Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 16:49, контрольная работа
В определениях прогресса, таким образом, всегда присутствует указание на направление изменений, при котором они приобретают характер прогресса, но в разных определениях это направление обозначается не вполне одинаково. Соответственно, критерии прогресса в истории философии определялись по-разному.
Целью данной работы является: рассмотреть подходы к понятию общественного прогресса и его критериям в истории философской мысли. Так же важно выяснить каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.
Введение……………………………………………………………………...стр.3
Общественный прогресс………………………………………….…..стр.5
Критерии прогресса в истории философской мысли………….…...стр.10
Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения…………………………………………………………..……....стр.14
3.1. Глобальные проблемы человечества на современном этапе ...стр. 14
3.2. Интерсоциальные проблемы……………..……………………..стр.15
3.3. Экологические проблемы…………..…………………………...стр.16
3.4. Проблемы системы «человек-общество»…………..………….стр. 18
3.5. Причины возникновения глобальных проблем……………….стр. 19
3.6. Пути решения глобальных проблем человечества……………стр.20
3.7. Формы международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества……………………………………………...……….стр..20
3.8. Основные пути и возможности решения глобальных проблем.......................................................................................................стр.22
Определить жанр и направление философии книги Гессе Г. «Игра в бисер».…………………………………………………...…….............стр.25
Заключение……………………………………………..…………..………..стр.26
Список используемой литературы…………...…………………………….стр.28
Возник парадокс современной цивилизации: в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.
Человек перестал
по своим психофизическим
Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества, достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.
Сложившаяся ситуация с экологией и с нервно психическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.
Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Представление
о развитии общества как прогрессивном
процессе появилось еще в древности,
но окончательно оформилось в трудах
французских просветителей (А. Тюрго,
М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса
они видели в развитии человеческого
разума, в распространении просвещения.
Столь оптимистичный взгляд на историю
сменился в XIX в. более сложными представлениями.
Так, марксизм усматривает прогресс
в переходе от одной общественно-
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в без духовности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
В этой связи
актуален вопрос о критериях прогресса.
Согласия среди ученых нет и здесь.
Французские просветители видели критерий
в развитии разума, в степени разумности
общественного устройства. Ряд мыслителей
(например, А. Сен-Симон) оценивали движение
вперед по состоянию общественной нравственности,
приближению ее к раннехристианским
идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со
степенью сознания свободы. Марксизм также
предложил универсальный
Рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса – положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?
2. Критерии прогресса в истории философской мысли.
Понятие прогресса нерасторжимо связано с вопросом о критерии прогресса. В различных концепциях философии истории выдвигаются разные критерии прогресса. У просветителей главным критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. Вообще прогресс может мыслиться или как движение, к какому - то конечному высшему состоянию, или как бесконечное восхождение и развертывание. Прогресс, определяемый как развитие разума, допускает и то, и другое понимание, и оба эти понимания можно обнаружить у просветителей.
В первом случае конечная цель прогресса трактуется как некое полное торжество разума и воплощение разумных начал в жизни людей и общественном устройстве, и тогда под это разумное общественное устройство могут подводиться различные социальные идеалы, связываемые со свободой, справедливостью, развитием личности, равенством, гуманностью.
Во втором
случае прогресс рассматривается как
беспредельное
Социалисты-утописты
выдвигали нравственный критерий прогресса.
А. Сен-Симон считал, например, что
общество должно принять такую форму
организации, которая бы привела
к осуществлению нравственного
принципа: все люди должны относиться
друг к другу, как братья. Современник
социалистов-утопистов немецкий философ
Ф. В. Шеллинг писал, что решение
опроса об историческом прогрессе осложнено
тем, что сторонники и противники
веры в совершенствование
Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. У Гегеля историческим основанием прогресса и его критерием выступала свобода, точнее, осознание человеком свободы. Свобода находит у Гегеля выражение в конкретных формах государственного устройства.
Философы и социологи используют различные подходы к изучению общественного прогресса.
В материалистическом
понимании истории критерием
общественного прогресса
В марксистской
концепции присутствует представление
и о цели истории. В этом качестве
здесь предстает
В марксистской
философии был разработан формационный
подход. С точки зрения формационного
подхода, исторический прогресс понимается
как смена общественно-
Культурологический подход к идее прогресса основными его критериями считал прогресс культуры. Данный подход использовал Освальд Шпенглер (1880- 1936). Он исходил из того, что каждая культура существует изолированно и замкнуто. Появляясь на определенном этапе исторического процесса, она переживает возрасты отдельного человека (детство, юность, зрелость и старость) и затем погибает. Смерть культуры, по Шпенглеру, начинается с возникновения цивилизации.
Понятие "культура"
относится к числу
Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Главное в цивилизации - это непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества.
Философски
– религиозная традиция за критерий
прогресса брала рост добра в
мире. Так, русский философ XX столетия
Н.А. Бердяев считал, что сущность
общественного прогресса –
Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы разных эпох. Недостатком многих попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна сторона, или одна сфера общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и осознание свободы, и рост добра — все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве современными мыслителями предлагается понятие свободы.
Критерием прогресса
должна являться мера свободы, которую
общество в состоянии предоставить
личности для максимального раскрытия
ее потенциальных возможностей. Степень
прогрессивности того или иного
общественного строя нужно
С конца XX века понятие прогресса общества и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. С особой силой философия истории XX века поставила проблему коммуникации как основания человеческого существования. История возможна лишь в той мере, в какой люди открыты миру и друг другу. История реализуется через общение.
Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:
Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д.
В обществе должны расти: степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д.; и понижаться: влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни.