как вечном смысле человеческого бытия...18
3 ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ…20
3.1 Смысл бытия Мартина Хайдеггера………………………………….20
3.2 «Пограничные ситуации» Карла Ясперса как ключ к раскрытию
экзистенции……………………………………………………….…….23
3.3 Смысл жизни современного человека………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………….28

Файлы: 1 файл

Реферат Смысл жизни ПОСЛЕДНЕЕ!!!!ошлодш.docx

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

 «Белорусский государственный  университет транспорта»

 

 

Кафедра «Философия, история, политология»

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия и методология науки»

«Проблема смысла жизни человека в классической и

современной философии»

 

 

                   

 

 

 

 

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

  1. Смысл жизни как философская проблема…………………..4
    1. Понятие смысла жизни. Цель жизни. Поиск смысла жизни. Судьба

человека…………………………………………………………………..4

2 ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ  В КЛАССИЧЕСКОЙ 

           ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………11

2.1 Категорически - императивный смысл жизни по И. Канту…………11

2.2 Познание абсолютного духа Г. Гегеля как смысл человеческой  

        жизни……………………………………………………………………13

2.3 Деятельность человека как смысл жизни по И. Г. Фихте…………...15

2.4 Л. А. Фейербах о любви как вечном смысле человеческого бытия...18

3 ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ…20

3.1 Смысл бытия  Мартина Хайдеггера………………………………….20

3.2 «Пограничные ситуации» Карла Ясперса как ключ к раскрытию

экзистенции……………………………………………………….…….23

3.3 Смысл жизни современного человека………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27

Список использованных источников………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из традиционных проблем философии является определение места человека в жизни, смысла его бытия.

Актуальность темы исследования связана с тем, что вопрос о смысле и цели жизни находится в центре социального и индивидуального сознания здравомыслящих людей на протяжении многих веков. Вопросы о смысле жизни задавали и задают люди до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Потребность искать, находить, понимать и переживать смысл своего бытия в ряду себе подобных и других существ является основой духовного бытия человека. При этом важно, что проблема не ограничена обретением смысла жизни, человек еще должен его осуществить [11, с.3].

Цель исследования состоит в выявлении специфики смысла жизни человека в XVIII−XIX вв., а также в условиях глобальных проблем современности (XX в). Представленная цель конкретизируется и достигается в решении взаимосвязанных задач исследования, среди которых следующие:

  • привести определение понятиям «смысл жизни», «цель жизни», а также выявить их различия, описать поиск смысла жизни человеком, отразить взаимосвязь смысла жизни с судьбой;
  • рассмотреть понимание смысла жизни в классической немецкой и современной западной философии;
  • описать смысл человеческого существования  в современном мире.

Тема реферата является приоритетным  направлением, которое развивается  в соответствии с современными реалиями  и продолжает  мировую историю  философии.

Согласно данной работе, проблема смысла жизни подвергалась исследованию в немецкой классической и современной западной философии. Философы XVIII−XIX вв. и XX в. произвели огромную работу по обоснованию своих концепций и решению проблемы смысла жизни. Данный реферат выполнялся на основании трудов И. Канта − «Основы метафизики нравственности», Г. Гегеля − «Феноменология духа», И. Фихте − «Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение», Л. Фейербаха − «Мысли о смерти и бессмертии», «Сущность христианства», М. Хайдеггера − «Бытие и время», К. Ясперса − «Духовная ситуация времени».

 

 

 

 

Глава 1

СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК  ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Смысл жизни человека – философские размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Смысл жизни − осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить заданные им цели в зависимости от событий и обстоятельств, влияющих на бытие. Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. В любой развитой мировоззренческой системе существуют свои представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл [6, с.3].

 

    1. Понятие смысла жизни. Цель жизни. Поиск смысла

жизни. Судьба человека

Смысл жизни − философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни  также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком  содержания и направленности своей  жизни, своего места в мире, как  проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком  целей, выходящих за рамки его  жизни. В этом случае подразумевается  необходимость найти ответы на следующие вопросы:

  • «В чём состоят жизненные ценности?»;
  • «Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще);
  • «Зачем (для чего) мне жить?»[18].

Рассматривая данный вопрос, следует четко различать понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае, ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Цель «задает» целостность  деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как  органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без  цели – человек без головы» – гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как  целенаправленную деятельность.

В реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни – это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели.

Подчиненные и промежуточные  цели – это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней.

Побочные или параллельные цели – это цели, которые формируют всю «кухню» жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни – это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Проблема определения  цели жизни близка к проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй. В формировании цели жизни «участвуют» и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается  на выборе какой-то одной цели жизни (яркий пример: две жизни А.П. Бородина как композитора и химика).

Если цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю.

Таким образом, можно видеть две стороны сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени.

Отдавая отчет в важности цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления. Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.

Нужно также иметь в  виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания  и реализации целей. Человек может  совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто  инстинктивно, безотчетно. Например, потребность  в отдыхе, сне может «реализоваться»  в виде цели (поисков ночлега и  т. п.) или непосредственно – человек незаметно для себя уснул в метро. Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее – здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели.

Когда возникает необходимость  целеполагания? Вероятно тогда, когда  между потребностью и ее удовлетворением  имеется какое-то препятствие (не очень  большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности  нужно совершить сложные ориентировочные  действия [1, с.75].

Что же касается вопроса  о поиске смысла жизни, то стремление к нему свойственно всем людям − это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять. Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Когда в поступках и действиях человека нет смысла то, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, невроза, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.

Смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды  и религиозных убеждений. Однако накопление смысла – это вопрос не познания, а призвания. Не человек  ставит вопросы о смысле своей жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл не субъективен и человек не изобретает его, а находит в мире и объективной действительности. Именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

Австрийский психолог В. Франкл вводит представление о ценностях, что позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы). Во-вторых, посредством того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей). И, в-третьих, благодаря позиции, занимаемой нами по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому мнению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Осуществление смысла жизни  является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Человек способен жить и даже умереть ради спасения своих идеалов и ценностей. Таким образом, осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя.

Рассматривая проблему смысла жизни человека, необходимо отметить совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа (судьба).

Информация о работе Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии