Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Соблюдение данных норм предполагает наличие известной подчиненности  участников общественных отношений  выраженной в них

воле. Объективный характер ответственности не означает ее фатальной  предопределенности, одинакового уровня для всех субъектов и любых  общественных отношений. Здесь особое значение играет волевой фактор.

Свобода воли человека –  другая, субъективная предпосылка социальной ответственности, которая предстает  как отношение индивида к общественным интересам с точки зрения правильного  понимания и выполнения им своих  обязанностей, вытекающих из социальных норм. Участник общественных отношений  всегда должен быть свободен в выборе того или иного варианта поведения, иначе его нельзя будет осуждать за отклонения от требований этих предписаний. Исключения касаются только лиц, вообще лишенных или в силу возраста, или  душевного заболевания способности  отдавать отчет своим действиям, руководить ими.

Как уже отмечалось, классификация  социальной ответственности зависит  от сферы социальной деятельности, в связи с чем выделяют политическую, моральную, общественную, юридическую  ответственность и т.д.

Политическая ответственность  вытекает из особенностей политических отношений и регламентирующих их норм. Эти отношения возникают  между классами, нациями, государствами  в процессе взаимоотношений. Своеобразие  политической ответственности состоит  в том, что она наступает не только за виновные действия, но и за неумелость, приспособленчество, конъюнктурность, опрометчивость в вопросах политики и т.д. Ее сущность – отрицательная оценка политического проступка субъекта со стороны определенного класса, группы или общества в целом.

Моральная ответственность  имеет весьма широкую сферу действия. Ее важнейшим свойством является осуждающее отношение к нарушителю социальных норм, которое складывается у общества или коллектива, негативная оценка поступка, противоречащего нормам морали.

Эти нормы непосредственно  исходят из общенародных представлений  о добре и зле, справедливости и чести, достоинстве и добродетели  и т.д. и выступают критерием  социальной оценки определенных качеств  личности нарушителя. Моральная ответственность  взывает к его совести о  признании и осознании совершенных  им ошибок, строгом выполнении общепринятых правил поведения.

Профессиональная ответственность  связана с видами деятельности субъекта: педагогической, врачебной, научной, судебной, следственной и т.д.

Ответственность перед общественной организацией и моральная ответственность  не совпадают. Первый вид – уже, поскольку  она наступает только при условии, если нарушающий нравственные нормы  одновременно посягает и на нормы  данной общественной организации, членом которой он является. Формами осуждения  при такой ответственности могут  быть предупреждение, постановка на вид, выговор, строгий выговор и т.д. В ответственности перед общественной организацией сильнее, чем в нравственной, выражены элементы общественного порицания.

Юридическая ответственность  представляет собой особую разновидность  социальной ответственности, которая  проявляется в различных областях человеческой жизни.

44. Иерархия, место  и роль ценностей в профессиональной  деятельности.

Возрастающее значение нравственности в обществе обусловливает повышение  значения этики как науки о  морали, различных видов профессиональной этики как направлений, изучающих  особенности применения общих принципов  и норм морали в определённых профессиональных группах.

Возникновение профессиональной этики обусловлено конкретными  социально-экономическими условиями  развития общества, материальными и  духовными потребностями людей. В качестве первопричины выступило  общественное разделение труда, появление  различных видов деятельности, профессий.

Мораль - система исторически  определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках  и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству  и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного  мнения всего общества, определенного  класса либо социальной группы Лукашева Е.А. Право, мораль, личность.М., 1986.. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и  правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д. См.: там же

Долг - категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним  в конкретных условиях.

Долг представляет собой  нравственную задачу, которую человек  формулирует для себя сам на основании  нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного  лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции  работники судов и прокуратуры  могут только тогда, когда они  глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким  чувством долга, готовы до конца, вопреки  всем трудностям и препятствиям, его  выполнить. Судья, прокурор, следователь  не может мириться с нарушениями  законов, прав человека, интересов общества и государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции  и закону. Органы прокуратуры в  пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов  государственной власти и управления, общественных и политических организаций  и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Независимость  и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам  всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его  защитниками подрывают веру в  его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости  и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться  не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т.д. отдельных  лиц или учреждений, каким бы высокими правами те не обладали.

45. Общество как  саморазвивающаяся система.

Общество- это сложная  социальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризована:

1. С точки зрения способа  существования – общество как  часть мира, образованная совместно  действующими, сознательно преобразующими  его людьми;

2. С точки зрения функциональных  характеристик – общество как  организованная деятельность человеческих  коллективов, способных собственными  усилиями создавать необходимые  условия существования. Общество  образуется лишь таким коллективом,  который способен действовать  как единое целое, имеет общие  потребности, осознает их и  стремится удовлетворить в организованной  совместной деятельности. В этом  плане человеческое общество  представляет собой реальную  социальную группу, в рамках которой  осуществляются не просто многие, а все необходимые для существования  людей функции, от производства  вещей до воспитания подрастающего поколения, от политической регуляции до духовного творчества, т.е. общество образуется социальной группой, способной собственной деятельностью обеспечить все необходимые условия жизни;

3. С точки зрения его  структуры – общество как совокупность  элементов, подсистем, а также  и их связь между собой. Конечным  неделимым элементом социальной  системы выступает отдельный  человек – индивид, а общим  знаменателем, к которому можно  свести все многообразие частей  общества, - процесс человеческой  деятельности. Именно деятельность  как способ существования общества  определяет его структуру и  очерчивает его границы.

Простейшими элементами организованной человеческой деятельности являются три  класса структурных образований:

1. Класс субъектов, с  которыми связана сама способность  действовать;

2. Класс объектов, которые  люди используют для достижения  своих целей, распадающихся на  два вида: вещи и символы;

3. Общественные связи  и отношения, наличием которых  определяется само существование  системы, её способность функционировать  и развиваться как единое целое.

Наиболее значимы в  социальной системе общественные отношения, которые устанавливаются между  людьми в процессе их совместной материальной и духовной деятельности и проявляются  в разделении общественного труда, собственности или власти. Они  распадаются на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляется основу существования и развития человеческого общества. Поэтому  из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические, они определяют характер политических правовых, нравственных, религиозных  и других отношений. Все это –  элементы общественной организации (субъекты, объекты, отношения). Что же представляют собой ее подсистемы?

В общественной жизни, исходя из основных видов деятельности, можно  выделить четыре основные сферы (подсистемы):

1.материально-производственную, производящую предметы практической  жизнедеятельности;

2.социальную (вся деятельность, связанная с человеком становящимся);

3.регулятивную (деятельность, направленная на создание и  регуляцию многообразных общественных  связей и отношений);

4.духовную (деятельность  по производству и воспроизводству  необходимых форм человеческого  сознания: знаний, умений, художественных  образов, нравственных норм, религиозных  верований и др.)

Такова структурная организация  общества, включающая социальные элементы, общественные сферы (подсистемы), общественные отношения.

Проанализировав общество как  социальную структуру, мы очертили его  структуру, вычленили составляющие. Но этого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о функционировании общества как целостного развивающегося социального организма.

Для этого необходимо рассмотреть, каким образом функционируют  отдельные составляющие, как они  взаимодействуют между собой, что  вызывает такое взаимодействие и какова его последовательность, т.е. рассмотреть общество функционально; раскрывая совокупность важнейшего взаимодействия на всех уровнях социальной системы, в результате которых общество оказывается способным функционировать, т.е. поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных условиях существования.

Общество – это не только социальная система, не только целостный  организм, но и развивающийся организм. Поэтому можно поставить еще один вопрос: как удается обществу сохранить преемственность в процессе изменения. Чтобы ответить на него, необходимо выявить универсальные законы функционирования и развития, которые проявляются в любом обществе, и главные факторы, лежащие в основе функционирования общества.

В зависимости от мировоззренческой  позиции исследователей можно выделить и различные подходы при рассмотрении этого комплекса вопросов:

1. Сторонники материалистического  понимания истории анализируют  историю человечества как смену  общественно-экономических формаций, считают материальное производство (производительные силы и производственно-экономические  отношения) определяющим фактором  развития;

2. Основополагающую роль  духовной жизни общества подчеркивают  сторонники рассмотрения исторического  развития как постоянной циклической  сменой соцкультурных систем;

3. Нередки попытки синтезировать  эти два взаимоисключающих подхода,  тогда связь материального и  духовного рассматривается как  взаимодействие, в котором отсутствует  однозначная связь причины и  следствия.

Общество – это развивающаяся  система, поэтому наряду со структурным  и функциональным анализом необходимо рассматривать его в динамике. Представить общество как закономерный естественно- исторический процесс, определив  его сущность, направленность, выявив, каким образом соотносится внутреннее единство этого процесса с его  внешним конкретно-историческим многообразием.

При рассмотрении этого вопроса  также выявляются различные подходы:

1. восхождение человечества  на более высокие исторические  ступени поступательного развития  осуществляется в процессе смены  общественно-экономических формаций.

2. динамику общественного  развития авторы теорий модернизации  и других концепций общественно-экономического  и политического развития в  западной социологии объясняют  процессом перехода от стабильного  "традиционного" к непрерывно  меняющемуся современному индустриальному  обществу.

Преодоление эволюционной "отсталости" традиционных обществ мыслится результатом  такого изменения социальных институтов, которое поощряло бы развитие рациональности европейского типа, вознаграждало индивидуальные усилии. Умственную энергию и изобретательность.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"