Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 04:39, шпаргалка

Описание работы

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Практически-нравственная ориентация русской философии до 18 века
Философские идеи Киевской Руси
Становление русской средневековой философии в 14-17 веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры

Файлы: 1 файл

философия ответы на 24.docx

— 97.08 Кб (Скачать файл)

Отношение В. И. Ленина к марксистской теории, и в частности к философии, претерпело эволюцию. Если в своих  первых работах он считал, что марксизм — это наука об обществе, социология, то в межреволюционный период (1905—1917) выступал в защиту философского своеобразия марксизма и органической целостности его трех составных частей: философии, политэкономии, учения о социализме. К этому Ленина подвигли утверждения ряда лидеров реформистского крыла международного социал-демократического движения, российских марксистов о том, что в марксизме нет своей философии, а потому его необходимо дополнить теорией познания неокантианства или эмпириокритицизма. Основоположниками последнего были Э. Мах и Р. Авенариус, их последователями в России выступили А. А. Богданов, В. А. Базаров и др.

В этот период Ленин написал собственно философские труды: «Материализм и  эмпириокритицизм» (1909, 2-е изд. 1920) и  «Философские тетради» (рукопись 1914—1916 гг., целиком опубликованы в 1929—1930 гг.). В первом труде он делает акцент на материализм и объективность  познания как отражения действительности. Критикуя попытки эмпириокритицизма идеалистически интерпретировать новейшие открытия в физике (радиоактивности, электрона, факта изменчивости его массы и др.) как некоего «исчезновения материи», Ленин провел разграничение между философской категорией материи («объективная реальность, данная нам в ощущениях») и нефилософским ее пониманием, т. е. свойствами, отраженными в конкретно-научных представлениях о ней, которые меняются по мере развития науки. Во втором из названных трудов содержатся конспективные записи ряда философских работ и фрагментарные попытки материалистически истолковать некоторые положения гегелевской диалектики. При этом Ленин выдвинул положение о единстве диалектики, логики и теории познания и необходимости разработки диалектической логики. Позже эта тематика стала одной из приоритетных в советских философских исследованиях.

Ленин внес оригинальный вклад в  разработку вопроса о возрастающей роли субъективного фактора в  истории. Он упрекал Плеханова и  меньшевиков в том, что они  пытались делать конкретные выводы не из «конкретного анализа конкретной ситуации», а чисто логически. В  послеоктябрьский период Ленин предложил  разграничивать антагонистические  и неантагонистические противоречия, считая, что последние останутся  и при социализме.

В первые послеоктябрьские годы марксистские философские исследования в стране выступали еще в неразвитой форме, чаще всего под общим наименованием  «исторический материализм». С 20-х  гг. началось формирование диалектико-материалистической проблематики в качестве отдельной  философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская  версия философии диалектического  и исторического материализма, называемая также марксистско-ленинской философией. В соответствии с этой версией  предмет, структура, задачи и функции  философии трактовались слишком  расширительно. В нее включались также общественно-политические, экономические  и иные воззрения. Критическая функция  философии трансформировалась в  апологетическую. Вследствие многочисленных идеологических кампаний был установлен жесткий партийный контроль за философскими исследованиями. Процветали догматизм, доктринерство и вульгаризация. Введенные в 20-х гг. понятия «марксизм-ленинизм» и «ленинский этап в развитии марксистской философии» призваны были обозначить новый этап в развитии марксизма, связанный с деятельностью Ленина, хотя сам он не претендовал на создание особой теоретической системы.

Первые широкие философские  дискуссии в стране начались с  обсуждения книги Н. И. Бухарина «Теория  исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1921), выдержавшей восемь изданий. В  других дискуссиях положительное значение имело развенчание нигилистических  попыток ликвидации философии как  якобы разновидности буржуазной идеологии, преодоление позитивистских стремлений растворить философию в  конкретных науках.

В 20-х гг. развернулась дискуссия  по вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и  частных методов познания. Лидерами спорящих сторон были И. И. Скворцов-Степанов и А. М. Деборин. Сторонников первого  стали называть «механистами», а  второго — «диалектиками». И хотя в ходе дискуссии происходило  постепенное сближение дискутирующих  сторон, все же победили «диалектики». Одна из причин этого заключалась в том, что «диалектики» фактически ориентировали философию на «управление» науками, «командование» ими. Эта ориентация шла в русле сложившегося во второй половине 20-х гг. понимания особой роли философии, согласно которой на нее стали возлагать задачу по теоретическому обоснованию практически-политической линии партии, по руководству всеми сферами науки и культуры. Однако со временем оказалось, что и «деборинцы» перестали устраивать сталинское политическое руководство. В 30-х гг. спорящим сторонам стали навешивать политические ярлыки: «механистам» — «правый политический уклон», а «диалектикам» — «меньшевиствующие идеалисты».

Продолжалось идеологическое наступление  партии на немарксистские философские  течения, борьба за монополию марксизма. Был введен партийно-государственный  контроль над преподаванием и  программами курсов философии, что  привело к отстранению от работы многих немарксистских философов. В  то же время за рамками доминировавшей официальной философии пробивались  и другие тенденции, порожденные  противоречивой социально-культурной обстановкой и небывалым развитием  естественных наук и психологии. В 20— 30-е гг. появились новые идеи, получившие свое дальнейшее развитие гораздо позже  — в 60-е и последующие годы.

Хотя из страны была выслана значительная группа философов и ученых-немарксистов, все же некоторая часть их осталась. Г. И. Челпанов в работах по психологии придерживался дуалистического принципа параллелизма души и тела, противопоставляя этот принцип как материализму, так и спиритуализму. Г. Г. Шпет исследовал проблемы герменевтики, философии языка, эстетики, этнической психологии. М. М. Бахтин стремился применить диалектический (полифонический) метод в литературоведении, языкознании и культурологии. В философии языка он рассматривал слово как посредника социального общения, осуждал идеологизированный подход к явлениям культуры.

Отличались энциклопедизмом опубликованные в 20-х гг. работы А. Ф. Лосева. Для познания целостности («всеединства») универсума он опирался на многообразие его проявлений в философии, религии, мифологии, филологии, эстетике, математике, музыке. Лосев отрицал правомерность противопоставления идеализма и материализма, выступал за единство духа и материи, за диалектический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"