Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".
— действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;
— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.
Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.
В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.
Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.
Постмодернизм представлен современными:
— постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);
— прагматизмом (Р. Рорти).
Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.
В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника».
Постмодернист, французский философ Жак Деррида — один из ярчайших представителей современного постструктурализма.
Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.
Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта.
Постмодернизм — это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.
Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.
21. Понятие бытия. Формы бытия.
Понятие бытия – одно из самых древних в философии. «Бытие» - быть, есть. Значение бытия: понятие «бытие» возникло из стремления человека познать окружающий мир, как единое целое. С помощью понятия «бытие» даётся ответ на важный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир. Представление о том, что такое бытие изменялось в истории философии:
1. Представление бытия
2. В средние века, бытие рассматривалось, как сотворённый Богом мир.
3. С эпохи Возрождения и Нового
времени, бытие стало
4. В немецкой классической
5. В марксистской философии
Бытие – это философское понятие для обозначения всего того, что существует, имеет место.
Характеристика бытия.
1. Бытие охватывает собой
2. Бытие – есть всё, что реально существует.
3. Бытие – понятие предельно
широкое, т.к. охватывает
4. Бытие – это сложная
В истории философии длительное время существуют два альтернативных подхода к осмыслению бытия:
1. Философский материализм (линия Демокрита). Характерно то, что для материализма природа материи стоит на первом месте, как объект сознания, а всё остальное рассматривается, как продукт её длительной эволюции.
2. Философский идеализм (линия Платона). На первый план всегда выдвигается дух в различных его проявлениях.
Важнейшие проявления (слои) бытия.
1. Бытие природы, как мир её вещей, состояний.
2. Бытие человека, как уникального живого существа.
3. Бытие общества, как мир духовно-нравственной деятельности людей.
4. Бытие духовного или мир духа, как особого рода реальности.
22. Понятие материи. Развитие ее содержания.
Материя (от лат. material - «вещество») - философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки – как естествознание.
Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя - это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения.
Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать «материю как таковую» как некоторую неизменную первичную субстанцию вне ее конкретных форм.
Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодействия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированны ее взаимосвязи и свойства.
На высшем уровне сложности в
связи с появлением разумных существ
некоторые из свойств материи, такие
как сознание, кажутся необычными,
непохожими на нее и на первый взгляд
представляются не связанными с ней.
Утверждение безусловности
В диалектическом материализме Противопоставление материи и сознания условно, Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо материального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное.
Активная преобразующая
По мере развития науки и техники все более будет расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей.
Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественно-научными воззрениями на строение и свойства материи. Но было бы неправильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым.
Точно так же ошибочно отождествлять
материю как философскую
23. Движение ,его формы.
Движение в широком смысле слова - любое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве, важнейший атрибут, способ существования материи.
Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом Общем виде движение - это изменение в обществе, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет материи без движения, как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения.
Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабильность их свойств также представляют собой проявления относительного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она выступает как результат движения микрочастиц.
Таким образом, движение определяет свойства,
структурную организацию и
В процессе развития материи появляются качественно новые и более сложные формы движения. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым.
В процессе перемещения тело непрерывно
взаимодействует с другими
Так, Теория относительности А. Эйнштейна указывает, что с увеличением скорости движения происходит возрастание массы тел. Всякое движение включает в себя взаимодействие различных форм движения и их взаимные превращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Движение материи представляет собой процесс взаимодействия противоположностей.
Так, Механическое движение выступает как единство прерывности и непрерывности пространства и времени; электромагнитный, ядерный и гравитационный виды движения основаны на единстве противоположных процессов поглощения и излучения микрочастицами квантов электромагнитного, ядерного и гравитационного полей; химическое движение включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов и т. д.
Бесконечное самодвижение материи в космосе также выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в ходе эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в итоге к возникновению звезд, галактик и других форм материи.
Если движение материальной системы подчиняется некоторому единому закону и включает в себя целостное изменение системы, то оно выступает как процесс развития системы. При восходящем развитии происходит усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, т. е. прогрессивное преобразование от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает деградацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Движение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развитии системы.
24. 25. Пространство: философское содержание, свойства.
Они вечны и бесконечны;
Отличия пространства и времени.
В философии существует две точки зрения о том, связаны ли пространство и время с материей:
Единство мира следует
понимать, как основную связь, определяющую
его целостность. Единство мира обнаруживается
во взаимосвязи и
Два мнения о вопросе единства мира.
26. Развитие: основные законы диалектики.
Диалектика из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира.
Диалектика – это философское учение о всеобщих универсальных связях бытия и развития всего сущего.
В
философии употребляется
Объективная диалектика – это процессы взаимодействия и развития, царящие во вне мира.
Субъективная диалектика – это отражение процессов, происходящих во вне мира в головах людей, мыслях.
Наиболее важные диалектические вопросы: Что такое развитие? Почему оно происходит? Как оно протекает? Куда оно направлено?
3-и исторические формы диалектики: