Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка
Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).
Примерные вопросы к экзамену:
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).
И.Кант: главная проблема мировоззрения – вопрос о месте человека в мире (смысл его бытия), что он может, смысл существования в ней. Мировоззрение – представления человека о мире и о своем месте в нем.
Им обладает каждый человек. Мировоззренческое знание, статус. Мир существует вечно – мировоззренческое суждение, человек рожден для счастья.
Мировоззрение имеет структуру:
- знания
- ценности
- вера как особое состояние сознания.
Виды мировоззрения:
1.обыденножитейские – представление человека о мире, складывается стихийно, не подкреплено спец. научными знаниями. научное – представление о мире, основанное на научн. данных
светское (атеистическое)
пессимистическое
В структуре мировоззрения важное место занимает убеждение.
Исторические типы мировоззрения (3).
Мифология как тип мировоззрения.
В современной философской литературе интерес к мифологии огромный, это связано с тем, что изменились представления о судьбе мифа.
До 1991г. В нашей литературе утверждалось, что миф – исторически отжившая форма. Мифология : люди 19-20в опираются на научн. знание, о мифах мы лишь вспоминаем.
Оказалось, что рано похоронили миф.
1991г.- очередная революция, экономич., полит.,дух. кризис, произошла реанимация мифа. Наука в силу своих особенностей не может ответить на вопрос, что происходит в обществе, что можно сделать в этих условиях. Дефицит был восполнен мифами (рождались в СМИ, в житейской практике).
Классический соврем. миф о барабашке. Миф – сказание, предание, легенда, в мифе обязательно действует герой либо Бог. Миф стал первой формой относительной самостоятельности человеческого сознания. Мысль древнего человека органически была соединена с действием (речь, движение), но в мифе сознание обрело относительную самостоятельность от действия.
Главная черта мифологии в ее эмоциональной образности. Миф отражает предметы художественным образом (всегда кто-то действует), это всегда некоторый сюжет, в канон которого вплетались знания о свойствах вещей, природы, человека. Функции: гносеологическая, воспитательная, охранительная, ценностная.
Для мифологии как мировоззрения характерно:
- антропоморфизм.
Древний человек представлял
окружающее по образу и
- Древний человек знал только настоящее.
- Содержание мифов воспринималось как реальное событие.
- Древний человек различал причину и следствие, часть и целое, считалось, что часть представляет все целое (имя представляет всего человека). Мифология оказалась более жизненна. Человек 21 века не может отказаться от мифов, чтобы более или менее рационально объяснить происшедшее. Миф существует в рассказе, как нечто происходящее сейчас. Постепенно древние люди научились мыслить понятийно. Сочетание понятий и эмоциональных образов было использовано в религии.
Религия как тип мировоззрения.
Религия пришла на смену мифологии, но она не отменила миф, а включила его в себя как способ духовного освоения мира. Библия наполнена мифами. Религия – вера (центральное понятие), фантастическое отражение действительности в головах людей, в которых земные силы обретают форму внеземных.
Религия появляется закономерно. В становлении религия мировоззрения имеют место социальная причина: зависимость человека от внешнего мира ( природного и социального). Между самим собой и природными силами люди стали помещать Бога как заслон, защиту. Первые тысячелетия человек был крайне слаб, по мере развития надобность пропала. Техника – современный заслон.
Гносеологические причины появления религии.
- Умение мыслить понятийно, оторвать понятие от вещи, которую она обозначает- гносеологическая, психологическая.
- Умение
фантазировать. Социально-психологическая
причина – эмоциональное
Религия как мировоззрение выдает творцом Бога. Это общая идея. Официально она закрыта для аналитического разбора. Древний человек: природа по человеческому образу и подобию. Религия: человек по Божьему образу и подобию. Бог определяет судьбу каждого человека. Христианство: идея свободы воли человека, в рамках которой человек может поступить по своему усмотрению.
Религия выполняет духовно-нравственную функцию, своими способами способствует очеловечению, снижению меры животных. Задачи светских воспитателей: найти способы действенного воспитания, не прибегая к наказанию, что унижает человеческое достоинство. На смену религиозному сознанию пришло философское мировоззрение.
Философия как тип мировоззрения.
Философское мировоззрение по способу отражения действительности:
- понятийна, то есть создает абстрактно-логическую картину мира.
- идеологична, то есть развиваются противоположные взгляды по одному и тому же вопросу.
- рефлексивность- обращенность философии на саму себя, выявление своих собственных оснований, мышление о мышлении.
- обслуживает практические интересы людей, она ближе к потребностям людей, чем другие типы мир-я.
Философия составляет программу жизнедеятельности более конкретно, чем в религиозном сознании, где чаще всего регулируется запретом (грех), то философия дает позитивный ответ на вопрос, что делать, не запрещать, а разрешать.
Философское мировоззрение противоречиво, но каждый вариант по своему логически строен, аргументирован, это сближает философское знание с наукой.
Почему возникла философия?
Возникновение философии: считается , что европейская философия возникла в конце 7- начале 6 века до н.э. (дата жизни Фалеса – 625г.).
Важнейшей предпосылкой становления философии стало развитие у человека понятийного мышления. Философия не могла возникнуть в рамках земледельческой культуры, в общинах, которые занимались земледелием и скотоводством, так как там люди строят свою жизнедеятельность на основании чувственного восприятия действительности. Вера – эмоциональное настроение. Человек не мог планировать результата своей деятельности. Понятийное мышление сложилось в городе, они общаются между собой, заняты ремесленным производством, которое во многом зависит от самого работника, большую роль стали играть знания, умение предвидеть конъюнктуру рынка. Обмен формировал у людей способность к обобщению и абстрактному мышлению. Потом в обменах появляются деньги – всеобщий эквивалент товара. Скопление людей в городе поставило проблему власти (достижение, распределение), это требовало и умения убеждать людей.
Греция была разобщена, полисное устройство, древние греки ездили учиться в Египет, Персию. Философия возникла в Греции, так как:
- экономическая, Др.Греция этого периода – рабовладельческое государство, в котором каждый собственник относительно сам себе хозяин, ведет свою экономику – он относительно свободен.
В Древнем Египте – все богатство принадлежало фараону. В Др. Греции республиканский, демократический политический режим – поиски новых аргументов.
В духовной сфере: в Др. Греции свобода духа, каждый собственник волен думать, как хочет (духовный плюрализм). В Др. Египте все зависело от фараона.
Первая философская школа мелетская. Др. греческая философия возникла сразу в нескольких центрах: Мелет, Абдеры, Елея…Что характерно: она материалистическая, но он своеобразен. Фалес: мир полон богов, боги для грека составная часть природы. Через 200 лет возникает идея мум в лице Платона. Между философскими школами идет борьба за первенство.
Философы активно принимают участие в политической жизни. Они сами являются политиками, государственными деятелями. Они стали готовить молодежь в политической борьбе (софисты), разрабатывали приемы доказательств тезисов, способы опровержения противника, считали, что истина – то, что полезно, что отвечает потребностям. “Вещи таковы, какими мы их воспринимаем”. Мелетская школа (Фалес, Селен, Анаксемон) – натурфилософия. Первые философы искали основу мироздания, вещество из которого все состоит. Одни считали, что в основе всего сущего одно вещество, другие – много. Фалес: все состоит из воды. Анаксемандр: В основе сущего неопределенное (потом назовут апейрон). Анафсемен: все из воздуха.
Элейская школа (Парменид). Парменид – глава Элеи, город переживал трудные времена, надо было найти выход из кризиса.
Пифагор назвал “философией”. Развитие способности к понятийному мышлению является предпосылкой к появлению философии. (В СССР застой мысли). Парменид вводит категорию “бытие”. Познание на обыденном уровне носило чувственный характер. Что есть в реальности бытие? Понятие бытие представляет собой абстракцию, идеальное обозначение всего того, что есть. Введение его в оборот свидетельствовало, что человеческое мышление, способность мыслить вышла на новый уровень. В дополнение к чувственному появилось абстрактное мышление (способность мыслить отвлеченно). Это переломный момент в истории человечества. Философы начинают обсуждать, что представляет собой сущее бытие. Возникает 3 позиции:
- Анаксагор: бытие делится на части до бесконечности.
- Парменид: бытие неделимо, монолитно.
- Демокрит: бытие делится до определенных пределов. С вопроса о делимости начинаются размышление философ. Каждая сторона начинает обосновать свою позицию, искать аргументы, стремиться убедить окружающих в своей правоте. Древние греки начинают открыто обосновывать свои знания. Это сугубо абстрактно-логический спор. В Др.Египте, Вавилонии (они по уровню знаний сначала стояли выше Др. Греции) знание было в тайне, вырабатывалось жрецами. Публике был известен результат, а метод тайный. Др. Греки гордились, охотно делились знанием, ценили новые знания. Демократичность Др. Греческого полиса породила борьбу за власть, должности между индивидами. Эта борьба также способствовала развитию интеллекта.
Философия возникла еще и потому, что накопившиеся знания о свойствах вещей, предметов, человеке необходимо было упорядочить, отделить реальные знания объективно обособленно от фантастических измышлений (мифы - сказка).
Юр. Мировоззрение
2. Предмет и функции философии. Сократ (5 в. до н.э.) заявил, что предмет философии – человек, а задача философии – научить человека жить правильнее, то есть на первом месте воспитательные аспекты философского познания человека.
Последователи Сократа разрабатывали эту идею, давая одностороннюю трактовку человека. Новое время: центральное место занимала гносеологическая проблематика (как человек познает мир). Более или менее целостную картину человека пытался дать Кант своими вопросами:
- что я могу знать?
- на что я могу надеяться?
- что я должен делать?
- что такое человек?
Предмет философии – познавательная способность человека. В современных условиях стремясь преодолеть односторонние характеристики человека, философы разрабатывают философскую антропологию (книга Бубина, Некрасова “философская антропология”).
Современная философская мысль объявляет человека центральной фигурой мироздания. Высказывание не очень корректно, нескромно по отношению к природе. Появляется воспитательный смысл.
В учении о бытии речь идет о сущем, о всем мироздании. Материалистическая философия до самого последнего времени тему бытия рассматривала вне человека. Человек упоминался лишь как субъект познания бытия, как то, что внешне со стороны оказывает практическое влияние на окружающий мир, преобразует природу. В целях оптимального преобразования человек стремится познать природу такой, какая она есть, то есть уподоблялся физику, описывая свойства, строения материи.
Сегодня эта позиция преодолевается. Проблема в том, что картина мира, которая воспринимает человека в своей голове и то, как человек преобразует природный мир, все это дело рук самого человека, который использует в своей деятельности лишь те способности, которыми он обладает.
Социальные функции философии :
1. Ф. выполняет мировоззренческую функцию, т.е. она объясняет природу мироздания, его происхождение, эволюцию и место человека в нем.
Здесь сложилось 2 метода:
- метафизический
– утверждает, что мир, природа, человек
остаются тождественными