Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
7. Основные исторические формы, принципы и законы диалектики.
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.
Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:
1) Под диалектикой понимается
совокупность объективных
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3) Философское учение
о диалектике или теория
В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX века.
Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него -- это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий -- огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.
Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращая внимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тени проблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторяемости и круговороте. Он еще не ставит проблемы скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма (от лат. sensus -- восприятие, чувство). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и разума, развивая учение о единстве противоположностей. Его диалектика наивна, но правильна, разработана в общей форме и не дошла до частностей.
Аристотель считает
Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей.
В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности». Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.
В средние века диалектика
становится одной из теологических
дисциплин, включавших в себя логику
и силлогистику. Несмотря на господство
в целом метафизического
Особое место диалектика
приобретает в работах
Диалектику, или метод
развития, согласно Гегелю, следует
понимать как методическое обнаружение
и разрешение противоречий, содержащихся
в понятиях. Сами противоречия Гегель
понимал как столкновение противоположных
определений и разрешение их путем
объединения. Главной темой его
диалектики стала идея единства взаимоисключающих
и одновременно взаимно предполагающих
друг друга противоположностей, или
тема противоречия. Оно полагается
Гегелем как внутренний импульс
развития духа, который шаг за шагом
переходит от простого к сложному,
от непосредственного к
В философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность.
Основные принципы и законы диалектики.
Издавна в истории философии под принципами понималось нечто первичное, не нуждающееся в доказательстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как основополагающее суждение о бытии. В качестве принципов объяснения мира как единого Космоса у древних мыслителей выступали идеи о стихиях, первоначалах природы (вода, воздух, огонь). Идеалисты навязывали принципы природе, выводили их из мышления, а не из внешнего мира. Таков гегелевский принцип разумной действительности. Между тем, как и любые явления сознания, принципы вторичны. Они - продукт философского познания действительности. В отличии от понятий диалектики ее принципы суть наиболее общие идеи. Идея - это особая форма мысли. В ней не только в концентрированном виде выражено мировоззренческое знание, но и дается нормативная ориентация познавательной и практической деятельности человека. Среди основных идей материалистической диалектики особо выделяется принципы всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития.
Закон - это объективное,
необходимое и существенное отношение,
имеющее устойчивый и повторяющийся
характер. Как общее отношение
для всей совокупности явлений закон
не терпит исключений. При одних
и тех же условиях действие закона
непременно и однозначно. Именно данные
особенности объективных
В зависимости от пространства
действия различают законы специфические
(функционирующие в какой-либо конкретной
сфере бытия), общие (присущие в целом
природе или обществу) и всеобщие,
или законы диалектики. Как элементы
материалистической диалектики ее законы
выражают универсальные существенные
связи бытия. Выступая по своей логической
форме в виде суждений, законы диалектики
являются отношением единства противоположных
категорий: сущности и явления, качества
и количества, возможности и
Закон единства и борьбы противоположности - основной закон диалектики. Этот закон определяется как суть, ядро диалектики, так как он раскрывает самую существенную сторону развития - его источник и причину.
Основные понятия закона - понятие диалектических противоположностей. Это такие две стороны единого, целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно определяют и вместе с тем отрицают, исключают друг друга в своем существовании: в математике - плюс и минус; в физике - положительное и отрицательное.
Единство противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.
Основные категории, посредством которых выражается содержание закона - это качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.
Качество характеризуется внутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому его существованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета или превращению его в другой предмет.
Количество - это внешняя определенность предмета, изменение которой в некоторых границах не влечет за собой изменения. Количественные характеристики включают такие показатели, как мера, объем, степень развития того или иного предмета или явления.
Границы, в которых изменение количества происходит без изменения качества, называется мерой. А точка, в которой происходит изменение качества и переход его в новое качественное состояние, - это узловые точки меры.
Сущность закона состоит
в том, что при накоплении количества
и достижении узловой точки меры
происходит переход одного качественного
состояния в другое. Возникшее
новое качество открывает новые
возможности для
Этот процесс перехода осуществляется посредством диалектического скачка. Форма или тип скачка зависит от особенностей развивающегося предмета.
Закон отрицания отрицания показывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание - это такой вид отрицания, который указывает на связь, преемственность между предшествующими и последующими ступенями развития. Диалектическое отрицание характеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания не бывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своей оценке объективно. Вторая его характеристика - всеобщность. Все в мире происходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегося предмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикой диалектического отрицания является его специфичность. То есть отрицание всегда осуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природой развивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процесс развития.
Схематическим выражением данного закона является спираль, раскрывающая и преемственность, цикличность, повторение каких-либо ступеней развития, и поступательность в развитии.
8. Основные философские категории и их специфика.
Категории — это формы
отражения в мысли
Бытие
Во всех без исключения
философских системах рассуждения
мыслителей любого уровня интеллектуальной
одаренности начинались с анализа
того, что окружает человека, что
находится в центре его созерцания
и мысли, что лежит в основании
мироздания, что являет собой мироздание,
Космос, из чего состоят вещи и что
представляют собой протекающие
в своем бесконечном
Что же такое бытие?
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.
Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.