Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 17:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
7. Философия Платона
Платон
считается первым древнегреческим философом,
создавшим целостную философскую систему,
объединившую онтологию, гносеологию
и антропологию. Философское учение Платона
обнимает широкий круг вопросов: о бытии,
о мире и его происхождении, о душе и познании,
об обществе и т.д. ФилософиюПлатон понимает
как учение о сущем, том что является постоянным
в окружающем мире. Мир чувственных вещей
непостоянен и изменчив: материальные
вещи возникают и погибают, изменяются
и движутся, в них нет ничего прочного
и истинного. Постоянными, вечными и неизменными
являются идеи (эйдосы) материальных предметов.
Идея– это сущность
предмета, отделенная от него, «вынутая»
из человеческого сознания и помещенная
в некий идеальный мир, где собраны все
идеи всех предметов. Любая материальная
вещь является лишь материальным отображением
идеи данной вещи. Например, лошади рождаются
и умирают, но они лишь являются воплощением
идеи лошади, которая
вечна и неизменна. Идея – образец, модель,
по которой создаются, «копируются» предметы.
Материальный мир образуется из соединения
«идеи» и «материи», того, что придает
«идее» оформленность и вещественность.
Платон считает, что первичен именно
мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его
называют создателем первой в мире идеалистической
системы. Антропология. Философ традиционно
выделяет душу и тело в человеке. Тело
смертно – душа бессмертна. Душа– это
«эйдос», сущность человека. Назначение
тела– быть временным вместилищем души
(тюрьма души). Душа состоит
из трех частей – разумной (ведущей), аффективной
(страстной) и вожделеющей. Изначально
было сотворено определенное количество
душ (сколько звезд на небе). Это число
неизменно. После смерти и воздаяния за
грехи душа сама выбирает себе будущую
жизнь, правда, попадая в тело она это забывает.
Душивселяются как в тела людей, так
ив тела животных и растений в зависимости
от того, насколько разумной части души
удалось победить низшие. Души=идеи первоначально
находились в идеальном мире и созерцали
сущности=идеи всех предметов. Попав в
материальные тела, они все забыли. Отсюда,
по Платону, знание есть не что иное как
припоминание того, что они созерцали
ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально
трактует смерть как благо – особенно
для философа, стремящегося познать сущее.
Платон – первый философ, создавший социальную
утопию. Его интересовали условия возникновения
и построения справедливого – идеального
государства. Ко всем существующим он
относился отрицательно. Платон резко
критикует олигархию (власть богатых),
тимократию (власть военных), тиранию и
демократию («безумие большинства»), которая
как правило, вырождается в тиранию. Он
предлагает свой образец совершенного
государства. Философ основывает свое
учение о государстве на учении
о структуре души человека. «Государство
подобно человеку и человек подобен государству».
Подобно тому как в душе три части, так
и в государстве должно быть три группы
граждан, три сословия. Разумной части
души, добродетель которой в мудрости,
должно соответствовать сословие правителей
– философов; страстной части, добродетель
которой в мужестве – сословие воинов,
воспитанных в дисциплине; низменной,
вожделеющей части души – сословие земледельцев
и ремесленников. Каждое сословие должно
быть ограничено выполнением своих обязанностей
и воздерживаться от вмешательства в дела
других. Именнов этом и заключается справедливость
поПлатону.
Каждыйзанят своим делом и действия всех
граждан подчиненыобщему благу, выразителем
которого является государство. Философ
пытается предложить модель не только
справедливого, но и гармоничного общества.
Источником противоположных интересов,
подрывающих единствообщества, он первый
в истории общественной мысли называет
частную собственность. Поэтомуни философы-правители,
ни стражи не имеют право иметь частную
собственность (земледельцы и ремесленники
лишь в небольшой степени). Лишены они
также семей и детей, воспитанием которых
занимается государство. Государство
Платона построено по жесткому кастовому
принципу, переход из одного сословия
в другой невозможен. Это государство
в котором
интересы личности подчинены интересам
общества, человек лишен
свободы выбора (это недостаток также
всех последующих утопий).
8. Философия Аристотеля
Ученик Платона Аристотель
выступил с критикой своего учителя. Ошибка
Платона, с его точки зрения, состояла
в том, что он оторвал «мир идей» от реального
мира. Сущность предмета в самом предмете,
а не вне него. Нет и мира «чистых идей»,
существуют
только единичные и конкретно определенные
предметы. Сущность предмета и причина
его заключена в форме, которая неотделима
от вещи. Форма – ключевое понятиеАристотеля.
Именно форма делает предмет тем, чем он
является. Бронзовый шар и бронзовая статуя
едины по материи, но различны по форме.
Материя– это возможность бытия, а форма
есть осуществление этой возможности,
действительность. Единичное бытие (предмет)
есть соединение двух причин бытия: формальной
и материальной.
Всего их 4:
формальная, - сущность вещи; материальная
– субстрат вещи;
действующая – то, что приводит в движение
и обуславливает изменение;
целевая – во имя чего совершается действие.
Бытие по Аристотелю иерархично и выражается
оно в иерархичности форм. Поднимаясь
по лестницеформ значение материи ослабевает,
а формы возрастает. Форма неживых предметов
– растительная форма - животная – форма
(душа) человека – Бог (как чистая форма
освобожденная от материи вообще). Бог
Аристотеля – совершенный Ум, источник
всякого движения– Перводвигатель, хотя
он сам неподвижен, вечен, не имеет истории,
бесстрастен и не принимает участия в
делах людей. Бог– как абсолютное совершенство,
та целевая, конечная причина, которая
влечет к себе весь мир. Этика. Цель человеческойжизни
– счастье (это общая установка для античной
философии. Счастье, по Аристотелю, заключается
не в материальном богатстве, не в наслаждении,
и ни в одной добродетели, а в разумной
деятельности в согласии с добродетелью.
Необходимо реализовать в действительности
то, что заложено в нем потенциально. Центральное
понятие этики Аристотеля – понятие середины.
Добродетель – середина между излишеством
и недостатком («ничего слишком»). Великодушие
есть середина междутщеславием и малодушием,
мужество – между безрассудной отвагой
и трусостью, щедрость– междурасточительностью
и скупостью. Философ особенно высоко
ценит такие добродетели как: разумная
мудрость, практическая мудрость, рассудительность,
мужество, умеренность, щедрость, правдивость,
дружелюбие, любезность. Политология.
Так же как и Платон, Аристотель делит
формы государства на правильные (когда
достигается польза для всех) – это полития,
монархия и аристократия; и неправильные
(польза для некоторых)– тирания, олигархия
и демократия. Хорошими он считает формы,
при которых исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит
обществу в целом – это монархия, аристократия
и «полития», т.е. власть среднего класса.
Аристотель полагает, что и для государственного
правления (как и в
этике) «умеренное и среднее наилучшее»,
т.е именно среднее сословие,
владеющее умеренной собственностью и
устанавливают наилучшую
форму правления. В отличие от Платона,
Аристотель – защитник частной собственности.
Он говорит о том, что «одна мысль» о собственности
доставляет несказанное удовольствие»,
отмена ее ничего не даст, так как «общее
дело все сваливают друг на друга. Причина
несправедливости общества состоит в
нежелании управляющих
действовать в интересах общего блага.
Именно служение общемублагу является
критерием правильных форм.
9. Философия Эпохи Элленизма
Эпикур. Представитель атомистического
материализма, атеизма и сенсуализма.
Учился у Демокрита. Был главой организованной
им школы – «сад Эпикура». Основной задачей
философии Эпикур считал создание этики
– учения о поведении, приводящем к счастью.
