Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 16:49, контрольная работа
В определениях прогресса, таким образом, всегда присутствует указание на направление изменений, при котором они приобретают характер прогресса, но в разных определениях это направление обозначается не вполне одинаково. Соответственно, критерии прогресса в истории философии определялись по-разному.
Целью данной работы является: рассмотреть подходы к понятию общественного прогресса и его критериям в истории философской мысли. Так же важно выяснить каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
Введение……………………………………………………………………...стр.3
Общественный прогресс………………………………………….…..стр.5
Критерии прогресса в истории философской мысли………….…...стр.10
Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения…………………………………………………………..……....стр.14
3.1. Глобальные проблемы человечества на современном этапе ...стр. 14
3.2. Интерсоциальные проблемы……………..……………………..стр.15
3.3. Экологические проблемы…………..…………………………...стр.16
3.4. Проблемы системы «человек-общество»…………..………….стр. 18
3.5. Причины возникновения глобальных проблем……………….стр. 19
3.6. Пути решения глобальных проблем человечества……………стр.20
3.7. Формы международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества……………………………………………...……….стр..20
3.8. Основные пути и возможности решения глобальных проблем.......................................................................................................стр.22
Определить жанр и направление философии книги Гессе Г. «Игра в бисер».…………………………………………………...…….............стр.25
Заключение……………………………………………..…………..………..стр.26
Список используемой литературы…………...…………………………….стр.28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
(РГТЭУ)
ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и правовые дисциплины»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
регистрационный номер_________________
на тему: Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем
вариант: № 18
по дисциплине: Философия
студента (ки): Шадриной Елены Сергеевны
(Ф.И.О.)
2-го курса заочной полной формы обучения
по специальности
100700.62 «Торговое дело», «Коммерция».
номер зачетной книжки зк-21-24
Рецензент: к. ф. н., профессор Денисов С.Ф.
________________________
(подпись)
Контрольная работа
(зачтена / не зачтена)
Омск – 2014
Содержание.
Введение…………………………………………………………
3.1. Глобальные проблемы человечества на современном этапе ...стр. 14
3.2. Интерсоциальные
проблемы……………..……………………..стр.
3.3. Экологические
проблемы…………..…………………………...
3.4. Проблемы
системы «человек-общество»…………
3.5. Причины
возникновения глобальных
3.6. Пути решения
глобальных проблем
3.7. Формы международного
3.8. Основные
пути и возможности решения
глобальных проблем............
Заключение……………………………………………..…
Список используемой литературы…………...…………………………….
Введение.
Специфика философского знания такова, что философские проблемы не могут быть решены однажды и раз навсегда. Они вновь и вновь встают в процессе развития общества, человечества и требуют нового осмысления, приобретая высшую важность на переломных этапах истории. В особенности это относится к проблемам, прямо затрагивающим жизнь и развитие общества. К числу последних принадлежит и проблема, связанная с трактовкой общественного прогресса.
Вопрос об общественном прогрессе не нов. Он затрагивался и специально рассматривался многими мыслителями. Они по-разному трактовали общественный прогресс, сам подход к его рассмотрению был у них не одинаков. Не обошла этого вопроса и русская мысль. У русских мыслителей он приобретал особую актуальность в связи с их поиском исторического пути России, выявлением места России в отношении Запада.
Общественный прогресс есть, прежде всего, определенная идея. Всякая идея имеет свою историю - она когда-то возникла, а затем претерпевала определенную трансформацию. История идеи обычно помогает понять суть реальности, которую она отражает. Поэтому изучение развития взглядов на прогресс и его критерии в истории философии является актуальным.
Само слово «прогресс» происходит от лат. progressus, означающего «движение вперед», «успех». Обычно понятие прогресса соотносят с понятием развития. Иногда развитие отождествляется с прогрессом, но подобное отождествление следует признать неверным. Развитие определенной системы - это процессы, сопряженные с возникновением в ней чего-то нового, качественно иного, ранее не бывшего. Однако не всякое развитие может быть оценено как прогрессивное. Помимо прогресса существует регресс, и само понятие прогресса обретает смысл лишь в отношении к своему противоположному понятию регресса. То есть, наряду с прогрессом существует развитие, которое следует признать регрессивным. Возможно и развитие, которое не есть ни прогресс, ни регресс. Именно таким образом преимущественно воспринимается философами развитие в неживой природе.
Признаком развития является возникновение нового, в определении же прогресса действуют иные признаки. Прогресс сегодня понимается как «направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему». Социальный прогресс – «глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях».
В определениях прогресса, таким образом, всегда присутствует указание на направление изменений, при котором они приобретают характер прогресса, но в разных определениях это направление обозначается не вполне одинаково. Соответственно, критерии прогресса в истории философии определялись по-разному.
Целью данной работы является: рассмотреть подходы к понятию общественного прогресса и его критериям в истории философской мысли. Так же важно выяснить каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
1. Общественный прогресс.
Прогресс в общем смысле – это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
Общественный прогресс – это постепенное культурное и социальное развитие человечества.
Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.
Таким образом,
идея общественного прогресса
Поскольку философия
рассматривает мир как целое,
то, присовокупляя к объективным
фактам социально-культурного
Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного прогресса, то есть идею о том, что человечество, всё-таки, идёт вперед в своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.
Однако при этом в философии нет единой теории общественного прогресса, поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории. Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом:
Эти теории
сложились в попытках подвести под
идею прогресса строго научную опору.
Исходным принципом этих теорий является
идея об эволюционном характере прогресса,
то есть о наличии в человеческой
истории неких постоянных фактов
усложнения культурно-социальной действительности,
которые следует рассматривать
строго как научные факты –
лишь с внешней стороны их неоспоримо
наблюдаемых явлений, не давая никаких
положительных или
Идеалом эволюционного
подхода является система естественнонаучных
знаний, где научные факты собираются,
но для них не предусматривается
никаких этических или
В итоге вот
такого естественнонаучного метода
анализа общественного
Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений, что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т.д.
Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса – почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т.д.?
Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.
Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т.д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.
Нынешний
общественный прогресс породил много
факторов, которые, наоборот, усложняют
жизнь человека, подавляют его
психически и даже создают угрозу
его существованию. Многие достижения
современной цивилизации