Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 17:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
5. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
3. Древнекитайская философия.
Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Период Чжаньго в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.
В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ.:
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Завершение классического периода древней китайской философии, занимающего важное место в её развитии (конец III века до н. э.), ознаменовалось преследованиями философов и сожжением манускриптов.
Для этого периода характерна полемика между конфуцианством, легизмом и даосизмом. В конце концов конфуцианство в этой полемике одерживает верх как государственная религия и этика.
В I веке н. э. в Китай проник буддизм.
Выдающиеся мыслители ханьского времени: философ и государственный деятель Дун Чжуншу (2 век до н. э.), получивший в средние века известность как «Конфуций эпохи Хань», император династии Хань У-ди (II век до н. э., конфуцианец), философ-конфуцианец, литератор и филолог Ян Сюн (53 г. до н. э.- 18 н. э.), автор написанного в подражание «Книги перемен» сочинения "Тай сюань цзин» («Канон великого сокровенного»). К ханьскому времени относятся и такие выдающиеся мыслители как Ван Чун (27-ок.97 г.н. э.) и Чжан Хэн (78-139). Чжан Хэн внес выдающийся вклад в развитие древнекитайской астрономии, механики, сейсмологии и географии. Крупным мыслителем этой эпохи был также историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н. э.), автор первой всеобщей истории Китая, начинавшейся с глубокой древности и заканчивающейся концом второго века до н. э. Считается, что во время правления династии Хань в творчестве таких мыслителей как Мэн Си (90-40 гг. до н. э.) и Цзин Фан (78-37 гг. до н. э.) было положено начало календарным приложениям « И цзин». К этому направлению, развивающему календарно астрономические аспекты « И цзина», можно отнести также деятельность ученика Мэн Си Цзяо Яньшоу, автора сочинения « И линь» («Лес перемен»), а также работы Чжэн Сюаня (127—200), Сюнь Шуана (128—190) и Юй Фаня (164—233).
Во втором веке нашей эры протекала деятельность даосского философа и алхимика Вэй Бояна (ок.100-170), автора сочинения «Цань тун ци», в котором он изложил с помощью триграмм и гексаграмм, основные принципы даосской алхимии.Сочинение Вэй Бояна было построено в форме комментария к классической «Книге перемен» («Чжоу и»). В ханьское время было создано сочинение «Тай пин цзин», авторство которого приписывают даосскому мудрецу Юй Цзи. Предполагают, что учение, изложенное в данной книге, легло в основу идеологии восстания Жёлтых повязок и оказало значительное влияние на развитие даосской утопической мысли.
Большое влияние на развитие философии в Китае оказал проживший всего 23 года философ Ван Би (226—249). При династии Ранняя Вэй (220—264) он был крупным чиновником. Свои взгляды мыслитель излагал в комментариях к конфуцианской и даосской классике. Ван Би автор сочинений «Чжоу и чжу» ("Комментарий к «Чжоуским переменам») и «Лао-цзы чжу» "Комментарий к «Лао-цзы»). Содержание «Чжоу и» Ван Би истолковывал как теорию временных процессов и изменений. Против развиваемой Ван Би идеи «ценности небытия» (гуй у) активно выступал философ и ученый из государства Западная Цзинь Пэй Вэй (267—300), автор сочинения «Чун ю лунь» («Рассуждение об уважения бытия»).
Оно характеризуется
догматизацией конфуцианства, которое
вместе с его основателем возвышается
до религиозного почитания (1055 — дарование
роду Конфуция более высокого дворянского
звания, 1503 — причисление Конфуция к лику
святых, сооружение ему храмов, в которых,
однако, не было изображений святых). С
другой стороны, имеет место гонение на
даосистов (формальное запрещение даосизма — —
1183). Христианство,
проникнув к тому времени в Китай, смогло
оказать влияние на китайскую философию.
Видным мыслителем XI века был Чжан
Цзай, один из основоположников
неоконфуцианской школы ли сюэ («учение
о принципе»), также известный как Чжан
Цзыхоу, Чжан Хэнцзюй и Чжан-цзы (1020—1078).Его
основные сочинения — «Си мин» («Западная
надпись»), «Дун мин» («Восточная надпись»),
«Чжэн мэн» («Наставление непросвещённым»),
«Цзин сюэ ди ку» («Бездонность принципов
изучения канонов»), «И шо» («Учение Канона
перемен»). Чжан Цзай в своем учении о человеке
исходил из признания существования в
человеке двух «природ»- небесной и «эфирной».
