Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Концепции:

Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности.

Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)

Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)

34. Проблема сознания  в философии.

В настоящее время все  больше увеличивается круг наук, которые  вовлекаются в исследование сознания. Такие исследования ведут философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители  технических наук и информатики. Исследуемые в отдельных науках аспекты сознания оказываются достаточно далекими друг от друга и к тому же не соотносятся с сознанием  как с некоторым целым. Каждая из наук пользуется собственными методами, схемами, идеалами рациональности, объективности, строгости, научности.

Развитие специальных  научных исследований стимулирует  разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание «думающих» машин, связанный  с этим процесс компьютеризации  человеческой деятельности заставили  по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфических человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной  компьютерной техникой.

Сознание выступает как  один из наиболее сложных объектов философского анализа. Будучи несомненной  очевидностью человеческого существования, сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, и принципиальная ненаблюдаемость сознания задает естественные трудности для его теоретической реконструкции.

Необходимость теоретически корректного соединения индивидуального  и всеобщего, органичную связь которых  являет нам опыт сознания, обусловливает  особый статус этой проблемы в философии. На сегодняшний момент можно говорить о трех основных парадигмах в философии  сознания: субстанциальной, функциональной и экзистенциально-феноменологической.

Исторически первой моделью  философии сознания была субстанциальная  концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Апеллируя к  разуму как наиболее значимому и  универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разум на структуру Универсума в целом. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, посредством которых конституируются сущностные свойства объектов, определяют его содержание.

Теоретики англо-французского Просвещения (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро и др.) рассматривали идеальное как результат ассоциаций и индуктивного обобщения чувственных данных. Оформляющаяся здесь функциональная модель сознания интерпретирует последнее как функцию материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих идеального и мыслящего. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления.

Одной из наиболее авторитетных неклассических версий философии сознания стала экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер,Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.). Акцент здесь делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда "сознанием о...", его нацеленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление действительности. Именно сознание формирует "жизненный мир" человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты и определяет весь опыт его существования.

Субстанциализм подчеркивает идеальную природу сознания, где идеальное - как сфера общих понятий, значений и ценностей - существует относительно автономно по отношению к отдельной личности или конкретным природным образованиям. Функционализм, напротив, отмечает зависимость сознании от природных структур (мозга как его материального носителя, чувственного опыта как генетически первичного уровня отражения действительности и предметной деятельности как гаранта адекватности этого отражения). Феноменологическая интерпретация обращает внимание на особую значимость самосознания, где и фокусе "Я" собираются как идеально-всеобщие, так и чувственно-конкретные аспекты, создавая при этом уникально-универсальный духовный опыт личности.

Необходимо сказать, что  оформление экзистенциально феноменологической традиции отнюдь не привело к автоматическому  исчезновению функциональной и субстанциальной  парадигм в интерпретации сознания. Функционализм сегодня достаточно мощно представлен в рамках аналитической  традиции, о субстанциализме можно говорить в связи со структуралистскими и постструктуралистскими концепциями, редуцирующими сознание к феноменам языка и текста.

35. Общественное  сознание и его структура.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Структура общественного  сознания (духовной сферы общества, надстройки) является в известной  мере отражением структуры общественного  бытия в его широком смысле слова. Поскольку общественное бытие  имеет две стороны: непосредственную (внешнюю) и глубинную (внутреннюю), общественном сознании различают два  уровня: обыденное и теоретическое  сознание. Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. Преобладающей в нем является рациональная сторона, а не чувственная. Ядро обыденного сознания - здравый смысл - по глубине осознания действительности нередко приближается к уровню научного сознания. Обыденное сознание - это первичный уровень осознания общественной жизни и природной среды. Оно ближе к непосредственной действительности, полнее отражает специфику ситуаций, но включает в себя и так называемое обывательское, весьма ограниченное, сознание.

С обыденным сознанием  тесно связана общественная психология, являющаяся также непосредственным отражением повседневной жизни людей, их условий, интересов, деятельности в форме чувств, мыслей, представлений, настроений.иллюзий, взглядов, традиций, обычаев и т. д. Содержание общественной психологии многообразно: в нем различают чувственную сторону (эмоции, настроения, сложные чувства) и рациональную (идеи, представления, взгляды), а также привычки, обычаи, традиции, устойчивые вкусы и другие социально-психологические образования. Однако в отличие от обыденного сознания ведущей стороной в ней является чувственная сторона. Общественную психологию создает, творит все общество, у нее нет отдельного от масс носителя. Общественная психология направлена непосредственно на практическую деятельность и в ней прежде всего реализуется. Ее основная функция — стимулирование деятельности, воплощение чувств, идей в реальные отношения, поведение людей.

