Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:33, реферат
Наш XX век, приближающийся к своему завершению, не имеет себе равных во всей всемирной истории по масштабам и основательности преобразований, совершаемых людьми. Эти перемены так или иначе затрачивают самые разные сферы существования человека и человечества- отношение между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимодействие между государствами, каждое из которых ищет свои пути в будущее и вместе с тем не может не считаться с интересами других народов и государств; противоречия разнородных социальных сил; научно-технический прогресс и “ наступление” компьютеров, которые выплескивают на нас новые знания и далеко, не однозначно воздействующих на условия нашей жизни, да и на нас, людей.
РЕФЕРАТ
ПО ФИЛОСОФИИ
НА ТЕМУ:
«МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОДХОДЫ К МИРОПОНИМАНИЮ»
Введение
Наш XX век, приближающийся к своему завершению, не имеет себе равных во всей всемирной истории по масштабам и основательности преобразований, совершаемых людьми. Эти перемены так или иначе затрачивают самые разные сферы существования человека и человечества- отношение между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимодействие между государствами, каждое из которых ищет свои пути в будущее и вместе с тем не может не считаться с интересами других народов и государств; противоречия разнородных социальных сил; научно-технический прогресс и “ наступление” компьютеров, которые выплескивают на нас новые знания и далеко, не однозначно воздействующих на условия нашей жизни, да и на нас, людей.
Все эти проблемы и перемены в сочетании друг с другом производят впечатления, что происходящее в мире во всей своей полноте недоступно человеческому разумению и контролю. Но, однако, такое разумение и контроль особенно необходимы сегодня, чтобы из зрителя стать непосредственным участником событий. Суть в том, что каждый из нас должен открыть в себе максимальные возможности для развития и реализации своих способностей, для активного и сознательного участия в созидании своей жизни и будущего для потомков.
Действительность предъявляет к каждому из нас высокие требования- необходимо осмысленно, или, выражаясь языком философии, разумно относиться к тому, что мы делаем, то есть нужна разумная ориентация в окружающем нас сегодня мире.
Но способность к разумному мышлению у человека не является врожденной- ей нужно обучаться и при этом лучшей школой разумного мышления является усвоение высших достижений философской культуры.
Таким образом, философия, являясь одной из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, духовной культуры, с самого своего зарождения ищет ответы на мировоззренческие вопросы. И уяснение таких вопросов имеет для людей жизненно важное значение. Что же такое мировоззрение? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сначала сказать, что человек издревна ставит перед собой вопросы “Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений, преднамеренных искажений и лжи? В чем же смысл человеческой жизни ? “ И вот, понимание смысла и целей своих действий, своей жизни; умение видеть тенденции и перспективы развития мира, понимание сути всего происходящего с нами и дают представление о мире и месте в нем человека. Такого рода представление о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоззрением.
Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действия людей.
В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно- интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: “ Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне”(Кант И.Соч. в 6 т.М., 1965. т.4.,4.1. с. 499-500).
Для понимания сути того или иного явления важно знать как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятиям философией разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке философии.
Глава I
Мифология. Мифологический характер религиозного отражения человека и окружающего его мира.
Много поколений мыслителей и ученых трудилось над вопросом о сущности, происхождении и истории развития религии. Общая политическая и идейная реакция, начавшаяся в первые десятилетия XIX в., сказались и в изучении религии. В ее защиту подняли голос такие философы и ученые- идеалисты, как Шатобриан, Шлейермахер, Бенжамен Констан. В эти годы сложилась и первая в истории науки крупная школа в изучении религии- мифологическая (натурмифологическая, астральномифологическая, натуристическая) школа. Она пошла по пути, проложенному Вольнеем и Дюпюи, но подкрепила их взгляды большим фактическим материалом- сравнительной мифологией и филологией древних индоевропейских народов, как раз в то время ставших предметом серьезного изучения. Сопоставляя мифологию и религию древних индийцев, иранцев, греков, римлян, германцев, представители мифологической школы( братья Гримм, Адальберт Кун, Вильгельм Шварц, Макс Мюллер и другие) пытались доказать, что древнейшие религиозные верования возникли от обоготворения небесных явлений, которые человек-де не понимал и старался объяснить себе путем олицетворения( в человеческом или животном виде). Так истолковывали сторонники мифологической школы происхождение не только образов собственно религиозной фантазии: они считали, что и герои сказок, песен, народные обряды, обычаи и прочее- все это отголоски древнего астрально-мифологического мировоззрения. Работы сторонников мифологической школы в 1830-1860 г.г. получили широкую популярность и к этому направлению примкнули ученые многих стран, в том числе и русские - А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня, Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер и другие.
Большинство сторонников мифологической школы были передовыми учеными, притом демократами; они стремились воскресить народную старину, чтобы показать глубокие истоки народной культуры. Но концепция мифологов заключала в себе много недостатков. Положенный в ее основу материал был еще очень далек от первобытности: ведь древние индоевропейцы стояли уже на пороге классового общества или даже его перешагнули. Из всех сторонников мифологического направления один Вильгельм Маннхарт заглянул глубже в историю религиозных верований: он специально исследовал так называемую “ низшую мифологию” - народные верования о мелких духах природы, особенно о духах урожая, и разные земледельческие обряды, сохранившиеся у народов Европы до недавнего времени. Тем самым Маннхарт заложил основы изучения земледельческих ( аграрных) культов.
Образы “ низшей мифологии” славян оказались устойчивыми и дожили почти до наших дней, хотя и не всегда легко различить, что в этих образах действительно идет от древних времен, а что наслоилось на них позже.
У всех славянских народов отмечены поверья о духах природы. Духи- олицетворения леса известны главным образом в лесной полосе: русский леший, белорусский лешук, пущевик. В них олицетворялась опасливая враждебность славянина- земледельца к дремучему лесу, у которого приходилось отвоевывать землю для пашни и, в котором человеку угрожала опасность заблудиться, погибнуть от диких зверей. Дух водной стихии - русский водяной, польский topielek, wodnik и т. д.- внушал гораздо больший страх, чем сравнительно добродушный шутник леший, ибо опасность утонуть в омуте, озере куда страшнее, чем опасность заплутаться в лесу . Характерен образ полевого духа: русская полудница, польская poludnice, чешская polednice. Это женщина в белом, которая будто бы является работающим на поле в полуденный жар, когда обычай требует делать перерыв в работе: полудница наказывает нарушителя обычая, сворачивая ему голову или как- нибудь иначе. Образ полудницы- олицетворение опасности солнечного удара.
У современных славянских народов сохранилось множество и других суеверных представлений о сверхъестественных существах, частью враждебных, частью благожелательных к человеку. В них олицетворялись либо страх перед стихиями природы, порожденный неразвитостью материального производства, либо социальные условия. Некоторые из этих представлений восходят к дохристианской эпохе, другие возникли в сравнительно новых условиях жизни: к числу поздних принадлежат, например, украинские поверья о злыднях- мелких духах, олицетворяющих злосчастную судьбу крестьянина- батрака. Под церковным влиянием большинство этих мифологических образов соединилось под собирательным названием нечистой силы.
Мифы не знают имен своих творцов. Подобно героическому эпосу, легенде, сказкам они являются произведением народной фантазии, продуктом коллективного творчества; с них начинается история народного миросозерцания.
“Миф”( mythos) в переводе с греческого означает “ рассказ”, “предание”, “слово”. А мифологией называется собрание мифов. Мифология, как собрание мифов- это специфическое миросозерцание, возникшее в древнейшие времена, это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы- древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Они выражали мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавались. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов. Миф- первый акт творчества и первый шаг к самосознанию.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах. В мифологии сближаются явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты чем-то роднят миф с мышлением детей, художников и поэтов. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли- анализа, классификации, особого символического представления мира как целого. Для нас миф- это выдумка, плод фантазии, мечта о мире. Но для тех кто их создавал - это чувства, реальное бытие, мир их жизни.
Природу мифологического сознания нужно осмысливать в рамках той исторической эпохи, в какой оно жило полнокровной жизнью, было основным способом понимания мира. Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Мифологические образы не условны, в отличие от поэтических сказочных. Когда, скажем, конь Ахиллеса, обретая дар речи, предвещает ему скорую гибель( Илиада, XIX, 419-424), то для мифологической фантазии пророчество коня является подлинной метаморфозой, которая не заключает в себе чего-либо условно- поэтического, сказочного и иносказательного. Мир, создаваемый мифотворческой фантазией, не расчленен на субъективное и объективное, он один и целостен.
Миф, будучи специфически чувственным представлением, своеобразным мироощущением, а не миропониманием, входит или может входить( в большей или меньшей степени) в сознание как основной его элемент. Хотя в целом рационально-логическое мышление составляет противоположность мифосозерцанию, тем не менее оно не лишено элементов образного( в том числе мифологического) мышления. И, наоборот, образное( в том числе мифологическое) мышление содержит в себе элементы рационального, но последние не составляют “ядра” мифа, его сущности.
Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов- в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так древнегреческая мифология отражена в произведениях литературы и искусства. Известно, что много мифологических образов вобрал в себя поэтический язык А.С.Пушкина”... там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит”(из поэмы”Руслан и Людмила”).А, например, повесть А.С.Пушкина “ Пиковая дама” имеет “ мифологическую во всех отношениях структуру, где само соприкосновение с тайной ослепляет, вызывает необратимое искажение и отяжеление человеческой души. Повесть Пушкина является единственной в своем роде реконструкцией фатальной мифологической( архетипической) логики преступления и безумия. Безумие всегда является следствием преступления, поскольку есть преступление мирового порядка, разрушение божественной структуры мироздания. Поэтому преступление и безумие оттологичны, ибо уводят в сферу, которая опасна даже для богов, а посему им ненавистна”( М. Евзлин/2/,”Космогония и ритуал”,1993,стр.3-6).
Мифами также наполнены мировые религии- христианство, ислам, буддизм. Таким образом мифологический характер является одной из черт религиозного мировоззрения. Вопрос о роли мифологии в религиозном сознании был предметом исследования и буржуазных религиоведов, он нашел отражение в философии Шеллинга, Гегеля и других. Взгляды Шеллинга на мифологию противоречивы, как и противоречива вся его философская система, состоящая из трех несогласующихся между собой фаз. В ранний период творчества Шеллинг рассматривает миф как источник поэзии, науки и философии. В поздний период его оценка мифа во многом совпадает с теологической интерпритацией. По его мнению, религия в первобытные времена была монотеистической и лишь в результате разделения народов и языков происходит “дифференциация единства божественной сущности” и возникает политеизм, в основе которого лежит мифология. Здесь мифология отождествляется с политеизмом, а религия, основанная на вере в единого бога, лишена мифологического содержания. Причиной возникновения мифологии Шеллинг объявил появление различных языков. У Гегеля мифология выступает как одна из ступеней самопорождения духа, предшествующая философии и науке. Научный подход к пониманию сущности мифотворчества можно найти у К.Маркса, который характеризуя античную мифологию, отмечал, что в ней отражена “ природа и такие общественные формы, которые уже сами бессознательно-художественным образом переработаны народной фантазией”( К.Маркс, Введение-Экономические рукописи 1857-1859 годов.-т.46, ч.1, с.47-48 ). И далее, подчеркивая социальное содержание мифотворчества, К.Маркс поясняет:” здесь под природой понимается все предметное, следовательно, включая и общество”( там же, стр.48 ). “ Всякая мифология,- отмечает К.Маркс,- преодолевает и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы”( там же стр.47 ). Ключом к пониманию мифологии на всех ее ступенях развития К.Маркс считал социально- исторические условия, которые он образно называл “детством человеческого общества”( там же стр.48).
Информация о работе Религиозные и мифологические подходы к миропониманию