Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:17, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении специфики смысла жизни человека в XVIII−XIX вв., а также в условиях глобальных проблем современности (XX в). Представленная цель конкретизируется и достигается в решении взаимосвязанных задач исследования, среди которых следующие: привести определение понятиям «смысл жизни», «цель жизни», а также выявить их различия, описать поиск смысла жизни человеком, отразить взаимосвязь смысла жизни с судьбой; рассмотреть понимание смысла жизни в классической немецкой и современной западной философии; описать смысл человеческого существования в современном мире.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Смысл жизни как философская проблема…………………..4
Понятие смысла жизни. Цель жизни. Поиск смысла жизни. Судьба
человека…………………………………………………………………..4
2 ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………11
2.1 Категорически - императивный смысл жизни по И. Канту…………11
2.2 Познание абсолютного духа Г. Гегеля как смысл человеческой
жизни……………………………………………………………………13
2.3 Деятельность человека как смысл жизни по И. Г. Фихте…………...15
2.4 Л. А. Фейербах о любви как вечном смысле человеческого бытия...18
3 ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ…20
3.1 Смысл бытия Мартина Хайдеггера………………………………….20
3.2 «Пограничные ситуации» Карла Ясперса как ключ к раскрытию
экзистенции……………………………………………………….…….23
3.3 Смысл жизни современного человека………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………….28

Файлы: 1 файл

Реферат Смысл жизни ПОСЛЕДНЕЕ!!!!ошлодш.docx

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Смысл бытия Мартина Хайдеггера

 

Мартин Хайдеггер в своем основном труде «Бытие и время» рассматривает проблему о смысле жизни. По мнению философа, понимание бытия всегда существует, но оно остается смутным. В понятии бытия определенным оказывается лишь отграничение его от предметного, эмпирического мира, мира сущего, а все остальное достаточно зыбко и неопределенно. Вопрос в том, как поставить вопрос о бытии. «Чтобы проблему бытия истолковать со всей возможной прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ проникновения в бытие, понимания и концептуального владения его смыслом, а также прояснить возможность определенного сущего в качестве образца и указать подлинный путь доступа к нему» [8, с.325]. Сущим мы называем очень многое. Тогда возникает вопрос о том, с какого же сущего следует считывать смысл бытия. К бытию необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, т.е. нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.

Согласно онтологии Хайдеггера вопрос о бытии предполагает вопрос-феномен, задаваемый неким сущим самому себе о собственном существовании (осуществляет вопрос о бытии). «Сущее, в бытии которого речь идет о самом этом бытии, сущее, отличающееся от другого сущего тем, что оно онтологично, т.е устроено так, что находясь среди сущего, относится, выносится из сущего к бытию сущего в возможной целостности его смысла» – именно это интересует Мартина [13, с.108].

Неэффективность традиционного  вопроса о бытии преодолевается философом анализом того, кто в состоянии вопрошать. Им может быть сущее, бытийствующее и одновременно рефлексирующее о бытии. Если вопрос о бытии ставится отчетливо, развертывается в своей совершенной прозрачности, то, согласно Хайдеггеру, он должен быть подготовлен пониманием того отдельного сущего, которое имеет доступ к бытию. Направленность понимания, понятийного познания и выбора сущего – это конституитивные правила вопрошания и одновременно модус бытия сущего, в качестве которого выступаем мы сами, вопрошающие о бытии. Это сущее, имеющее бытийственную возможность спрашивания, философ обозначает термином Dasein. Сущее, вопрошающее о бытии (Dasein) должно быть определено в своем бытии, но в то же время бытие становится доступным только через это сущее. Тем не менее нельзя говорить о наличии круга в доказательстве, ибо сущее в своем бытии может быть определено и без эксплицитного понимания бытия.

