Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Философы и социологи  используют различные подходы к  изучению общественного прогресса. В марксистской философии, например, был разработан формационный подход. С точки зрения формационного  подхода, исторический прогресс понимается как смена общественно-экономических  формаций. Общественно-экономическая  формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Она включает в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые. Основу общественно-экономической  формации составляет способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. В развитии, исторического процесса Маркс выделял пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую  и коммунистическую. Формационный подход к развитию общества существует наряду с культурологическим и цивилизационным  подходами.

Культурологический подход к истории использовал Освальд  Шпенглер (1880- 1936). Он исходил из того, что каждая культура существует изолированно и замкнуто. Появляясь на определенном этапе исторического процесса, она  переживает возрасты отдельного человека (детство, юность, зрелость и старость) и затем погибает. Смерть культуры, по Шпенглеру, начинается с возникновения  цивилизации.

Понятие "культура" относится  к числу фундаментальных в  современном обществознании. Культуру часто определяют как "вторую природу", т.е. культура есть природа, обработанная человеком в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Однако культуру нельзя свести только к вещам, произведенным человеком. Понятие  культуры охватывает собой и продукты духовного производства, распространяется на общественные отношения. Суть культуры заключается в том, что она  несет в себе систему и природных, и социальных качеств. Культура обнаруживает себя в истории. Одним из главных  критериев жизнестойкости и прогресса  культуры является способность одной  культуры вбирать и осваивать  достижения других культур. Культура обусловлена  потребностью общества в закреплении  и передаче совокупного духовного  опыта.

Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры. Цивилизация  воплощает в себе технологический  аспект культуры. Главное в цивилизации - это непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества.

50. Сущность и  критерии исторического прогресса.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) понимается как тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить как применительно к системе в целом, так и по отношению к отдельным ее параметрам.

Понятие прогресса нерасторжимо связано с вопросом о критерии прогресса. В различных концепциях философии истории выдвигаются  разные критерии прогресса. У просветителей  главным критерием прогресса  было развитие разума и его внедрение  в жизнь. Вообще прогресс может мыслиться  или как движение к какому - то конечному высшему состоянию, или  как бесконечное восхождение  и развертывание. Прогресс, определяемый как развитие разума, допускает и  то, и другое понимание, и оба эти  понимания можно обнаружить у  просветителей.

В первом случае конечная цель прогресса трактуется как некое  полное торжество разума и воплощение разумных начал в жизни людей  и общественном устройстве, и тогда  под это разумное общественное устройство могут подводиться различные  социальные идеалы, связываемые со свободой, справедливостью, развитием  личности, равенством, гуманностью.

Во втором случае прогресс рассматривается как беспредельное  совершенствование и развертывание  разума, что хорошо соотносится с  развитием научного знания.

Социалисты-утописты выдвигали  нравственный критерий прогресса. А. Сен-Симон  считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению  нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как  братья. Современник социалистов-утопистов  немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что  сторонники и противники веры в совершенствование  человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе  науки и техники, который, как  писал Шеллинг, с исторической точки  зрения является скорее регрессом, и  предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит  Г. Гегелю. У Гегеля историческим основанием прогресса и его критерием  выступала свобода, точнее, осознание  человеком свободы. Свобода находит  у Гегеля выражение в конкретных формах государственного устройства.

Философы и социологи  используют различные подходы к  изучению общественного прогресса.

В материалистическом понимании  истории критерием общественного  прогресса выступает уровень  развития производительных сил общества, причем развитие производительных сил  характеризует, по мысли К. Маркса и  Ф. Энгельса, степень овладения человеком  природой. К. Маркс и Ф. Энгельс  разделили жизнь общества на духовную и материальную, разумея под материальной жизнью общества материально - производственную деятельность людей; духовную жизнь  они интерпретировали как вторичную, производную по отношению к материальной. В развитии материального производства они усматривали и движущую силу истории, и основание общественного  прогресса. По мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, человек является важнейшим  элементом производительных сил  общества и потому высший уровень  развития производства предполагает в  качестве своей предпосылки развитие самого человека.

В марксистской концепции  присутствует представление и о  цели истории. В этом качестве здесь  предстает коммунистическое общество, в котором находят разрешение все противоречия и конфликты, с  которыми была сопряжена история  человечества.

В марксистской философии  был разработан формационный подход. С точки зрения формационного  подхода, исторический прогресс понимается как смена общественно-экономических  формаций. Общественно-экономическая  формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Она включает в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые. Основу общественно-экономической  формации составляет способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. В развитии, исторического процесса Маркс выделял пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую  и коммунистическую. Формационный подход к развитию общества существует наряду с культурологическим и цивилизационным  подходами.

Культурологический подход к идее прогресса основными его  критериями считал прогресс культуры. Данный подход использовал Освальд  Шпенглер (1880- 1936). Он исходил из того, что каждая культура существует изолированно и замкнуто. Появляясь на определенном этапе исторического процесса, она  переживает возрасты отдельного человека (детство, юность, зрелость и старость) и затем погибает. Смерть культуры, по Шпенглеру, начинается с возникновения  цивилизации.

Понятие "культура" относится  к числу фундаментальных в  современном обществознании. Культуру часто определяют как "вторую природу", т.е. культура есть природа, обработанная человеком в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Однако культуру нельзя свести только к вещам, произведенным человеком. Понятие культуры охватывает собой и продукты духовного производства, распространяется на общественные отношения. Суть культуры заключается в том, что она несет в себе систему и природных, и социальных качеств. Культура обнаруживает себя в истории. Одним из главных критериев жизнестойкости и прогресса культуры является способность одной культуры вбирать и осваивать достижения других культур. Культура обусловлена потребностью общества в закреплении и передаче совокупного духовного опыта.

Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры. Цивилизация  воплощает в себе технологический  аспект культуры. Главное в цивилизации - это непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества.

Философско - религиозная традиция за критерий прогресса брала рост добра в мире. Так, русский философ XX столетия Н.А. Бердяев считал, что сущность общественного прогресса - увеличение добра и уменьшение зла.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы  разных эпох. Недостатком многих попыток  решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна сторона, или одна сфера общественного  развития. И разум, и мораль, и  наука, и техника, и правовой порядок, и осознание свободы, и рост добра - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

Чтобы преодолеть односторонность  критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало  бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве современными мыслителями предлагается понятие  свободы.

Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия  ее потенциальных возможностей. Степень  прогрессивности того или иного  общественного строя нужно оценивать  по созданным в нем условиям для  удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или  по степени гуманности общественного  устройства).

С конца XX века понятие прогресса  общества и истории все более  связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. С особой силой философия  истории XX века поставила проблему коммуникации как основания человеческого  существования. История возможна лишь в той мере, в какой люди открыты  миру и друг другу. История реализуется  через общение.

51. Гражданское  общество, нация и государство.

Гражданское общество — единство различных лиц, которое живет в системе правового государства, где действует принцип защищенности прав человека. В истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность. Согласно Гегелю, гражданское общество — это объединение членов как самостоятельных субъектов общности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности, и через жизненный порядок для их особенных и общих интересов.

Нация — это исторически сложившаяся преходящая форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территории и экономической жизни, языка и духовного склада, а в какой-то степени и биологического своеобразия (что сказывается зачастую и во внешности), а также особенностями характера, темперамента и обычаев. И все это проявляется в своеобразии культуры.

В этой общности духовная жизнь  нации, ее культура укрепляются всеми  личными силами субъектов нации, а каждый ее субъект получает источник творческой энергии во всенациональном духовном подъеме. На этом пути любовь к своей нации соединяется с верой в нее, в ее призвание, в творческую силу ее духа, в ее процветание.

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным  суверенитетом, специальным аппаратом  управления и принуждения, и устанавливающая  особый правовой порядок на определенной территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью  которых является защита и поддержание  целостности общества.

 

52. Насилие и  ненасилие в истории человечества.

В общественном сознании насилие  и ненасилие проявляются в  различных формах: как нравственный принцип, социально-политическая концепция  или религиозная идея. Грань между  насилием и ненасилием в реальной жизни достаточно подвижна. Нередко  имеет место инверсия, когда, например, проповедь принципов ненасилия  оборачивается насилием или уготовлением к насилию. В социальных учениях  природа насилия и ненасилия  объясняется на основе общественных отношений как результат взаимодействия людей с противоположными интересами. При этом в механизме осуществления  исторической необходимости решающая роль отводилась насилию. Оно объявлялось  “повивальной бабкой” всякого старого  общества, когда оно “беременно новым”.

Насилие - исторически более  развитое явление по сравнению с  ненасилием. В социальной философии  оно определяется как тип отношений  господства и подчинения, как способ разрешения конфликтов путём уничтожения  друг друга. Наиболее общим определением насилия является его определение  как принуждения, подавления или  подчинения воли и действий человека, его физических и моральных возможностей условиями существования.

Как особый тип отношений  между людьми насилие представляет собой многокачественное явление. Оно и материально, и идеально, и социально, и индивидуально, различно по содержанию, формам, причинам и поводам. Наиболее общими формами насилия выступают: экономическое, социальное, политическое и духовное насилие. Экономическое насилие - это способ социального принуждения с использованием непосредственных экономических санкций против тех или иных субъектов в целях приобретения или сохранения материальных привилегий или прав. Осуществляется оно посредством ограничения экономических прав социальных субъектов, экономических санкций, налоговой политики, экономической блокады и т.п. Социальное насилие представляет собой способ подавления интересов и действий различных социальных групп с целью охранения, изменения или упразднения системы присвоения условий существования человека. Тесно примыкает к социальному насилию политическое, которое есть способ реализации социально-классовых интересов с применением мер политического принуждения. В зависимости от используемых средств политическое насилие может выражаться посредством вооружённого насилия, либо невооружённого (политические забастовки, демонстрации, ограничение политических прав, дипломатическое давление и др.). Духовное насилие отличается тем, что ему присуще подчинение, присвоение сознания и воли человека. Оно проявляется в таких формах, как идеологическая борьба, психологическая война, цензура, религиозная или атеистическая пропаганда, борьба с инакомыслием.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"