Критика способности суждения
Эти два чуда сливаются
в общем существовании в сфере культуры.
Кант называет культурой способность
ставить
какие-либо цели.
Целесообразность выступает у него универсальным
принципом как для природы (единого гармонического
мира), так и для человека, обладающего
способностью к художественному творчеству,
сопровождаемому чувством удовольствия.
Природу можно рассматривать - как своего
рода произведение искусст-
205
ва, а человека - как порождение природы
и Творца одновременно. Целесообразность
проявляется в искусстве через прекрасное,
в теологии через совершенное.
Целесообразность в эстетической области
как бы не имеет цели и представляет собой
свободную игру способностей человека.
Прекрасное демонстрирует свою форму
и тем доставляет удовольствие. Содержание
в нем либо отсутствует, либо не представляет
интереса, либо недостижимо. Именно поэтому
только в сфере художественного творчества
возможна гениальность, так как только
в ней возможны оригинальность, создание
идеальных образов, новых норм и принципов.
Наука же, связанная с реальным миром и
его познанием, творцов не терпит. Ее удел
- талантливые люди. Художник заключает
цель своего существования в себе самом
и может определить ее разумом. Наивысшим
из всех искусств Кант считал поэзию, соединяющую
в себе пластичность с полнотой мысли.
Наименее совершенна музыка, которая представляет
собой ощущения без понятий и без материала
к размышлениям.
Целесообразность в природе заключается
в организации существ, их развитии и воспроизводстве.
Этот процесс служит аналогом для человека,
творца мира культуры. Она же, в свою очередь,
представляет собой систему гуманистических
ценностей, несущих счастье человечеству.
В первом крупном произведении критического
периода «Критика чистого разума» Кант
сформулировал три принципиальных вопроса:
«Что я могу знать? Что я должен делать?
На что я смею надеяться?». В его творческом
поиске родились ответы, породив еще один,
но самый принципиальный вопрос: «Каким
надо быть, чтобы быть человеком? Что такое
человек?»
Суть ответов коротко сводится к следующему:
Наши знания не являются копиями процессов,
протекающих во внешнем мире. Продуктивное
воображение человека располагает поступившие
извне хаотичные сведения в соответствии
с логическими конструкциями рассудка,
полученными доопытным путем. Разум синтезирует
знания, давая им единство. Он свободно
порождает понятия и строит умозаключения.
Свободно - значит в ходе выбора. В реальном
мире все зависимо и обусловлено, и лишь
в царстве знаний человек волен делать
то, что считает целесообразным, опираясь
на разум и веру.Человека человеком делают
не знания, а поступки. Они характеризуются
как моральные лишь в том случае, когда
определяются внутренним повелением,
моральным законом. Свободно повинуясь
долгу, индивид стремится к нравственным
идеалам, то есть видит в своем лице и в
образе ближнего все человечество. Он
морален, если в поведении руководствуется
общечеловеческими ценностями.«Дорога
надежды» прокладывается человеком собственными
усилиями и представляет собой творчество
в сфере культуры.Человек по природе своей
зол, так как мир противоречив и неразумен,
но в нем есть зачатки добра. Моральное
воспитание позволяет им проявиться и
победить склонности ко злу. Но нравственное
благо не может быть осуществлено ни отдельным
человеком, ни для одной личности. Это
достижимо лишь для всех людей, только
в коллективе.
Социальная философия
Кант видел о обществе
серьезную опору гуманизма, которая укрепляется
правом. Если надежды человека в его внутреннем
мире базируются на творческих потенциях,
то во внешнем мире они обеспечиваются
деятельностью социальных институтов
и юридических законов.
Кант, придавая особое значение свободе
индивида, выделяет права, которые ее обеспечивают,
являясь природными и неотчуждаемыми
(в этом случае развиваются идеи, сформулированные
Руссо). Гарантией таких прав выступает
коллективная воля всех членов общества,
ибо это их общие права. Прежде всего Кант
говорил о праве приобретения, по которому
всякое лицо может присвоить себе любой
предмет, если это не нарушает свободы
других лиц.
Вполне в духе веления практического разума
звучит сентенция философа о том, что в
обществе всякий человек должен повиноваться
правовому порядку, адресованному каждому
в виде общих законов. Свобода у Канта
есть право повиноваться тем законам,
с которыми он согласен. Равенство - право
признавать высшим, главным того, кто подчиняется
безусловно диктуемому всем остальным
гражданам.
Кант - враг деспотии и тирании. Избавление
от них возможно путем строгого разделения
властей: исполнительной, законодательной
и судебной. Их разумное соотношение позволит
обуздать и ограничить любое своеволие.
Единственным строем, отвечающим условиям
свободы, Кант считал парламентскую республику.
Власть закона дарит людям мир, и он должен
стать вечным. Мечта о вечном мире выражалась
и обосновывалась многими мыслителями
прошлого. Создавались проекты, предлагались
планы. Не остался в стороне от этой идеи
и Кант. У Канта противоречия являются
источником развития. Они свойственны
всем сферам человеческого бытия (разумной,
нравственной, творческой), полным антиномиями,
не терпящим умиротворения и довольства.
Стремясь к согласованности в отношениях,
люди создали государство, установили
внутри него правовой порядок, ввели законы.
Но это породило другую проблему - установление
правовых отношений между государствами.
Неуживчивые люди и государственные организации
«побуждают сначала к несовершенным попыткам,
но, в конце концов, после многих опустошений,
разрушений и даже полного внутреннего
истощения сил, к тому, что разум мог бы
подсказать им и без столь печального
опыта, а именно - выйти из не знающего
законов состояния диких и вступить в
союз народов, где каждое, даже самое маленькое
государство могло бы ожидать своей безопасности
и прав не от своих собственных сил или
собственного справедливого суждения,
а исключительно от такого великого союза
народов, от объединенной мощи и от решения
в соответствии с законами объединенной
воли».1
Преодолеть войну можно, по мнению Канта,
лишь тогда, когда она станет непосильным
экономическим, финансовым и нравственным
бременем для всех. Бесполезно призывать
к миру тех, кто в ней виновен, бесполезно
упрекать воинственных и эгоистичных,
бесполезно взывать к совести монархов
и политиков. Стремясь к самосохранению
и опираясь на добрую волю, государства
сами в ходе истории откажутся от решения
вопросов военным путем. Человек стремится
к счастью, и потому он заинтересован в
вечном мире. А достичь его можно либо
путем договора, запрещающего войны, либо
«вечный мир» установится на всемирном
кладбище после очередной войны
16. Философская система и метод
Гегеля
Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель
(27 августа 1770, Штутгарт — 14
ноября 1831, Берлин) — немецкий философ,
один из творцов немецкой
классической философии и философии романтизма.
У Гегеля была образована система,
составляющими которой являлись логика,
философия природы, философия духа. Эта
система строится с помощью принципа триадичности.
Основными принципами Гегелевской философии
являются принцип триадичности, принцип
тождества, принцип восхождения от абстрактного
к конкретному и другие.
Абсолютная идея изначально
находится в сфере чистых понятий. Отсюда
возникает проблема начала. В основу системы
необходимо положить определенное понятие,
из которого вытекают другие, причем все
должно подчиняться принципу субординации.
Гегель в качестве такого начала полагает
бытие (все существует только в данном
месте и в данный момент времени, здесь
и теперь). Следующим основополагающим
понятием является ничто. Синтез - определенное
бытие. Т.е. сама логика выступает в виде
трех понятий:
1. бытие
2. сущность
3. понятие
Рассмотрим их по отдельности:
Категория бытия: это первая определенность,
которая существует. Само бытие делится
соответственно еще на три категории:
1. качество - внутренняя определенность
объекта
2. количество - внешняя определенность
(т.е. изменение количества не всегда приводит
к изменению в качестве (до определенного
предела))
3. мера - единство качества с
определенным присущим ему количеством.
Эта последовательность показывает реальное
движение научного анализа.
Абсолютная идея погружается
в глубь бытия => это выражается в категории
сущности : бытие расщепляется на
1. сущность и явление
2. тождество различия и противоположности
3. тождество необходимости
и случайности
Далее все стремится к синтезу:
Категория понятия : в ее рамках можно
рассмотреть
1. понятие
2. идея
3. истина
Дается характеристика важнейших
форм мышления ( понятие, мышление, ум).
Возникает проблем соотношения
формальной логики и логики. Гегель свою
логику не сводит к формальной логике,
т.к. она рассматривает законы мышления,
отвлекаясь от содержания.
Основной закон формальной
логики:
1) закон противоречия (недопустимости
противоречия). Он запрещает об
одном и то же предмете в
одно и то же время рассматривать
в одном и том же соотношении
два противоположных суждения.
2) Закон тождества: А есть
А - фиксирует жесткие отношения
У Гегеля А есть и не А. Объекты
внутренне противоречивы, а формальная
логика не может это оценить. Гегель критикует
формальную логику. Он видит свою задачу
в построении собственной логики, которая
направлена на постижение мира как противоречиво
развивающегося.
17. Антропологический
материализм Л. Фейербаха
Фейербах - последовательный
и воинствующий материалист. Для него
в мире существует лишь одно бытие - материя.
Для него "Материя" и "Бытие"
понятия тождественные, и он часто употребляет
одно понятие вместо другого. Существование
независимого от материи или наряду с
материей духа он не признавал. Философ
был основателем антропологического принципа
в философии, который потом плодотворно
использовался в разнообразнейших философских
школах 19-20 веков. Фейербах считает, что
все философские проблемы следует разрешать
через человека, полагая в центр человека.
А потому материализм Фейербаха точнее
было бы назвать материализмом антропологическим.
Согласно Фейербаху, единственными объективными
реальными вещами являются природа и человек.
Он призывает перейти от размышлений о
потусторонних сущностях, как это делают
идеалисты, к изучению природы и человека.
Основой философии, ее исходным пунктом
должен быть человек, а не абсолютная идея.
Поэтому Фейербах сам назвал свою философию
«антропологией». Фейербах делает попытку,
исходя из антропологического материализма,
рассмотреть различные формы общественного
сознания и прежде всего религию. Не Бог
создал человека, а человек Бога. Буквально
все вопросы бытия и познания Фейербах
рассматривает исходя из человеческой
сущности как природной, ибо он не противопоставляет
человека природе, а считает человека
частью природы. Приступая к характеристике
природы, Фейербах указывает, прежде всего,
на ее материальный характер. Природа
телесна, материальна, чувственна. Материя
вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна;
она никем не сотворена. Причина природы
находится в самой природе. Проблемы религии
всегда занимали центральное место в творчества
Фейербаха. Причину происхождения религии
Фейербах усматривал в страхе и зависимости
человека от природы и законов общественной
жизни. Религия, по Фейербаху, порождается
теми земными условиями, в которых находится
человек. "Религия - это сон человеческого
духа, но и во сне человек находится не
на небе, а на земле",- писал он. Раздумья
над сущностью человеческого существа
Л. А. Фейербах начинает с критики религии.
Философ рассматривает Бога как идеализированного
человека. Все атрибуты Бога — человеческие
идеалы, которые не нашли воплощения в
реальной жизни. Поскольку человек — многомерное
существо, которое органически объединяет
в себе физическое тело, разум, эмоции,
чувства, потребности и т. п., возникает
опасность создания иллюзорного мира,
например, с помощью страха, который создает
абсолютных Богов, служащих человеческому
эгоизму в поиске путей удовлетворения
желаний. По мнению философа, человек выступает
основой всего, что существует. Противопоставление
гегелевскому идеализму реализуется у
Фейербаха в формировании, по его же мнению,
истинной философии. Такая философия должна
основываться на материализме, причем
таком, который ориентирован не просто
на природу, а главным образом на человека,
не только на разум, а и на чувственность.
Настоящая суть реальности видится Фейербаху
не в самой по себе природе, а природе,
которая выступает как «базис человека».
Началом нового, материалистического
периода в творчестве Фейербаха следует
считать 1839 год. Именно в этом голу он окончательно
порывает с гегелевской философией и становится
материалистом. “Темой всех моих позднейших
сочинении, - говорит Фейербах, - является
человек как субъект мышления, тогда как
прежде мышление само было для меня субъектом
и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее”.
В произведении “К критике философии
Гегеля” Фейербах впервые целиком и навсегда
переходит на позиции материализма. Фейербах
открыто склоняется к атеизму и намечает
проблему психогенезиса религиозных догматов,
как своеобразных метафизических иллюзий
человеческого ума. В позднейших сочинениях
Фейербах в ещё более резкой форме развивает
свой сенсуализм, натурализм и антропологизм.
Он уже склоняется к материализму и в этом
отношении является одним из первых представителей
неоматериализма, вышедшего из «крайней
левой» гегельянства. Критерии любви Фейербаха.
В человеке - всё ценно. Его физическая
(телесная) и психологическая жизнь не
менее важны, чем разум. Сущность человеческая
гармоничным образом являет себя в существовании.
Высшее единство внешней и внутренней
природы проявляется в моральном наполнении
этой гармонии. Последняя реализуется
в следующем законе: человек должен относиться
к себе как к Богу, когда он видит Божественное
в другом человеке. Видеть в другом, в "Ты"
Божественное - значит реализовать в собственном
моральном сознании и праксисе главный
стереотип религиозного отношения человека
к Богу. Данный стереотип, взятый Фейербахом
из христианской религии, заключается
в любви к Богу. Именно любовь наделяется
им высшим родовым смыслом. Это - любовь
половая, включающая в себя и любовь к
детям, т.е. к продолжению "Я" и "Ты".
Многие современники отмечали, что у Фейербаха
обычная простая заповедь любви к ближнему
возводится в основной моральный закон.
Как и в христианском Боге, так и в фейербаховском
"человеке" нет зла, той "тёмной
основы", которую разглядел в Боге Шеллинг.
Всё это, естественно, способствовало
слишком большому отрыву этики Фейербаха
от реального человека и его социального,
исторического бытия. Кроме того, слишком
сильное возвеличивание "Человека"
задавало в конечном счёте некий сверхреальный,
потусторонний масштаб видения всякой
реальности.
18. Философия марксизма
и ее основные представители
Марксизм – это диалектико-материалистическая философия, основы
которой заложили Карл Маркс и Фридрих
Энгельс. Существенным отличием этой теории
от всех предшествующих учений в философии
является то, что это практическая философия для применения в
реальной политике. Если раньше философия
пыталась только исследовать, понять и
объяснить мир, то марксизм пытается сделать
то же самое, но с единственной и главной
целью – изменить мир.
Изменение мира понимается
марксизмом как процесс политический,
связанный с насильственными, принудительными
действиями в социальной сфере. Таким
образом, критерием истины в марксизме
является не практика бытия, как в традиционной
философии, а именно революционная практика,
которая своими успехами в политических
реалиях истории должна подтверждать
теоретические выкладки марксизма.
Сама же эта революционная практика
должна по марксизму осуществляться
деятельностью масс, а именно пролетариатом,
интересы, которого эта философия закладывала
в главный смысл главной своей цели –
изменения мира.
В начале Карл Маркс и Фридрих
Энгельс мировоззренчески находились
на позициях гегелевской диалектики. Затем,
после их встречи в 1844 году, они совместно разработали
новое мировоззрение, где диалектика сочетается
с материализмом.
Разработанный ими диалектический материализм
рассматривает мир и все существующее
в нем как материю в её многообразных проявлениях.
В мире существует только материя, материя
существует независимо от сознания и находится
в постоянном движении, изменении и развитии.
Диалектический материализм утверждает первичность материи
и вторичность сознания. Будучи свойством
высокоорганизованной материи, сознание
способно давать правильное отражение
действительности, познавать мир и находить
объективную истину.
С позиций диалектического
материализма Маркс и Энгельс объясняли
не только природу, но и историю общества.
С их точки зрения в развитии общества
определяющими факторами являются не
потусторонние силы, не духовная деятельность,
не сознание людей, а материальные условия
их жизни, производство материальных благ
и складывающиеся на этой основе экономические
отношения.
Вся человеческая
история, исключая её первую ступень
– первобытное общество, и высшую её ступень
– коммунизм, является историей борьбы классов.
Смысл истории состоит в том, что восторжествует
новая, справедливая общественно-экономическая
формация, коммунизм, и на этом исторические
изменения общества закончатся. Это произойдет
уже в обозримом будущем, когда капитализм сменится
коммунизмом в результате пролетарской
революции, которая установит диктатуру
пролетариата сначала в развитых капиталистических
странах, а затем и во всем мире.