Не «круг в доказательстве» лежит в вопросе о смысле бытия, но пожалуй странная «назад- или впередотнесенность» спрошенного (бытия) к спрашиванию как бытийному модусу сущего. Dasein выделяется из другого сущего онтически, поскольку «для этого сущего в его бытии речь идет о самом этом бытии». «Понятность бытия, – подчеркивает Хайдеггер, – сама есть бытийная определенность присутствия. Онтическое отличие присутствия в том, что оно существует онтологично», т.е. устроено так, что, находясь среди сущего, относится, выносится из сущего к бытию сущего в возможной целостности его смысла [13, с.121]. Онтически онтологический круг Мартин замыкает на Dasein: онтология обосновывается через аналитику Dasein, описания существенных черт человеческого способа существования, онтическую укорененность человека в мире. Однако онтическое в Dasein, что связывает его с другим сущим является эмпирическим, психологическим, практическим деятельным, которое должно получить онтологическое прояснение, прояснение из бытия.

Сущность Dasein определяется экзистенцией, важнейшим конституирующим признаком которой является самопонимание и способ его обнаружения. «Само бытие, – пишет Хайдеггер, – к которому присутствие так или иначе может относить себя и всегда каким-либо образом относит, мы называем экзистенцией»[13, с.128]. Содержательно экзистенция означает «предстояние в истине бытия». Термин «экзистенция» – производное от латинского глагола exsistere – выступать, выходить, делаться, становиться. Сущность Dasein, таким образом, состоит в том, чтобы становиться, выходить за пределы наличности т.е эксзистировать. Смысл бытия равен пониманию бытия, самопроектированию Dasein.

Структуру человеческого  бытия в ее целостности Хайдеггер  обозначает как заботу. Он раскрывает смысл и одновременно указывает  на онтическую укорененность заботы, приводя следующую басню: Забота, переходя реку, слепила из глины  существо, которому Юпитер по ее просьбе  даровал дух. Затем Забота, Юпитер и Земля начали спорить о том, чьим именем наделить слепленное существо. Они взяли судьей Сатурна, который  рассудил следующим образом: после  смерти Юпитер должен получить дух, Земля  – тело, а так как Забота первая образовала это существо, то, пока оно  живет, оно принадлежит Заботе. Названо же существо будет «homo» (имя материала, из которого оно сделано).

Забота представляет собой  единство трех моментов: «бытия в мире», «забегания вперед» и «бытия при внутримировом сущем».

Важнейшей стороной Dasein, благодаря  которой оно вообще оказывается  доступным для восприятия, является «бытие в мире». В мире бытие означает принадлежность внутримирового содержания человеческому субъекту, неразрывность человеческого бытия и мира, субъективного и объективного. Немецкое слово «Sein» означает не только «бытие», но и принадлежность некоего предмета или свойства. Соответственно, In der Welt sein означает раскрытие мира, как нечто, существующее при Dasein, а не наряду с ним. Хайдеггер провозглашает «бытие в мире» внутренним, априорным определением человека.

Второй момент заботы как  «забегание вперед», означает, что человеческое бытие, постоянно убегающее от себя и ускользающее вперед, всегда есть бытие, проектирующее само себя в нечто большее, чем есть в данный момент. Тем самым оно не пребывает в той точке пространства и времени, в котором находится физическое человеческое тело, ибо сфера бытия человека – это историчность, где время есть целостность трех его моментов.

Определяя заботу как «бытие при внутримировом сущем», Хайдеггер подчеркивает тем самым специфический способ отношения к вещам как к спутникам человека в его жизни, как к чему-то близкому, согретому человеческим теплом и потому отдающему это тепло назад человеку. Интимное отношение к вещам как к «подручным», Хайдеггер противопоставляет современному способу орудования вещами, при котором вещественное начало понимается как сырье и техника. Таким образом, забота является целостной структурой, которая означает «быть всегда уже впереди себя в мире в качестве бытия при внутримировом сущем».

Каждый момент заботы –  это определенный модус времени: «бытие в мире» – модус прошлого (у Хайдеггера он выступает как фактичность, или заброшенность), «забегание вперед» – модус будущего (проект, постоянно на нас воздействующий), а «бытие при внутримировом сущем» – модус настоящего (обреченность вещам, сущему). Таким образом, забота изнутри полностью определяется временными структурами, которые существенно отличаются от трех измерений объективного времени [13, с.150].

Итак, Мартин Хайдеггер понимал под смыслом человеческого бытия Dasein, главной характеристикой которого являлась забота.

 

3.2 «Пограничные ситуации» Карла Ясперса как ключ к раскрытию экзистенции

 

Философия Ясперса строится не на обобщении эмпирически установленных фактов и правил, а является своеобразным проектом возможностей души, которая как зеркало показывает человеку, чем он может быть, чего достичь и куда попасть. Философия − это убеждение, отвечающее всему существу человека, поэтому вопросы о том, что такое философия, подлинное бытие, человек сливаются в один общий вопрос − самораскрытие человеческого бытия.

Побудительные первоистоки всякого  философствования, по мнению Ясперса, находятся в самом человеке. К ним он относит удивление, сомнение, сознание потерянности и коммуникацию.

Удивление рождает вопрос о познании. Познание сущего неизбежно приводит к сомнению, с помощью которого осуществляется испытание достоверности познанного. Однако при этом, согласно Ясперсу, важно то, как и где с помощью сомнения обретается почва для уверенности. Одно дело, когда сомнение используется для уверенного ориентирования в мире вещей, другое, когда оно становится средством осознания им своей самости. Именно такой критический анализ жизненной ситуации осуществляет Ясперс, вводя человека в состояние потрясенности и потерянности, в котором только и возможно осознание им своей сущности.

Обнаружение человеком своей собственной слабости и бессилия выступает важным побудительным импульсом к философствованию, концентрирует внимание человека на тех жизненных ситуациях, которые остаются неизменными в своем существе, даже если их присутствие и действие закрыты завесой повседневности. Ими являются: смерть, страдания, борьба, влияние на человека воли случая, виновность, которые философ называет основными ситуациями нашего существования или пограничными ситуациями. В обыденной жизни человек либо забывает, либо сознательно отвлекается от них, живя интересами своих повседневных нужд и дел. От неизбежных в жизни опасностей и крушений человек ищет спасения в достижениях науки и техники, в поддержке со стороны общества. Однако по мере реализации своих жизненных целей он обнаруживает тотальную ненадежность мира. Ни государство, ни церковь, ни общество никогда не обеспечивали и не обеспечивают человеку абсолютной защиты и надежности, представления о которой лишь обманчивые впечатления, навеянные условным благополучием недолгих спокойных времен. Независимо от того, какими средствами достигается это понимание, в любом случае оно обнаруживает всю трагичность человеческого бытия.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, которая  раскрывает себя в пограничных ситуациях. Это ситуации особого рода, которые  «отрезвляют» человека, побуждают к  пониманию своего подлинного призвания, отвлекают от однообразной и быстротечной суеты будней. К постижению экзистенции  побуждает, например, столкновение со смертью. Смерть касается каждого и служит пограничной ситуацией в той степени, в какой она открывает ограниченность нашего быта, входит в нашу жизнь. Она оказывается пробным камнем, с помощью которого можно определить, что в жизни экзистенциально, а что нет.

Осознание пограничной ситуации ставит перед человеком вопрос о том, что же ему делать перед лицом  этого абсолютного крушения, столкновение с которым рано или поздно неизбежно. Где обрести опору и смысл  жизни? Рецепт спасения состоит в проблеме превращения неподлинного бытия в подлинное, где главный вопрос − вопрос о коммуникации. Суть коммуникации, отражающей специфичность экзистенциализма Яспера, состоит в том, что отдельный человек сам по себе не может стать человеком и что сознание действительно лишь в коммуникации с другим самобытием. Ясперс считает, что экзистенциальная коммуникация обретается человеком только в результате предварительного сосредоточения человека на самом себе. Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими, однако он также не может вступить в это экзистенциальное общение, не побыв в одиночестве с самим собой. Внутреннее раскрытие себя другому, стремление понять другого в его внутренней жизни сопряжено с риском, поскольку каждый раскрывает свои слабости. Но на этой почве воссоздается подлинное бытие человека − его экзистенция.

К единственно подлинному бытию, по мнению Ясперса, ведет «парение в  ситуации и мысли». Человек должен занять соответствующую позицию  к любой определенной форме экзистенции, должен двигаться от простого, голого бытия (в обществе, государстве, мире эмпирического, во власти инстинктов и побуждения) к самобытию. Экзистенция проясняется только разумом, а он обретает свою содержательность только в экзистенции. Неразумная экзистенция сама по себе, основанная на чувствах, переживаниях, истинах и произволе, оказывается перед угрозой вылиться в слепую насильственность. Так же и разум, лишенный экзистенциальности, может вылиться в интеллектуально всеобщее, схематичное и утратить характер всякой жизненности и индивидуальности. И, наконец, экзистенция действительна лишь как свобода. «Я есть, пока я выбираю», − такова позиция Карла, предпочитавшего слепому произволу индивидуальное «самозаконодательство» [14, с.104].

Таким образом, согласно Ясперсу сущность человека состоит в экзистенции, которая раскрывает себя в пограничных  ситуациях, побуждающих к пониманию  смысла бытия.

 

3.3 Смысл жизни современного  человека

 

Современные исследователи рассматривают  стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как двигатель  поведения и развития личности, как  способность субъекта переживать ценности жизни, удовлетворяться ею, а отсутствие смысла – как первопричину неврозов, «экзистенциального вакуума» и фрустраций, лежащих в основе таких распространенных явлений, как наркомания, алкоголизм, юношеская преступность, рождающих у человека депрессию, протест, апатию к жизни, самонаказание и даже «бегство в смерть» 

В настоящее время проблема смысла жизни приобрела особую актуальность в связи с происходящими социально-экономическими изменениями на территории всего постсоветского пространства, утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного человека. Современные люди оказываются наиболее «чувствительными» к социальной нестабильности и переменам. Учёные утверждают, что на формирование жизненных смыслов личности оказывают влияние, прежде всего, социально-психологические и социокультурные условия. Вместе с тем наблюдаются специфические особенности жизненных смыслов по возрастным (когортным), профессиональным, этническим и иным признакам [12, с.4].

Как показали исследования, в зависимости  от социокультурных условий жизни  людей, формируются разные типы ценностной направленности:

  • социально-активный. Люди этого типа живут не только для себя, но и

для других, стремятся к раскрытию  личностного потенциала, проявляют  высокую активность во всех сферах социальной жизни. В общем, для них жизнь это достижение конкретных целей;

  • творческий, который ориентирован на внутренние ценности, на познание и творчество, на созидание себя, но в ущерб общественной жизни.
  • «бегство от существования». Представители этого типа не имеют ясных

и понятных смыслов, их активность заторможена, а деятельность бесцельна, направлена как бы в никуда − и не на себя, и не на других. 

Какая же ценностная ориентация преобладает  у людей, проживающих на территории постсоветского пространства? Существуют весьма разрозненные данные. Результаты исследований указывают на резкое увеличении процента опрошенных, не имеющих ясных понятийных смыслов (до 26%). Однако, остальные внушают большие надежды. Молодежь выделила в виде главной ценности «обширные знания» и стремление выполнять высокооплачиваемую и интересную работу. Помимо названных ценностей, выделяются еще две не менее значимые и предпочитаемые цели – «иметь свою семью» (обязательно двоих или более детей) и «зарабатывать много денег». Такие жизненные смыслы, как наличие денег и обширные знания, выступают как средство реализации еще целого ряда значимых жизненных планов: «обеспечить старость своих родителей», «помочь своим близким и родным (сестрам, братьям)», «обеспечить материально свою семью», «обеспечить будущее своих детей», «занять должность», «построить свой дом, купить машину», «стать самостоятельным и независимым », «путешествовать по разным странам». Очевидно, что «интересная и высокооплачиваемая» работа возможна лишь в том случае, когда человек профессионально подготовлен, имеет образование. 

Информация о работе Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии