Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".
Сознание – это продукт общественного развития
32. Сознание как субъективное образование. Самосознание.
По вопросу о происхождении сознания существует две точки зрения.
1. Витализм – доказывает, что живое может возникнуть толь от живого, поэтому вопрос о происхождении сознания не рассматривается. Г. Гольц доказывал, что живое занесено на нашу планету с космической пылью.
2. Философский материализм
– сознание возникает
Характеристика сознания.
Формула сознания: сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к внешнему миру.
Функции сознания:
Творческая активность сознания выражается в непассивном восприятии мира. Активная роль сознания выражается в способности создания человеком второй природы.
Язык и мышление. Язык и мышление человека имеют общее: они социальны по форме содержания.
Отличия:
Самосознание
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>.
Самосознание человека, отражая
реальное бытие личности, делает это
не зеркально. Представление человека
о самом себе далеко не всегда адекватно.
Мотивы, которые человек выдвигает,
обосновывая перед другими
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности.
Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и первым делом как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
33. Взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.
Общественное сознание – это сложная система существующих в обществе чувств и настроений людей, взглядов и идеалов, отражающих матер. Условия их жизни. Это духовная сторона историч. процесса. Это не сумма индивидуальных сознаний членов общества. Оно и индивидуальное различаются:
- общественное сознание
Общественное обладает определённой внутренней структурой. Она включает в себя уровни сознания и формы.
Уровни - это обыденное сознание. Т.е. сознание, которое возникает в процессе обычной практики человека. Оно закр-ся в нравах, обычаях.
Теорет-ое сознание – это стройная система идей и взглядов, где отражение общественной жизни осущ-ся средствами научного познания. Кроме того, частным аналогом является общ-ая психология обыденного уровня сознания (оценки, взгляды) Идеология- это частный аналог теорет-го познания.
В структуру общ-го познания включаются разные формы общ-го познания:
1 политическое 4 искусство
2 правовое 5 наука
3 мораль 6 религия
Они тесно связаны др. с другом и влияют др. на друга.
Отличие
34. Общественное сознание, его содержание и структура.
Общественное сознание представляет
собой совокупность идей, теорий, взглядов,
представлений, чувств, верований, эмоций
людей, настроений, в которых отражается
природа, материальная жизнь общества
и вся система общественных отношений.
Общественное сознание формируется
и развивается вместе с возникновением
общественного бытия, так как
сознание возможно только как продукт
социальных отношений. Но и общество
может быть названо обществом
лишь тогда, когда сложились его
основные элементы, в том числе
и общественное сознание. |
35. Форма общественного сознания.
Под формам общественного сознания понимают
различные формы отражения в сознании
людей объективного мира и общественного
бытия, на основе которого они возникают
в процессе практической деятельности.
Общественное сознание существует и проявляется
в формах политического сознания, правового
сознания, нравственного сознания, религиозного
и атеистического сознания, эстетического
сознания, естественно-научного сознания.
Существование различных форм общественного
сознания определяется богатством и многообразием
самого объективного мира - природы и общества.
Различные формы сознания отражают отношения
между классами, нациями, социальными
общностями и группами, государствами
и служат основой политических программ.
В науке познаются конкретные законы природы.
Искусство отражает мир в художественных
образах и т.д. Имея своеобразный предмет
отражения, каждая форма сознания имеет
свою особую форму отражения: научное
понятие, моральную норму, религиозную
догму, художественный образ.
Но богатство и сложность объективного
мира создают только возможность появления
различных форм общественного сознания.
Реализуется же эта возможность на основе
конкретной общественной потребности.
Так, наука возникает тогда, когда простое
эмпирическое накопление знания становится
недостаточным для развития общественного
производства. Политические и правовые
взгляды и идеи возникли вместе с классовым
расслоением общества.
Выделяют следующие формы
36. Проблема познания. Основные концепции познания.
Одной из важнейших проблем философии является проблема познаваемости мира. Познание – процесс отражения внешнего мира в сознании человека. Это приобретение человеком новых знаний в действительности. Познания протекают при участие 2-х сторон: объекта познания и субъекта познания.
Объект познания – все то, на что направлена познавательная деятельность человека, то есть потенциально весь мир, все его явления.
Субъект познания – сам познающий человек.
Существует 2-е основных точки зрения по вопросу о познаваемости мира:
С диалектико-материалистических ощущений познание окружающего мира происходит следующим образом: от живого созерцания к абстрактному мышлению и через практику к истине, таков путь познания объективной реальности. В этой формации познавательной деятельности человека указаны 4 этапа познания мира:
Истина цель познания.
37. Структура познания.
Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.
Чувственное познание - познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность Ощущение. Каждый предмет имеет не одно, а много свойств, и мы познаём их с помощью ощущений. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств. Из отдельных ощущений складывается восприятие целого предмета.
Рациональное познание - углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение
Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
эмпиризм — в основе познания лежит опыт;
рационализм — основу познания составляет исключительно работа разума.
Логическое - это задание системы с определенными правилами, это работа по договоренности.
Интуитивное - это забывание правил.
38. Проблема истины. Виды истины. Критерии истины.
На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике.