Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 20:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия".
4. 5. Мифология как мировоззрение. Религия как мировоззрение.
Онтология — раздел философии, изучающий бытие. «Онтология в своём классическом понимании есть знание о предельно общем». В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).
Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
Гносеология — теория познания, раздел философии.
Основные проблемы эпистемологии
Проблема истины
Истина и смысл
Проблема метода
Сущность познания
Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл)
Эмпирический и теоретический уровень познания.
Принципы познания
Вера (интуиция) и знание
Структура и формы опыта
Специфика и критерии научного познания.
Понимание и объяснение
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа.
6. Материализма и идеализм как философские направления.
Философы в древности стремились понять, какой вопрос в философии основной, главный.
Камю: Основной вопрос философии в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого.
Кант: Основной вопрос философии складывается из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высшая ценность и высшая цель человека – человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его.
Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию. Решения того, что является первичным: сознание или природа, материя.
В решении этого вопроса существует два подхода:
В зависимости от решения основного вопроса философии, философы разделились на два лагеря:
1. Философский материализм или демакрический.
Эти философы считают, первоосновой мира является материя, а сознание вторично, т.к. оно возникло в результате совершенствования материи.
За 2,5 тыс. лет в существовании философии в ней выделили 3 формы материализма:
2. Философский идеализм.
Эти философы утверждают, что дух существовал прежде материи (Платон, Кант).
В философском идеализме развивалось два направления:
Сходства их в том, что первоосновой мира, они считают идею, а не материю. Различия их в том, что объективные идеалисты считают, что идея находится независимо от человека (Бог, разум); субъективные идеалисты считают, что идея находится в человеке.
У основного вопроса философии есть и вторая сторона, которая заключается в том, познали ли мы окружающий мир.
Два мнения:
Диалектико-материалистический. Заключается в том, что окружающий нас мир понять можно, но нельзя познать мир до конца т.к. он всё время изменяется.
Агностицизм – доказывает, что окружающий нас мир непознаваем. Н: Кант утверждал, что человек может познать только явление вещи, а суть вещи скрыта от человека.
7. Античная философия, основные течения и учения.
7-5 до н.э. Начало античной философии. Досократический период, натурфилосовский, ищут первоначало мира
5-кон. 4 в до н.э. Классический (непревзойдённый) период, созданы основные философские системы (Сократ, Платон, Аристотель) от природы к человеку
Кон 4-2 в до н.э. эллинистический, эллинизм – период в истории восточного средиземноморья со времён Александра Македонского (334-324) до 33 н.э. появление философских школ, перипатетики, академическая философия (академия Платона), стоицизм, скептицизм, эпикуризм. Переход от комментаторства учений к проблемам этики и рождение философии практического характера.
1 до н.э. – 5-6 в. н.э. Римская
философия, продолжают быть
Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
Космос охватывает Землю, человека, небесные светила. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается - никто не знает.
8. Средневековая философия: (патристика, схоластика; номинализм, реализм)
Космоцентризм уступает место теоцентризму.
Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.
Характерны идеи догматы христианства
Личностная форма единого бога-
Догмат о творении мира за 7 дней
Патристика — II—VII века
Схоластика — VIII—XV века
Одним из представителей ранней средневековой философии является Блаженный Августин Аврелий (354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианства в средневековом обществе.
Фома Аквинский (Ангелический Доктор) (1225 или 1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизаторортодоксальной схоластики, в 1323 г. был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя).
9. Философия Нового времени. Эмперизм-реализм. Философские взгляды Ф. Бэкона.
XVII век – это время крупных перемен в истории человечества; это время I-ой научной революции. Поэтому философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (механикой, математикой, физикой). Важнейшим объектом исследования для философов стал анализ источников знаний человека и методов его получения.
Особенности философии XVII века:
1. В связи с разногласиями по вопросу объективных знаний человека в философии возникло 2 крупных течения:
2. В философии XVII века сформировался такой специфический тип философского мировоззрения, как механицизм. С позиции механицизма, и мир и человек рассматривались как сложные машины.
3. В XVII веке в философии сформировалась точка зрения делизма. С позиции делизма, Бог рассматривался как некий перводвигатель. Однако считалось, что после сотворения, мир развивался по собственным законам.
Символом философии раннего Нового времени стал английский мыслитель и государственный деятель Ф. Бэкон (1561 - 1626). Работы Ф. Бэкона:
Основные моменты работа Бэкона:
1. Ф. Бэкон много делал
для обоснования научного
2. Ф. Бэкон занимался
анализом познавательной
3. Ф. Бэкон уделял
большое внимание поиску
10. Философия эпохи Просвещения.
XVIII век в исторической философской мысли называют эпохой Просвещения. Родиной эпохи просвещения является Англия, но наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Вальтер, Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
Особенности эпохи Просвещения:
1. Представители эпохи
просвещения критиковали
2. Философы эпохи Просвещения опирались на точные науки в познании мира.
3. Для эпохи Просвещения
была характерна
Представители эпохи Просвещения.
Джон Локк (1632 - 1704) – английский философ. Локк был основателем принципа буржуазности либерализма. Он считал, что неотчуждаемые права человека – это:
1. Джон Локк большое
внимание уделял проблемам
2. Джон Локк ввёл
понятие «гражданин мира» - носитель
разума и справедливости, это
человек, который находит
3. Джон Локк уделял
внимание проблеме теории