Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

4. Основные философские  школы и направления, критерии  их классификации.

К настоящему времени философия  прошла в своем развитии свыше  двух тысяч лет, за которые сформировалось множество направлений и школ, отстаивающих свою оригинальную позицию  по вопросам познаваемости мира, человека, общества, культуры. К историческим типам философии относят: античную, средневековую, философию эпохи  Возрождения и Просвещения, философию  Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию  и постнеклассическую.

Античная философия представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов  и Эмпедокл), атомистическая философия  Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия  превратилась в инструмент религиозных  споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления - патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).

В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию  человеческого» (лат. studiahumaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, МарсилиоФичино, ПьетроПомпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, БернардиноТелезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

В Новое время получают развитие такие направления философской  мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту  собственного взгляда по вопросу  об истинном источнике знаний - опыте, разуме, чувствах. Партию эмпириков  возглавил Фрэнсис Бэкон, считавший, что всякое знание начинается с чувственных восприятий, и что «самое лучшее из всех доказательств есть опыт», препятствующий ошибкам в познании. Главой рационалистов, стал Ренe Декарт, утверждавший, что истинное знание начинается не с чувственных данных, а с интуитивно ясных понятий и аксиом, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей» (rescogita), мир же «протяженных», т.е. физических вещей (resextensa) устроен подобно механизму. Между этими мирами (субстанциями) существует тесная связь, поскольку «мыслить» и «существовать», означает одно и тоже. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были сторонниками правоты чувственного постижения мира, который дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.

Немецкая классическая философия  является вершиной систематизаций своего времени, благодаря чему философия  обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории. Начало новой реформе философского знания положил Иммануил Кант, избравший критический метод для объяснения основ разумной деятельности человека, и сформулировавший три важнейших вопроса в прагматической антропологии: «чего я хочу?», «отчего это зависит?», «к чему это ведет?», определяющие максимы для мыслителя: «думать самому», «мыслить себя на месте любого другого» и «всегда мыслить в согласии с самим собой». Такой способ вопрошания о возможности был ключевым в его учении о трансцендентальных сущностях. Антропологическое направление в немецкой классической философии получило развитие в трудах Фихте и Шеллинга. Философская систематизация Гегеля основывается на диалектическом учении, раскрытом в трактате «Феноменология духа» и очерке «Наука логика». Философия (точнее, логика), по мнению Гегеля, есть поступательное развитие «абсолютного духа», который через нее познает самое себя. Диалектический метод заключается в способности мышления выделять тезис (представлять предмет в реальности таким, каков он есть), затем ставить по отношению к нему антитезис (открывать накопившийся опыт, противоречащий исходному знанию о предмете) и в заключении объединять их (примирив знание и незнание о предмете). Таков путь диалектического развития духа, который воплощен в различных формах познающего разума: религии, науке, философии.

С середины ХIХ века наступает  время неклассической философии, а  с середины ХХ века - постнеклассической философии, связанное с изменением ее предмета и задач. Каждое из направлений неклассической философии, по-разному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта. Структурализм и лингвистическая философия утверждают языковую реальность мира как единственно доступную мышлению. Постмодернизм рассматривают, и как эпоху упадка и деградации культуры, и как декаданс классической философии, построенной на ценностях логоса. Отказ от логических способов познания совершился в пользу доречевых смыслов, обнаруживаемых при деконструкции текста (языка вообще) и предшествующих акту мышления как такового. В целом постмодернизм иронически свел к абсурду философский рационализм, показав тотальность «смерти» прежних ценностей человека, основанных на разуме.

5. Материализм и идеализм в истории философии.

Одной из центральных философско-мировоззренческих  проблем является вопрос об отношении  материи и сознания. Он имеет несколько  сторон. Во-первых, это вопрос о том, что в этом отношении является исходным и самостоятельно существующим (говоря языком традиционной философии - что тут является субстанцией)? Во-вторых, важным ответвлением этого  вопроса является так называемая "психофизическая проблема": как  связаны состояния сознания человека - его чувства и эмоции, его  представления и мысли - с состояниями  его мозга как материального объекта - частицы живой материи, находящейся в черепной коробке; может ли и как именно сознание причинно воздействовать на тело человека - почему наше решение почесать затылок может привести нашу руку в необходимое для этого движение. В-третьих, может ли обладающий сознанием человек получить знание о материальных объектах, или же сознанию доступно достоверное знание только о самом себе?

