Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.
41. Социальные
ценности и социализация
Каждый человек живет
в определенной системе ценностей,
предметы и явления которых призваны
удовлетворить его потребности.
В известном смысле можно сказать,
что ценность выражает способ существования
личности. Причем разные ценности имеют
для нее различное значение и
с этим связана иерархия ценностей.
Как и сами ценности, их иерархическая
структура носит конкретно-
Ценности личности образуют
систему ее ценностных ориентаций,
под которыми имеется в виду совокупность
важнейших качеств внутренней структуры
личности, являющихся для нее особо
значимыми. Эти ценностные ориентации
и образуют некую основу сознания
и поведения личности и непосредственно
влияют на ее развитие. При этом, в
соответствии с конкретной, индивидуальной
иерархией ценностей, наблюдается
относительный характер ценностных
ориентаций. Так, один учится, чтобы
больше зарабатывать, а другой работает,
чтобы иметь возможность
Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков. Важнейшим моментом социализации личности является ее самоактуализация.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек – это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.
Такую же ценность представляют
и социальные общности и общество
в целом, которые также являются
субъектами ценностей. Основа этого
заключена в социальной сущности
человека и вытекающей отсюда диалектике
общества и личности. По этому поводу
видный русский философ П.И, Новгородцев
писал следующее: «Личность есть
начало безусловное, но не самодовлеющее:
общество, которое ей противопоставляется,
ведь это другие лица, которые могут
быть не средствами, а только целями
для данной личности. Являясь лицом
и притязая на безусловное нравственное
значение, я должен и в других
лицах признать такую же безусловную
ценность. Я не могу видеть в обществе,
т.е. в других лицах, только средства
для моих целей, я должен признать
за ними значение таких же нравственных
целей, какое они, т.е. все общество,
должны признать за мною. Тут создается
не отношение средства к целям, а
более сложное отношение
Помимо этого, к высшим
ценностям следует отнести
Но не только высшие ценности
воздействуют на социализацию личности.
Немаловажное значение в этом процессе
имеют и ценности-средства, которые
выступают как промежуточные
ценности. Они подчинены высшим ценностям
и обусловлены ими. Например, если
человек стремится к
Ценности-средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей-средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие и менее общие, экологические, экономические, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.
Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. Во втором типе культуры на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм. Сказанное свидетельствует о том.что в каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том.чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и искусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключается в том, что в межкультурном общении необходимо учитывать эту специфику ценностей различных культур.
В условиях господства рыночных
отношений личность нередко теряет
свои высшие ценности, составляющие смысл
ее жизни. А это ведет к образованию
экзистенциального вакуума. При
этом следует иметь в виду, что
в нашей стране проблема, видимо,
будет усугубляться. Дело в том, что
автоматизация домашнего
Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей связан с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действительности, а могут носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем – искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.
Нельзя не затронуть и
такой аспект проблемы, как все
шире распространяющиеся в нашем
обществе иррациональные и псевдонаучные
ценности. На личность сегодня систематически
обрушивается лавина информации, содержание
которой связано с псевдонаукой
(мистика, оккультизм, астрология, магия,
колдовство и т.д.). В этих условиях
непроизвольно, на бессознательном
уровне формируется некритическое
мышление и восприятие действительности.
Рационализм заменяется иррационализмом,
любой функциональный миф считается
рациональным. Формируется тип сознания,
в котором реальные противоречия
не принимаются в расчет, принцип
объективности подменяется
42. Роль личности в общественном развитии.
В развитии общества можно выделить два параллельно идущих процесса: развитие каждого конкретного человека и развитие общества в целом. Изменения, происходящие в обществе, являются результатом труда конкретных людей, благодаря которым общество находится в постоянном развитии. Насколько прогрессивным оно будет - зависит от членов общества, уровня их индивидуального развития, умения ориентироваться в сложной, быстро меняющейся обстановке.
Глобальной задачей
Для характеристики уровня развития общества часто используется количество инноваций в образовательной сфере, уровень творческого развития членов общества, скорость внедрения новых промышленных и социальных, в частности образовательных, технологий. Внедрение последних является одним из основных путей повышения эффективности образовательного процесса, а следовательно, и развития общества в целом. Образование имеет прямую зависимость от уровня развития общества. Оно также влияет на уровень жизни каждого члена общества и уровень развития производства, что обеспечивает быстрый технический прогресс в обществе. При этом верна и обратная зависимость: от всех вышеперечисленных факторов зависит уровень образования.
43. Свобода воли и социальная ответственность личности.
Ответственность личности имеет социальную природу, предопределенную как общественным характером отношений, так и особенностями личности, ее местом в системе этих отношений. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. В процессе развития общества складываются определенные отношения между людьми в виде взаимных прав и обязанностей, прежде всего в сфере трудовой деятельности.
Эти нормы неодинаковы и выступают как обычаи, традиции, запреты и т.д. Их нарушение рассматривалось как посягательство на интересы рода или племени и подвергалось немедленному осуждению. Уже тогда имела место ответственность индивида.
Более совершенную форму
социальная ответственность приобретает
с появлением классового общества и
государства. Действующие здесь
социальные нормы более многообразны,
что и обусловливает
Социальная ответственность определяется рядом объективных и субъективных предпосылок. С объективной стороны социальная ответственность отражает общественную природу человека и урегулирован-ность общественных отношений социальными нормами. Деяние, противоречащее этим нормам, влечет ответственность нарушителя. Ее возникновение возможно при условии предварительного предъявления к поведению людей определенных требований, сформулированных устно или письменно в соответствующих правилах.