Согласно Чжан Цзаю, ци (эфир) является
первоосновой как всех вещей, так и Вселенной
в целом. Ци заполняет великую пустоту
(тайсю). По мнению основателя юнцзяской
школы философа Е Ши (1150—1223), вселенная
образована из вещества, состоящего из
пяти первоэлементов и восьми видов вещества,
которые символически обозначаются восемью
триграммами. Из значительных мыслителей
более позднего времени следует упомянуть Ван
Янмина (1472—1529), который являлся
посредником между даосизмом и конфуцианством.
Значительно позднее выступает педагог Янь
Юань (XVIII век). Крупным мыслителем
XVII века был философ-конфуцианец Ван
Чуаньшань (1619—1692), в основе натурфилософских
построений которого лежит учение о «Великой
пустоте» (тай сюй) одного из основоположников
неоконфуцианства Чжан Цзая (1020—1078). В
XVII веке протекает также деятельность
ученого-энциклопедиста(
Оригинальным и глубоким мыслителем XIX века в Китае был казненный вместе с пятью другими активными деятелями реформаторского движения один из организаторов и идеологов этого движения философ и поэт Тань Сытун (1865—1898). Среди представителей в XX веке следует в первую очередь упомянуть Гу Хунмина, который ведет борьбу за чистоту китайской философии, а также Сунь Ятсена, Фэн Юланя и Лян Шумина (1893—1988). Известным популяризатором марксистской идеологии в Китае выступал философ Ай Сыци (1910—1966). Из принципов марксистского мировоззрения исходили также в своей исследовательской деятельности философы и историки китайской философской и общественной мысли Хоу Вайлу (1903—1987) и Ду Госян (1889—1961).В последнее десятилетие получили известность работы философа и геополитика Чжан Вэньму, касающиеся наиболее актуальных проблем глобализации и геостратегии.
5. Космоцентризм и поиск субстанций в античной философии
6.Философский рационализм
Сократ впервые в центр философии поставил
проблему
человека. Он не оставил значительных
философских произведений. Свое учение
излагал в форме открытой беседы (диалога),
темами которой были проблемы актуальные
во все времена: добро, зло, любовь, счастье,
честность и т.д. Философия в понимании
Сократа не изучение природы, а учение
отом, как следуетжить. Сократ выступает
против ранних физиков. Знать человек
может только то, что в его власти. Это
не внешний мир, а его собственная душа.
Поэтомуглавная задача познания – самопознание,
а принцип философии – «познай самого
себя». Что же такое познание и знание?
Знание он определяет как понятие о предмете.
Предмету необходимо дать понятие, т.е
определить ряд общих признаков, характерных
только для него. Сократ отождествляет
добродетель
со знанием. Поведение человека определяется
его понятиями одоблести и благе: нет человека,
который, зная, что он может сделать нечто
лучшее, стал бы делать худшее. Сократ
сводил всякое дурное действие к простому
незнанию или к заблуждению. Только тот
человек мужественен, кто знает, что такое
мужество. Знание того, что такое добро
и что такое зло делает людей добродетельными.
Зная, что хорошо и что плохо, никто
не может поступать плохо. Зло – результат
незнания доброго. Нравственность, по
Сократу, следствие знания. Задача философии
–помочь человеку прийти к правильному
пониманию – понятию –предмета или явления
(что такое мужество, любовь и т.д.). На это
направлен метод, применяемый Сократом
– майевтика. Суть его состоит в том, чтобы
благодаря наводящим вопросам подвести
собеседника к самостоятельному нахождению
истины. Он не навязывает свою точку зрения,
а помогает родиться истине в душе
человека. Майевтика дословно переводится
как повивальное искусство.Этика Сократа
носит рационалистический характер. Аристотель
совершенно справедливо возражал потом
Сократу: иметь знание о добре и зле и быть
добрым или злым – не одно и то же.
Сократ был чрезвычайно популярным философом.
Все свое время он посвящал беседам и спорам,
которые проходили чаще всего на многолюдном
рынке Афин. У него было много учеников.
Однако, его разговоры не были понятны
официальным властям. Сократ был
обвинен в подрыве устоев общества и отрицании
богов, приговорен к смерти и вынужден
был принять чашу с ядом – цикутой.