Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
1. Философия, ее предмет и функции.
Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Предметом философии является всеобщее в системе "мир—человек".Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы — "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда, такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности. Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т. д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики" (Б.М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек". Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения.
Несколько иначе трактует предмет философии Спиркин А.Г. Он указывает, что философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, «свою собственную историю», т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Спиркин даёт следующее определение предмета философии — « это не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.» Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Функции:
Первая группа - мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. К мировоззренческим функциям относятся следующие:
1. Гуманистическая
функция - одна из вечно живых в философии,
но и она то возрастала, то убывала по своему
значению, реализуя в разных направлениях
жизнедеятельности исторически актуализирующуюся
проблематику человечности и социальной
гармонии.
2. Информационно-
3. Идеологическая
функция выражается в том, что она помогает
всему обществу, а также социальным группам
вырабатывать и использовать руководящие
идеи и принципы, направленные на развитие
политических, правовых, социально-экономических
процессов в таком направлении, которое
ведет к достижению поставленных целей,
к решению проблем.
4. Социально-нравственная
функция состоит в том, что утверждает
в общественной жизни сознательно-нормативное
отношение человека к себе и к другим людям.
5. Художественно-
Другими авторами выделяется ряд функций
философии, которые мы склонны отнести
к группе мировоззренческих функций:
6. Функция социальной
критики осуществляет критику существующего
в обществе порядка вещей.
7. Аксологическая
функция помогает человеку осознать
смысл жизни.
8. Функция отражения
или обобщения культуры. Философия
является стержнем духовной культуры
общества. Она формулирует наиболее значимые
идеалы своего времени.
9. Интеллектуальная
функция способствует развитию у человека
способности к теоретическому мышлению,
через нее передается познавательный
образ.
Вторая группа - методологические
функции, которые предназначены для
организации наиболее общих способов
и методов человеческой деятельности.
В широком плане методологическая функция
философии продолжает и дополняет ее мировоззренческую
функцию, ибо взгляды человека на средства
своей деятельности тоже имеют мировоззренческое
значение. В свою очередь, и мировоззрение
составляет неотъемлемую часть любой
методологии.
К методологическим функциям относятся
следующие:
1. Логическая функция состоит
в использовании философских категорий,
идей и принципов, в качестве методов,
организующих процесс мышления в предустановленном
целью направлении.
2. Эвристическая функция организует
поиск новых реальностей и содействует
открытиям новых знаний о них в разных
сферах бытия.
3. Селективная функция связана
с решением философских проблем выбора
и сознательного отбора необходимых признаков,
свойств, вещей и отношений в процессе
деятельности.
4. Интеграционная
функции направлена на совмещение
разных методов деятельности, на подчинение
их одной проблемно обусловленной цели,
на формирование единого и согласованного
результата в многогранной деятельности.
Подводя итог сказанному, следует отметить,
что все функции философии раскрывают
богатство и многообразие ее возможностей
в познании мира.
2. Мировоззрение
и философия. Типы
Мировоззрение — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Типы мировоззрения
Существуют различные
способы типологии
Мифологический тип
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философия – учение оабсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия как понятие - это теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении понятия философии употребляются термины - теоретическое мировоззрение, система взглядов.
Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;
- систематичность;
- универсальность;
- критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
3. Структура и
основные характеристики
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: онтологической; гносеологической; аксиологической; праксиологической; антропологической.Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания.
Онтология (греч. on, ontos – сущее, logos – учение) – философское учение о бытии и сущем. Направлена на теоретическое изучение фундаментальных принципов и основ мироздания, наиболее общих форм, явлений и процессов существующей объективной реальности мира.
Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философское учение о познании. Исследует природу и сущность познания в целом, познавательные возможности человека, всеобщие предпосылки и границы человеческого познания, виды и формы познавательной деятельности, уровни и ступени процесса познания, выявляя при этом определяющие условия его достоверности и истинности.
Аксиология – философское учение о ценностях. Выявляет природу и сущность ценностей, специфику ценностного восприятия мира, систему и структуру мира ценностей, их виды, уровни и формы, а также их взаимосвязь с общественной практикой и межличностными отношениями.
Праксиология – философское учение о действии. Изучает исходные основы, природу и сущность, специфику и направленность человеческой деятельности в общественной среде, её активно–преобразовательный характер, виды и формы общественной практики.
Антропология – философское учение о человеке.
Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве. Невозможно построить какую–либо концепцию действия – праксиологию, не решив проблем аксиологии, антропологии или онтологии. Решение онтологических проблем неизбежно выводит мысль на проблемы познания и истины. Антропологическая проблематика фокусирует в себе все другие группы философских проблем, а гносеология, как говорил И. Кант, возникла из потребности решить антиномию человеческой свободы, т. е. из антропологии и онтологии.
Подобная структура
Другой философ, Э. Гуссерль, предлагает схожую модель философского знания. В работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он пишет: «Формы разума тематизируются в науке о познании..., в науках об истинной и подлинной оценке.., об этическом поступке... "абсолютных", "вечных", "надвременных", "безусловно" значимых идей и идеалов». Таким образом, Э. Гуссерль задает похожую структуру философии: гносеология, аксиология, праксиология и онтология.
Помимо основных философских
проблем, которые формируют ядро
философии, в структуре философского
знания существуют области исследования,
соотносимые с другими
В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают, прежде всего, гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном познании. В современной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т. е. онтология и гносеология отходят на задний план. В современной философии ясно очерчен праксиологический компонент философского знания, ставший, например, в американском прагматизме (греч. pragma – дело, действие) доминирующей сферой философского исследования.