С обыденным сознанием  тесно связано общественное мнение, т. е. состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям и фактам действительности, к деятельности партий и социальных групп, общественных организаций, отдельных личностей и т. д. и их оценку. Оно действует практически во всех сферах общественной жизни, его объектом могут быть объективные и субъективные явления, вызывающие общественный интерес. В качестве источников формирования общественного мнения могут выступать различного рода информация, поставляемая средствами массовой коммуникации, научные знания, индивидуальный и групповой опыт, слухи, молва и т. д. В силу этого оно может быть в различной степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным.

Второй уровень общественного  сознания — теоретическое сознание, отражающее глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов. Взаимосвязь теоретического сознания и здравого смысла; двусторонняя. С одной стороны, под влиянием развития НТП обыденная жизнь наполняется научным знанием, и здравый смысл, вбирая в себя то, что было ранее лишь достоянием науки, обогащается. С другой стороны, здравый смысл в известной мере контролирует науку, поскольку последняя, имея дело с абстракциями, может: терять чувство реальности, отрываться от действительности.

С теоретическим сознанием  тесно связана идеология, т. е. система, идей,

взглядов, теорий, отражающих сущность, законы общественного бытия  под углом зрения интересов общества, классов, социальных групп.

В “Немецкой идеологии” К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что идеологию нельзя рассматривать  вне истории общества, ибо господствующие идеи, мысли являются идеями и мыслями  людей о себе и об обществе, в  котором они живут. Каково общественное бытие, таковы и взгляды, теории. В  материальной жизни общества, основанного  на частном труде и собственности, заложена реальная основа появления  превратного, иллюзорного сознания. Так, овеществление производственных отношений, происходящее в силу всеобщего  обмена, всеобщей купли-продажи, порождает  товарный фетишизм. У людей складывается представление, что вещи по самой  своей природе обладают какими-то таинственными свойствами. Однако не идеологию вообще определяли классики марксизма как извращенное понимание  истории, а идеологию, господствующую до становления развитого капиталистического общества. Прежде всего, в силу самих  условий материальной жизни она  могла быть либо превратным пониманием истории, либо полным отвлечением от нее. До тех пор пока существуют частный  труд и частная собственность, сохраняется  и реальная основа для существования  идеологии, дающей в той или иной мере превратное объяснение действительности. Сознание и самосознание общества всегда таковы, каков реальный процесс жизни  людей.

В последнее время нередко  выдвигается требование деидеологизации  общества, его политической, экономической, правовой и других сфер. Однако без  идеологии, соответствующей уровню экономического развития общества, не может существовать ни одно государство.

Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и идеологических отношений, в которых  эти взгляды выражаются. Идеологические отношения, формируются, проходя через  сознание людей, но возникают они  не из сознания, а в результате отражения  в нем материальной деятельности и отношений. Как и само сознание, идеологические отношения суть порождение и выражение общественного бытия, но они складываются на основе определенных взглядов, идей, теорий, в которых  это бытие отражается. Так, политические отношения возникают на основе политических взглядов, теорий, являющихся концентрированным  выражением экономики, и вне сознания не существуют. Идеологические (духовные) отношения существуют при помощи материальных средств, средств объективации, реализации сознания (язык, действия, произведения искусств, средства печати и информации, финансы и т. д.).

Менталитет может рассматриваться как способ и метод изучения общественных и цивилизационных структур исторического процесса в целом, т.е. изучение менталитета выступает как метод исторического познания. Гораздо большее прикладное значение имеет изучение менталитета конкретной эпохи, конкретной социальной группы, народа. В этом случае часто употребляют не термин “менталитет”, а термин “ментальность”. Отличие этих терминов состоит в том, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к самым различным социальным стратам и историческим временам.

Следует отметить, что употребление этих двух терминов еще не устоялось. Есть исследователи, которые применяют  их как равнозначные.

Одной из проблем стала  типологизация менталитета. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей:

  • Индивидуальная ментальность.
  • Групповая ментальность.
  • Национальная ментальность.
  • Цивилизационная ментальность.

Основными функциями общественного  сознания и его форм являются познавательная, воспитательная, регулирования общественной жизни (деятельности и отношений  людей к природе и друг к  другу).

36. Социальная  философия, её предмет и метод.

Социальная философия - важнейшая  область философского знания, нацеленного  на осмысление состояний и процессов  жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет  в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет  и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования. 

Социальная философия  изучает общество и социальную жизнь  не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не "сам по себе", не как отдельный  индивид, а как представитель  социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые большие группы людей, отношения  между этими группами, их связи  и роль в обществе.

Критический метод позволяет  при помощи специфического мыслительного  способа достижения поставленной цели выявлять и анализировать в объекте  его позитивные и негативные стороны  относительно цели и средств по ее достижению.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"