Религиозные и мифологические подходы к миропониманию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:33, реферат

Описание работы

Наш XX век, приближающийся к своему завершению, не имеет себе равных во всей всемирной истории по масштабам и основательности преобразований, совершаемых людьми. Эти перемены так или иначе затрачивают самые разные сферы существования человека и человечества- отношение между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимодействие между государствами, каждое из которых ищет свои пути в будущее и вместе с тем не может не считаться с интересами других народов и государств; противоречия разнородных социальных сил; научно-технический прогресс и “ наступление” компьютеров, которые выплескивают на нас новые знания и далеко, не однозначно воздействующих на условия нашей жизни, да и на нас, людей.

Файлы: 1 файл

Религиозные и мифологические подходы к миропонимаю.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Мифология- это своеобразное видение мира, особый тип представлений об окружающей действительности, в которых реальное сливается с фантастическим, а религия- это вера, которая допускает фантастическое, магическое и чудесное, но отличает фантастическое от действительного, переживает расхождение между идеальным и реальным, обязывает жить согласно своим нормам, требует соблюдения определенного рода обрядов, запретов и тому подобное. Религия раздваивает единый мир на два мира: сверхъестественный и естественный. Мифология же не знает такого раздвоения, в мифе нет и проблемы взаимоотношения между естественным и сверхъестественным мирами.

Существенным для религии является, прежде всего, вера и культ. Для верующего всякие “ таинства”, магия, обряды и вообще культ- способ связи со сверхъестественным (богами или богом), форма воздействия на богов или бога. Миф же отделим от ритуала, обрядности и магических действий, хотя первоначально они тесно переплетаются.

Но у мифологии и религии есть одна общая черта- это поиск ответов на одинаковые вопросы - о том, как произошел мир, человек, тайны рождения и смерти, социального устройства и культурных навыков, то есть основных вопросов мироздания.

 

II. ВЫВОДЫ

И хотя многие философы имеют разногласия по поводу мифологии и религии, но на основании всего выше сказанного можно сделать один вывод, что с самой глубокой древности люди задумывались над окружающим их миром, пытались постичь его устройство и закономерности. Не обладая научным знанием, они не были в состоянии верно решить проблемы происхождения и строения вселенной, но, несмотря на это, все же не отказывались от таких попыток. Их мировоззрение заслуживает самого пристального и внимательного изучения.

Обращение к древним представлениям о мире имеет особую важность, прежде всего с точки зрения истории науки и чисто познавательное значение. Ведь далеко не все бесследно кануло в Лету. Немало отзвуков давно минувших времен, пережив века, сохраняется и по сей день в виде устаревших выражений и оборотов речи, символов, образов, примет и суеверий. Знакомство с ними позволит лучше и точнее понять исторические корни нашей современной культуры. Наконец, изучение религиозно- мифологической картины мироздания имеет и самостоятельную ценность. При всей своей наивности, она вовсе не столь примитивна, как может показаться на первый взгляд. Было бы ошибочно считать, что религиозно- мифологическая картина вселенной есть плод одного лишь незнания и неспособности древнего человека правильно объяснить мир. Все это, безусловно, имеет место, но важно подчеркнуть и другое: мировоззрение формируется не произвольно, а в соответствии со сложными закономерностями. Постижение смысла этих закономерностей дает возможность наглядно представить один из ранних этапов познания человеком окружающего мира.

Несмотря на многообразие и пестроту религиозно- мифологического воззрения на природу и вселенную достаточно отчетливо выделяется некоторое число основополагающих и универсальных космологических идей, в той или иной мере присущих большинству народов и культур.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 Гарднер Клинтон. Между  Востоком и Западом. М., Наука, 1993.

 Евзлин Михаил. Космогония  и ритуал. М., Радикс, 1993.

 Евсюков В.В. Мифы о  мироздании. М., политиздат, 1986.

 Жаров Л. В., Золотухина  Е.В. Современная философия: Словарь  и христоматия.

    Ростов-на Дону, Феникс, 1995.

5. Комаров В.Н. Наука и  миф. М., Просвещение, 1988.

6. Кондратьев А.М., Шалик  К.К. Как рождаются мифы XX века. Лениздат, 1988.

7. Коротков Н.Д. Социальный  аспект проблемы человека в  религиозной 

    философии .К., Наукова  думка, 1978.

8. Кесседи Ф.Х. От мифа  к Логосу. М., Мысль, 1972.

9. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. в 8 т., 4 т., М.,1994.

10. Попова М.А. Фрейдизм и религия. М.,Наука, 1985.

11. Радугин А.А. Введение  в религиоведение. М., Центр, 1996.

12. Фролов И.Т. и другие. Введение в философию. М.,Политиздат,1989.

13. Шюре Эдуард. Великие  пасвященные. Очерк эзотеризма религии. Второе исправленное издание. СП “Книга - Принтшоп”. Репринтное воспроизведение издания 1914 года.


Информация о работе Религиозные и мифологические подходы к миропониманию