Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

В определениях прогресса, таким образом, всегда присутствует указание на направление изменений, при котором они приобретают характер прогресса, но в разных определениях это направление обозначается не вполне одинаково. Соответственно, критерии прогресса в истории философии определялись по-разному.
Целью данной работы является: рассмотреть подходы к понятию общественного прогресса и его критериям в истории философской мысли. Так же важно выяснить каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...стр.3
Общественный прогресс………………………………………….…..стр.5
Критерии прогресса в истории философской мысли………….…...стр.10
Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения…………………………………………………………..……....стр.14
3.1. Глобальные проблемы человечества на современном этапе ...стр. 14
3.2. Интерсоциальные проблемы……………..……………………..стр.15
3.3. Экологические проблемы…………..…………………………...стр.16
3.4. Проблемы системы «человек-общество»…………..………….стр. 18
3.5. Причины возникновения глобальных проблем……………….стр. 19
3.6. Пути решения глобальных проблем человечества……………стр.20
3.7. Формы международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества……………………………………………...……….стр..20
3.8. Основные пути и возможности решения глобальных проблем.......................................................................................................стр.22
Определить жанр и направление философии книги Гессе Г. «Игра в бисер».…………………………………………………...…….............стр.25
Заключение……………………………………………..…………..………..стр.26
Список используемой литературы…………...…………………………….стр.28

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и правовые дисциплины»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

регистрационный номер_________________

 

на тему:  Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем

вариант:  № 18

по дисциплине:  Философия

студента (ки):     Шадриной Елены Сергеевны

(Ф.И.О.)

2-го курса заочной полной формы обучения

 

 

по специальности 

100700.62 «Торговое дело»,  «Коммерция».

номер зачетной книжки зк-21-24

 

 

Рецензент:                     к. ф. н., профессор Денисов С.Ф.

                                                                 (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, место работы, должность)

 

 

________________________                                «____»___________20___г.

(подпись)

 

Контрольная работа

(зачтена / не зачтена)

                                

                                                                                              _______________

                                                                                 (подпись)

 

Омск – 2014

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...стр.3

  1. Общественный прогресс………………………………………….…..стр.5
  2. Критерии прогресса в истории философской мысли………….…...стр.10
  3. Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения…………………………………………………………..……....стр.14

3.1. Глобальные  проблемы человечества на современном этапе ...стр. 14    

3.2. Интерсоциальные  проблемы……………..……………………..стр.15

3.3. Экологические  проблемы…………..…………………………...стр.16

3.4. Проблемы  системы «человек-общество»…………..………….стр. 18

3.5. Причины  возникновения глобальных проблем……………….стр. 19

3.6. Пути решения  глобальных проблем человечества……………стр.20

3.7. Формы международного сотрудничества  в решении глобальных проблем  человечества……………………………………………...……….стр..20

3.8. Основные  пути и возможности решения  глобальных проблем.......................................................................................................стр.22

  1. Определить жанр и направление философии книги Гессе Г. «Игра в бисер».…………………………………………………...…….............стр.25

Заключение……………………………………………..…………..………..стр.26

Список используемой литературы…………...…………………………….стр.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Специфика философского знания такова, что философские проблемы не могут быть решены однажды и  раз навсегда. Они вновь и вновь  встают в процессе развития общества, человечества и требуют нового осмысления, приобретая высшую важность на переломных этапах истории. В особенности это  относится к проблемам, прямо  затрагивающим жизнь и развитие общества. К числу последних принадлежит и проблема, связанная с трактовкой общественного прогресса.

Вопрос об общественном прогрессе не нов. Он затрагивался и специально рассматривался многими мыслителями. Они по-разному трактовали общественный прогресс, сам подход к его рассмотрению был у них не одинаков. Не обошла этого вопроса и русская мысль. У русских мыслителей он приобретал особую актуальность в связи с их поиском исторического пути России, выявлением места России в отношении Запада.

Общественный  прогресс есть, прежде всего, определенная идея. Всякая идея имеет свою историю - она когда-то возникла, а затем претерпевала определенную трансформацию. История идеи обычно помогает понять суть реальности, которую она отражает. Поэтому изучение развития взглядов на прогресс и его критерии в истории философии является актуальным.

Само слово  «прогресс» происходит от лат. progressus, означающего «движение вперед», «успех». Обычно понятие прогресса соотносят с понятием развития. Иногда развитие отождествляется с прогрессом, но подобное отождествление следует признать неверным. Развитие определенной системы - это процессы, сопряженные с возникновением в ней чего-то нового, качественно иного, ранее не бывшего. Однако не всякое развитие может быть оценено как прогрессивное. Помимо прогресса существует регресс, и само понятие прогресса обретает смысл лишь в отношении к своему противоположному понятию регресса. То есть, наряду с прогрессом существует развитие, которое следует признать регрессивным. Возможно и развитие, которое не есть ни прогресс, ни регресс. Именно таким образом преимущественно воспринимается философами развитие в неживой природе.

Признаком развития является возникновение нового, в  определении же прогресса действуют  иные признаки. Прогресс сегодня понимается как «направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему». Социальный прогресс – «глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях».

В определениях прогресса, таким образом, всегда присутствует указание на направление изменений, при котором они приобретают  характер прогресса, но в разных определениях это направление обозначается не вполне одинаково. Соответственно, критерии прогресса в истории философии определялись по-разному.

Целью данной работы является: рассмотреть подходы  к понятию общественного прогресса и его критериям в истории философской мысли. Так же важно выяснить каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общественный прогресс.

Прогресс  в общем смысле – это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

Общественный  прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

Идея прогресса  человеческого общества стала формироваться  в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного  движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих  ему всё более понижать свою зависимость  от природы.

Таким образом, идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных  наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Поскольку философия  рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным  фактам социально-культурного прогресса  этические аспекты, она пришла к  выводу, что развитие и совершенствование  нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым  фактом, как развитие знаний, общей  культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т.д.

Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного  прогресса, то есть идею о том, что  человечество, всё-таки, идёт вперед в  своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.

Однако при  этом в философии нет единой теории общественного прогресса, поскольку  различные философские течения  по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как  факта истории. Основные группы теорий общественного прогресса можно  классифицировать следующим образом:

  1. Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам. Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным.
  2. Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества, присущим ему органически. В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические:
  • идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т.д.).
  • материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе.
  1. Эволюционные теории общественного прогресса.

Эти теории сложились в попытках подвести под  идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать  строго как научные факты –  лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких  положительных или отрицательных  оценок.

Идеалом эволюционного  подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается  никаких этических или эмоциональных  оценок.

В итоге вот  такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического  развития общества:

  • постепенность
  • наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.

Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений, что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т.д.

 Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса – почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т.д.?

Все эти варианты развития одинаково возможны для  человеческого общества наряду с  прогрессивным видом развития, и  пока единых причин, объясняющих наличие  в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.

Кроме того, само понятие прогресса, если применить  его не к внешним показателям  человеческого общества, а к внутреннему  состоянию человека, становится еще  более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т.д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.

Нынешний  общественный прогресс породил много  факторов, которые, наоборот, усложняют  жизнь человека, подавляют его  психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в  психофизиологические возможности  человека. Отсюда возникают такие  факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервно психический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.

Информация о работе Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем