Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Переход к постклассической философии не означал полного разрыва с традициями предшествующего этапа развития философии. Некоторые направления философии сер 19 – 20 вв. осознавали себя как продолжателей тех или иных направлений классической (и даже более ранней) философии. Поэтому возникали такие достаточно распространённые направления в философии как неокантианство, неогегельянство, неотомизм. Считалось, что нужно развить учения мыслителей прошлого, приспособив их к новейшим достижениям науки и философии. Связь с определёнными учениями классической философии осознавали и представители оригинальных представителей постклассической философии. Так, позитивисты опирались на эмпирические традиции британской философии, а экзистенциалисты на некоторые идем Августина и Блеза Паскаля.

В целом для различных  направлений постклассической философии характерно.

1. Отказ от принятого  в классической философии чёткого  противопоставления материализма  и идеализма, осознаваемое или  безотчётное стремление преодолеть  их противоположность. Пожалуй,  только диалектический материализм  продолжал считать вопрос о  соотношении бытия и мышления  главным вопросом философии.

2. Практическая направленность  философии, её нацеленность не  столько на чистое познание, сколько  на обеспечение деятельности, практику. В ещё большей степени, чем  в классической философии, утвердилось  рассмотрение гносеологической  проблематики сквозь призму решения  практических задач, встающих  перед человеком. Это, например, проявилось в подчёркивании роли  практики в рассмотрении вопроса  об истине.

3. Снижается ориентация  на разум в познавательной  деятельности, признаётся значительная  роль иррациональных или близких  к ним форм познания (интуиции, духовного вживания, герменевтического  разгадывания смысла). В научном  познании преимущество отдаётся  практически ориентированному разумному  и рассудочному познанию, сосредоточенному  на постижении частных фактов (позитивизм). Впервые в новое  время появляются последовательные  антисциентистские учения, не разделяющие веру в науку и резко критикующие её (философия жизни, экзистенциализм).

4. Меняется просветительское  отношение к человеку как к  сугубо разумному существу. Признаётся  значительная роль, играемая иррациональным, в том числе и бессознательным  в определении поведения человека. Многими направлениями постклассической философии была поставлена под сомнение теория прогресса. 

В целом стоит отметить, что постклассический период развития философии характеризуется чрезвычайным разнообразием философских направлений, очень быстро сменяющих друг друга. Всё это свидетельствует о расцвете философской мысли в современный период.

17. Основные этапы в развитии русской философии.

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы

1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем  и поиск ответов на них в  рамках других форм общественного  сознания, прежде всего религиозного  и эстетического (Илларион, Андрей  Рублев, Феофан Грек и др.).

2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение  философии в России в форме  философского осмысления науки  и культуры своего времени,  что не обошлось без известного  подражания западноевропейским  течениям философской мысли.

3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной  русской философии.

4. после 1922 года - философия  русского зарубежья.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо, прежде всего, учитывать условия  ее существования, которые по сравнению  с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время когда  в университетах Германии свои философские  системы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем  никакого философского свободомыслия  по чисто политическим мотивам. Отношение  государственной власти к философии  наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя  Ширинского-Шихматова "Польза философии не доказана, а вред возможен".

С одной стороны, становление  русской философии происходило  в ходе поисков и ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность, поэтому  трудно найти в истории русской  философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизмом и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны - эти же условия привели к такому ненормальному  для самой философии состоянию, когда при восприятии философских  учений политические установки приобретали  доминирующую роль и сами эти учения оценивались прежде всего с точки  зрения их "прогрессивности" или "реакционности", "полезности" или "бесполезности" для решения  социальных проблем. Поэтому те учения, которые хотя и не отличались философской  глубиной, но отвечали злобе дня, имели  широкую известность.

При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать  также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В  России в ходе ее истории произошло  как бы переплетение двух различных  типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического  западноевропейского и восточного, византийского, включенного в русское  самосознание через православие. Такое  сочетание двух различных типов  мышления проходит через всю историю  русской философии.

С содержательной стороны  русская философия также имеет  свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала  тема России, постижение смысла ее существования  в истории. Другой ведущей темой  стала тема самого человека, его  судьбы и смысла жизни.

Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время  Киевский митрополит Илларион создает  знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором развивает богословеко-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о "Москве как третьем Риме".

Оригинальные поиски русской  философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поиски проходили  в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и  связывала эту самобытность с  неповторимым своеобразием русской  духовной жизни. Вторая же тенденция  выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской  культуры. Представители этой тенденции  считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран  Европы, то она должна учиться у  Запада и пройти тот же исторический путь.

Третий этап приходится на вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в. В это время характерно распространение  философии в России в форме  философского осмысления науки и  культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

18. Основные формы  бытия.

Категория бытия допускает  любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном  многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые  объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической  разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском  анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений  и процессов, в котором в  свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов  и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов  и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2)    Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3)    Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное  духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального: 

а) бытие индивида;

б) бытие общества.

Бытие вещей, явлений и  состояний природы, или бытие  первой природы, существует до, вне  и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа являетсяобъективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» - бытие  вещей и процессов,  произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания,  деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и  духа. Человек для самого себя и  первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии  человека нередко определяли как  «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной  из предпосылок возникновения и  общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического  существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального  функционирования в человеке его  духовно-психической структуры человек  как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.                  

 Бытие каждого конкретного  индивида ограничено во времени  и пространстве. Но оно включено  в безграничную цепь человеческого  бытия и бытия природы и  является одним из звеньев  социально-исторического бытия.  Человеческое бытие в целом  - реальность, объективная по отношению  к сознанию отдельных людей  и поколений. Но, будучи единством  объективного и субъективного,  человек не просто существует  в структуре бытия. Обладая  способностью познавать бытие,  он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда  позитивно. Поэтому так важно  для каждого человека осознать  свое место и роль в единой  системе бытия, свою ответственность  за судьбы человеческой цивилизации.

19. Монистические  и плюралистические концепции  бытия.

Монистические и плюралистические концепции бытия.

Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете  одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного  развития исходного положения. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма.

Плюрализм - философская  позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых  и несводимых друг к другу начал  или видов бытия (плюрализм в  онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Термин «плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. Плюрализм  противоположен монизму и имеет  различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала - материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира.

Античный атомизм - материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы  у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций - монад.

Философия Д. Юма.

Теория познания Юма сложилась  в результате переработки им субъективного  идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными - впечатления  внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения  бытия и духа теоретически неразрешимой, Юм заменил её проблемой зависимости  простых идей (т. е. чувственных образов) от внешних впечатлений. Отвергая отражение  в сознании объективных закономерностей  бытия, Юм толковал образование сложных  идей как психологические ассоциации простых идей друг с другом.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"