Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:43, шпаргалка
1. Основные функции философии.
2. Назначение философа по Сократу. Задачи и специфика сократического метода. + текст "Апология Сократа".
5. Общая характеристика эллинистической философии.
14. Немецкая классическая философия: проблематика и основные представители.
13. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.
11. Общая характеристика философии Нового времени. XVI-XVII века.
Вместе с тем принципиально
то, что впервые ставится вопрос
о соотношении чувственных
Второй этап (антропологический) — период расцвета греческой философской мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.
Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.
Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.
6. Учение Платона об идеях, душе и познании.
Философия Платона – философия
объективного идеализма. Это учение,
признающее объективное существование
идей. Есть мир идей, существующих самих
по себе и обладающих подлинным бытием,
поэтому эти идеи неизменны, совершенны
и вечны. Все предметы, нас окружающие,
есть грубое и искаженное отображение
идей, подобно теням, искажающим сущность.
Это приводит к появлению в
сознании ложных мнений, что препятствует
достижению истинных знаний. Чтобы
постичь истину, перейти от мнения
к знания, нужно отвергнуть тени.
Существует только то, что не принадлежит
к чувственно-
В отличие от идеи материя есть «начало иного» - изменчивого, непостоянного. Материя – это возможность, а не действительность, поэтому она может принять любую форму.
^ Размышления о душе. Душа – идея, она едина и неделима ( в отличие от тленного тела, состоящего из частей). Существует триединая система душ:
1-я ступень (ремесленники и торговцы) – вожделеющая душа,
2-я ступень (стражи, воины) – аффекторная душа, т.е. основанная на эмоциях; сбросив груз впечатления от теней, не совершают перехода от истинного мнения к знанию,
3-я ступень (философы)
– разумная душа; истина им
полностью доступна, поэтому они
могут созерцать истину и
Таким образом, представление Платона о государстве таково: править должны философы, которых защищают стражи ивоины, а ремесленники и земледельцы обеспечивают материально, при этом никто не стремится к богатству.
Познание – припоминание истины. До воплощения в тело душа человека находилась в мире чувств, за которыми можно найти идеи. Чтобы познать – нужно образование. Главной целью тогда было – воспитать хорошего правителя, ведь, чтобы управлять, надо знать как управлять (в этом Платон продолжает Сократа). Познание складывается из чувственного восприятия, обобщения фактов (рассудок) и мышления.
Высшая идея – идея блага. благом является истина, соразмерность и красота. Высшее благо – это то единое, что объединяет весь мир идей.
7. Философия Аристотеля.
Аристотель (384–322 гг. до н. э.)
— великий древнегреческий
Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.
Аристотель является родоначальником собственно научной философии, в его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии.
Предметом познания для Аристотеля является бытие.
Основание познания заключается: в ощущениях; памяти; привычке.
Каждое знание начинается
с ощущений: оно есть то, что способно
принимать форму чувственно воспринимаемых
предметов без их материи. Невозможно
приобрести научное знание лишь с
помощью ощущений и восприятий из-за
преходящего и изменчивого
Формы истинного научного знания — это понятия, которые постигают сущность вещи.
Аристотель детально и глубоко разработал теорию познания, после чего создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и сейчас. В этом труде он разработал: теорию мышления и его формы; понятия; суждения; умозаключения и т. д.
Аристотель является родоначальником логики.
Аристотель анализировал категории и оперировал ими в анализе философских проблем, он рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний.
Аристотель сформулировал логические законы:
— закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждения);
— закон противоречия («не противоречь сам себе»);
— закон исключенного третьего («истинно или не истинно, третьего не дано»).
Аристотель разработал и выдвинул учение о силлогизмах, в котором он рассматривал всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.
Труды Аристотеля охватывают
практически все области
1. Логика. Впоследствии логические
работы Аристотеля были
2. Труды из области теории физики.
3. Метафизика (общие вопросы бытия).
4. Учения о частях животных — биология.
5. Работы по практической философии — этике, политике и т. д.
6. Эстетика.
Главной своей задачей Аристотель считал избавление от мифологизирования и неоднозначности терминов. Ученый пытался найти точное знание на пути перехода от эмпирического к доказательному знанию, имея в виду то, что ценность знания зависит от его обобщенности.
В работах Аристотеля выделяется эмпирическое начало познания. Познание обязательно должно начинаться с единичного. Соотношение единичного и общего контролируется такой наукой, как логика. По мнению философа, логика является и онтологией, потому что это наука не только о том, как в познании осуществляется переход от единичного к всеобщему, но и наука о бытии всеобщего. Из этого следует, что наука только начинается с единичного, подлинным ее предметом выступают вечные непреходящие сущности. Единичная вещь — это оболочка, в которой реализовались форма и сущность как таковая.
8. Характерные черты и основные принципы средневековой философии.
Философия Средних веков — это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.
Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви: в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.
Схоластика (от греч. schole —
школа) — это средневековая
Родоначальником католической
теологии и систематизатором схоластики
был Фома Аквинский (1225–1274).Основные
труды Фомы Аквинского: «Сумма теологии»;
«Сумма философии»; «Сумма против язычников».В
работах вводятся термины: бытие
возможное; бытие действительное; категории
материи как возможность бытия;
категории формы как
1) теоцентризм — принцип,
исходя из которого Бог
2) монотеизм — Бог един и уникален, в отличие от античных богов;
3) креационизм — учение,
в котором говорится о
4) символизм — принцип
понимания земного как
5) средневековый антропоцентризм
— согласно ему человек —
созданное Богом
6) средневековая герменевтика
— искусство истолкования
9. Основные идеи философии Августина.
Августин (354–430) — гениальный, выдающийся
мыслитель, который вписал заключительные
страницы в историю духовной культуры
Рима и всей Античности своими многочисленными
трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской
мысли Средневековья. Он являлся вдохновителем
многочисленных и разнообразных идей
и течений в области богословия, общей
философии, научной методологии, этических,
эстетических и историософских воззрений.
Согласно Августину, все сущее, потому
что оно существует, — это благо. Зло является
не субстанцией, а недостатком, это порча
субстанции, порок и повреждение формы,
небытие. А вот благо — это субстанция,
«форма» со всеми ее элементами: видом,
мерой, числом, порядком. Бог является
источником бытия, чистая форма, наивысшая
красота, источник блага. Поддержание
бытия мира — это постоянное творение
его Богом вновь. Если когда-нибудь творческая
сила Бога прекратится, мир тотчас же вернется
в небытие.
Мировоззрение Августина является глубоко
тео-центричным: в центре духовных устремлений
— Бог как исходный и конечный пункт размышлений.
Проблема Бога и его отношения к миру является
у Августина центральной.
Креационизм (творение), который сформулирован
в Священном Писании, осмысливается и
комментируется крупнейшими мыслителями.
Августин рассматривает Бога как внематериальный
Абсолют, который соотнесен с миром и человеком
как своим творением.
Августин старательно противопоставляет
свои воззрения всем разновидностям пантеизма,
что означает единство Бога и мира. Бог,
по мнению Августина, сверхприроден. Мир,
природа и человек — это результат творения
Бога, и они зависят от своего Творца.
Августин рассматривал Бога как личность,
которая сотворила все сущее. Августин
подчеркивал однозначное отличие так
понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, которые
занимали и занимают такое большое место
не только в древности, но и по сию пору.
Августин отчетливо подчеркивал абсолютное
всемогущество Бога («Исповедь». 1.4). По
мысли Августина, христианский Бог абсолютно
овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей
воле: она становится промыслом, предопределением
его. Августин утверждал принцип бестелесности
Бога, выводя отсюда принцип бесконечности
божественного начала.
Размышления Августина о сотворении мира
Богом привели его к проблеме вечности
и времени. Конечно, возникал вопрос: получается,
что Бог пребывал в недеянии до того, как
сотворил мир? Августин естественно понимал
всю невероятную сложность проблемы времени.
После глубоких размышлений Августин
пришел к выводу: мир ограничен в пространстве,
а бытие его ограничено во времени. Началом
творения мира является и начало времени.
Он предложил удивительно точное определение
времени: время есть мера движения
и изменения. Его гениально простое
философское определение такого тонкого
феномена, как время, является верным и
вполне научным и поныне.
Августин, стараясь установить соотношение
настоящего, прошедшего и будущего, вывел
гениальную мысль: ни прошедшее, ни будущее
не имеют реального существования — действительное
существование присуще только настоящему.
И в зависимости от него мы понимаем и
прошлое, и грядущее: прошлое обязано своим
существованием нашей памяти, а будущее
— нашей надежде.