Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Билеты по философии (4).docx

— 177.73 Кб (Скачать файл)

1.Философия,  её роль и значение как знания.

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия  возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.

Гераклит называл философом  исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов –  постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.

Возникновение философии стало  переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию  мира таким, каким он существует сам  по себе. С возникновением философии  формируется самосознание человечества.

Значение философии:

1. Изучение философии расширяет  кругозор человека, помогает в  выработке вдумчивого отношения  ко всему, что происходит в  окружающем мире.

2. Учит мудрости, глубокому проникновению  в мир природы и чувств человека.

3. Позволяет выработать культуру  разумного мышления.

4. изучение философии позволяет  человеку выйти за рамки обыденного  существования, делает ум острее, духовный мир богаче.

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Философия – учение о  мире, и месте человека в нём; наука  о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение  достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь  развитое мировоззрение позволяет  лучше разбираться в философских  вопросах.

Мировоззрение – это  система взглядов человека на мир  и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует  методом проб и ошибок. Мировоззрение  формируется постепенно. Для этого  важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем  знания проверяются на практике, и  если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых  знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём  выделяется ряд сторон:

- экономическую;

- естественно научную;

- правовую;

Виды мировоззрений:

1. Научное и ненаучное;

2. Прогрессивное и реакционное;

3. Оптимистическое и  пессимистическое.

Типы мировоззрений:

1. Мифологическое (фантазия, вымысел);

2. Религиозное (сверхъестественная сила);

3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);

4. Обыденное (формирующееся  на почве простейших знаний  и представлений человека об  окружающем мире).

Формула мировоззрения:

Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.

Хотя философия и  мировоззрение тесно связаны, они  различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.

Мировоззрение формируется  не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.

 

2. Специфика философского знания. Структура, функции философии.

Специфика философского знания  заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с  научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием  в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия  обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над  ним.

 Структура философии сложна. По мере накопления философских знаний, в них выделялись следующие науки:

1) Логика (наука о закономерностях);

  1. Эстетика (наука о прекрасном);
  2. Этика (наука о нравственности);
  3. Социология (наука о спецификах жизни);
  4. Религия (об истоках религиозных верований).

Функции:

  1. Познавательная;
  2. Мировоззренческая (формы мировоззрения);
  3. Социальная (лучшее понимание прошлого и настоящего);
  4. Методологическая (даёт методы другим наукам);
  5. Воспитательная (позволяет лучше ориентироваться в ценностях человеческой жизни).

 

3. Понятие мировоззрения:  содержание и особенности.

 

Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система  наиболее общих представлений и  знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений  необходим индивиду для организации  его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения  линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения  являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть  как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие  стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения[1]. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у  отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось  мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное  восприятие и доступное ему понимание  природы выражались в древних  сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При  всем многообразии древних мифов (первобытное  общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них  проявились сходные представления  человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало  различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что  сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В  мифе слиты воедино мышление и  действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его  элементы могут воспроизводиться в  массовом сознании и в наши дни. Цивилизация  вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с  человеческим родом.

На всех вышеназванных уровнях  в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

Параллельно с обыденным формируется  и научное мировоззрение[2], которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое и  религиозное мировоззрение по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь  поколений, закрепляют и передают систему  социальных ценностей, идеалов и  норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается  на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

На основе мифологического и  религиозного мировоззрений, а так  же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки  генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"