Этика должна опираться на физику, включающую
в себя учение о человеке,
физика – на теорию познания. Все, что
мы ощущаем, истинно, ощущения никогда
нас не
обманывают. Ошибки возникают вследствие
неправильной оценки того о чем, свидетельствуют
органы чувств; сами же органы чувств не
судят и поэтому не могут ошибаться. Восприятие–
единственный критерий истины. Деятельность
логическогомышления– обобщение, индукция.
Философ выдвигает идею самодвижения
атомов. Как человек способен к свободным
действиям, так и атомы – к самопроизвольным
отклонениям. Существует внутренний, а
не внешний (как полагал Демокрит) источник
движения атома – его собственная тяжесть.
При движении (условием которого является
наличие пустоты) атомы отклоняются от
прямогопути на небольшой угол и начинают
описывать кривые, касаться и задевать
друг друга, сплетаться и расплетаться,
в
результате чего возникает предметный
мир. Согласно философу, критерий счастья–
в чувстве удовольствия. Благо есть все
то, что порождает удовольствие, зло–
то, что порождает страдание. Философ различает
три вида удовольствия:1) природные и
необходимые дляжизни; 2) природные, но
для жизни не необходимые; 3) не необходимые
дляжизни и не природные. Мудрец стремится
только к первым и воздерживается от всех
остальных. Результат такого воздержания–
полная невозмутимость, или безмятежность,
которая и есть счастьефилософа (т.о. эпикуреизм–
это воздержанность и аскетизм,
а отнюдь не без удержанное увлечение
материальными удовольствиями!) Безмятежномусостоянию
души препятствуют: во-первых, страх перед
вмешательством богов в человеческую
жизнь; во-вторых, страх перед смертью
и загробным миром. Эпикур доказывает
несостоятельность этих страхов. Боги
не страшны: они не способны вмешиваться
в человеческую жизнь, потому что живут
не в нашем мире, а в промежуткемеждумирами.
Загробного мира не существует: душа смертна
и есть лишь временное соединение атомов
– это во-первых, во-вторых, смерть и жизнь
никогда не встречаются: пока мы живы,
смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни.
Жизнь Эпикура – это жизнь мудреца, следующего
принципам своей философии.
Скептицизм. Основатель – Пиррон.
Философ стремится к счастью, которое
состоит в невозмутимости и отсутствии
страданий, безмятежности – атараксии.
Суть вещей познать невозможно, поэтомумы
не можем говорить ни о прекрасном, ни
о безобразном, ни о справедливом, ни о
несправедливом. Всякому нашему утверждению
о предмете или явлении может быть с равным
правом и равной силой противопоставлено
противоречащее емуутверждение. Отсюда
вывод: воздерживаться от каких-либо суждений
о чем-либо. Это тоже проявление атараксии.
Стоицизм. Учение стоиков просуществовало
более 6 веков. Это говорит о востребованности
их взглядов на протяжении всего периода
античности. Представители: Зенон Китионский,
Посидоний, Панеций, Марк Аврелий, Сенека.
Согласно стоикам, человек не рожден для
наслаждений. Жизнь полна страданий и
катастроф, и человек всегда должен быть
готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи
умеренность, мужественность, рассудительность
и справедливость. Это - основные добродетели
перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире
предопределено, происходит с необходимостью
и подчиняется этой необходимости (року,
судьбе). Человек должен подчиняться необходимости
сознательно – этим ограничивается стоическая
свобода. «Судьба согласного с ней ведет,
противящегося тащит». Покорность, выносливость
и стойкое перенесение жизненных невзгод
есть высшее проявление свободы: если
все предопределено, если ничего нельзя
в мире изменить, то высшие свобода и достоинство
человека могут заключаться только в стойкости
и непротивлении злу. Ключевые понятия
и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея
(эйдос), форма, идеальное государство,
тимократия, олигархия, полития, апатия,
атараксия, мудрец, космополитизм, этика.
10.Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители