Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
Переход к постклассической философии не означал полного разрыва с традициями предшествующего этапа развития философии. Некоторые направления философии сер 19 – 20 вв. осознавали себя как продолжателей тех или иных направлений классической (и даже более ранней) философии. Поэтому возникали такие достаточно распространённые направления в философии как неокантианство, неогегельянство, неотомизм. Считалось, что нужно развить учения мыслителей прошлого, приспособив их к новейшим достижениям науки и философии. Связь с определёнными учениями классической философии осознавали и представители оригинальных представителей постклассической философии. Так, позитивисты опирались на эмпирические традиции британской философии, а экзистенциалисты на некоторые идем Августина и Блеза Паскаля.
В целом для различных направлений постклассической философии характерно.
1. Отказ от принятого
в классической философии
2. Практическая направленность
философии, её нацеленность не
столько на чистое познание, сколько
на обеспечение деятельности, практику.
В ещё большей степени, чем
в классической философии,
3. Снижается ориентация
на разум в познавательной
деятельности, признаётся значительная
роль иррациональных или
4. Меняется просветительское
отношение к человеку как к
сугубо разумному существу. Признаётся
значительная роль, играемая иррациональным,
в том числе и бессознательным
в определении поведения
В целом стоит отметить, что постклассический период развития философии характеризуется чрезвычайным разнообразием философских направлений, очень быстро сменяющих друг друга. Всё это свидетельствует о расцвете философской мысли в современный период.
17. Основные этапы в развитии русской философии.
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы
1. XI в. - первая половина XVIII
в. - постановка философских
2. Вторая половина XVIII в. -
первая четверть XIX в. - распространение
философии в России в форме
философского осмысления науки
и культуры своего времени,
что не обошлось без
3. Вторая четверть XIX в. - начало
XX в. - становление и развитие
4. после 1922 года - философия русского зарубежья.
При характеристике особенностей развития философии в России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время когда в университетах Германии свои философские системы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова "Польза философии не доказана, а вред возможен".
С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков и ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность, поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизмом и не откликался бы на животрепещущие проблемы.
С другой стороны - эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующую роль и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их "прогрессивности" или "реакционности", "полезности" или "бесполезности" для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность.
При характеристике особенностей
русской философии нужно
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.
Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором развивает богословеко-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о "Москве как третьем Риме".
Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Третий этап приходится на вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в. В это время характерно распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.
18. Основные формы бытия.
Категория бытия допускает
любую форму существования
1) Бытие вещей, явлений
и процессов, в котором в
свою очередь необходимо
а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;
б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.
2) Бытие человека, в котором можно выделить:
а) бытие человека в мире вещей;
б) специфически человеческое бытие;
3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:
а) индивидуализированное духовное;
б) объективированное духовное;
4) Бытие социального:
а) бытие индивида;
б) бытие общества.
Бытие вещей, явлений и
состояний природы, или бытие
первой природы, существует до, вне
и независимо от сознания человека.
Бытие каждого конкретного
«Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.
Бытие отдельного человека
представляет собой единство тела и
духа. Человек для самого себя и
первая, и «вторая природа». Не случайно
в традиционной, классической философии
человека нередко определяли как
«мыслящую вещь». Но бытие человека
как мыслящей и чувствующей «вещи»
в мире природы явилось одной
из предпосылок возникновения и
общения, т.е. предпосылкой формирования
специфики человеческого бытия.
Бытие каждого конкретного
Бытие каждого конкретного
индивида ограничено во
19. Монистические и плюралистические концепции бытия.
Монистические и плюралистические концепции бытия.
Монизм - способ рассмотрения
многообразия явлений мира в свете
одного начала, единой основы («субстанции»)
всего существующего и
Плюрализм - философская
позиция, согласно которой существует
несколько или множество
Античный атомизм - материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций - монад.
Философия Д. Юма.
Теория познания Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Юм считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными - впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, Юм заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов) от внешних впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Юм толковал образование сложных идей как психологические ассоциации простых идей друг с другом.