Необходимо отметить, что  вопросы, подобные только что сформулированным, волновали людей задолго до появления  философии и науки. Первые ответы на них можно обнаружить в мифологическом мышлении, затем в религиозных  учениях. И в самом обычном  житейском опыте отражается наше понимание отношения души и тела. Это понимание проникает в  философию и преобразуется в  ней в соответствии с вырабатываемыми  философами способами осмысления сути бытия и используемыми для  этого категориями и понятиями.

Основных таких фундаментальных  категорий три. Это - субстанция, материя  и сознание (душа). Категория субстанции в философии применяется для  обозначения того, что существует благодаря самому себе, а не благодаря  чему-то другому. Категория материи  выражает идею основы, субстрата телесного  мира. Категория сознания - идею общей  основы тех психических явлений  и процессов, которые человек  находит в себе и проявления которых  он наблюдает в поведении других людей.

На протяжении долгой истории  философии и постоянного спора  в ней различных учений и школ было предложено множество решений  проблемы взаимоотношения души и  тела, сознания и материи. Здесь не хватит места даже их просто перечислить. Вместе с тем они, так или иначе, тяготеют к трем главным направлениям, различие между которыми определяется тем отношением, в котором полагаются понятия материи и сознания к  категории субстанции.

Первое решение возникает  тогда, когда материя принимается  за единое основание всего существующего, т.е. трактуется в качестве субстанции. Такая позиция называется материализмом. Это учение о том, что все существующее в мире является материей, а то, что  мы называем душой, сознанием, мышлением, суть или движение самых маленьких  и легких атомов, как это думал  Демокрит, или организация и взаимодействие нейронных структур мозга, как это считают современные материалисты. Сознание в категориальном отношении осмысливается при этом как род материального, либо как особое его свойство или функция.

Если же в качестве субстанции принимается так или иначе  понимаемое сознание, то возникает  идеализм. Это учение обосновывает тезис, что в основе всего существующего  во Вселенной лежат идеи, как этому  учил Платон, или же, как доказывал  Лейбниц, что все состоит из монад - атомов, но не материальных, а обладающих той или иной степенью сознания. Материя при этом толкуется либо как зависимый от сознания род  сущего, либо как особая форма существования  духа, его собственное порождение. Существовал и вариант субъективного  идеализма, который в крайней  своей форме отстаивался британским философом первой половины XVIII в. Дж. Беркли, доказывавшим, что все, что  нас окружает есть только совокупности наших восприятий, и что эти  восприятия есть единственное, что  мы можем знать. Здесь тела, вместе с присущими им свойствами, отношениями  и пр., трактовались в качестве лишь комплексов ощущений.

6. Философская  методология и основные методы  философии.

Каждая наука имеет  свой метод. Однако философия выступает  в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский  метод (от греч. methodos - путь, познание) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей  развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к  такой философии, которая опирается  на науку. Философский метод задает общие принципы исследования. Однако различные философские школы  и направления в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии формулируют  и используют различные философские  методы. Плюрализму философских концепций  соответствует и плюрализм методов (дедукция, логические методы; индукция, опытные методы; эксперимент; рефлексия, самонаблюдение). Общее, что свойственно  им всем, - теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах  и законах.

Материализм и идеализм выступают  как наиболее общие подходы и  способы рассмотрения бытия и  познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что  берется за первичное: материя или  сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае, общий процесс  познания рассматривается как отражение  в сознинии объективной действительности, во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).

Следующий аспект различения философских методов - диалектика и  метафизика.

Под диалектикой имеют  в виду учение о наиболее общих  закономерностях развития бытия  и познания, одновременно она выступает  и общим методом освоения действительности, рассматривая ее как единство и борьбу противоположностей. Диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс), во втором - как идеалистическая диалектика (Гегель).

Диалектика возникла и  развивалась наряду с метафизикой  как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность - тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что  рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных  его форм к какой-либо одной. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных  форм движения материи к механической (механистический материализм). Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют.

Помимо указанных методов  философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие  наибольшее значение и распространение:

Сенсуализм (от лат sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знание вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах).

Рационализм (от лат ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель).

Иррационализм - философский  метод, который отрицает или, по крайней  мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон).

Бурное развитие науки  и познания в последние десятилетия  привели к осмыслению методологии  как специализированной области  знания. В ее рамках исследуются  внутренние механизмы, логика и организация  знания (науки). В частности, рассматриваются  критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура  научных революций.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"