Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:43, шпаргалка

Описание работы

1. Основные функции философии.
2. Назначение философа по Сократу. Задачи и специфика сократического метода. + текст "Апология Сократа".
5. Общая характеристика эллинистической философии.
14. Немецкая классическая философия: проблематика и основные представители.
13. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.
11. Общая характеристика философии Нового времени. XVI-XVII века.

Файлы: 1 файл

3 семестр - Философия Ответы.docx

— 71.51 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем принципиально  то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной  всеобщностью и всеобщностью понятия  начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир  мысли, в котором «живут» понятия  различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности  разума. Последнее находит отражение  в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап (антропологический) — период расцвета греческой философской мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.

Аристотель различает  два уровня философии. Первая философия  занимается вопросами бытия как  такового, бытия вообще, тогда как  вторая философия, или физика, исследует  бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

 

6. Учение Платона  об идеях, душе и познании.

Философия Платона – философия  объективного идеализма. Это учение, признающее объективное существование  идей. Есть мир идей, существующих самих  по себе и обладающих подлинным бытием, поэтому эти идеи неизменны, совершенны и вечны. Все предметы, нас окружающие, есть грубое и искаженное отображение  идей, подобно теням, искажающим сущность. Это приводит к появлению в  сознании ложных мнений, что препятствует достижению истинных знаний. Чтобы  постичь истину, перейти от мнения к знания, нужно отвергнуть тени. Существует только то, что не принадлежит  к чувственно-пространственному  миру. Истинное бытие – это «умопостигаемые, бестелесные идеи».

В отличие от идеи материя  есть «начало иного» - изменчивого, непостоянного. Материя – это  возможность, а не действительность, поэтому она может принять любую форму.

^ Размышления о душе. Душа  – идея, она едина и неделима ( в отличие от тленного тела, состоящего из частей). Существует  триединая система душ: 

1-я ступень (ремесленники  и торговцы) – вожделеющая душа,

2-я ступень (стражи, воины)  – аффекторная душа, т.е. основанная на эмоциях; сбросив груз впечатления от теней, не совершают перехода от истинного мнения к знанию,

3-я ступень (философы) – разумная душа; истина им  полностью доступна, поэтому они  могут созерцать истину и управлять  государством.

Таким образом, представление  Платона о государстве таково: править должны философы, которых  защищают стражи ивоины, а ремесленники и земледельцы обеспечивают материально, при этом никто не стремится к  богатству.

Познание – припоминание истины. До воплощения в тело душа человека находилась в мире чувств, за которыми можно найти идеи. Чтобы познать  – нужно образование. Главной  целью тогда было – воспитать  хорошего правителя, ведь, чтобы управлять, надо знать как управлять (в этом Платон продолжает Сократа). Познание складывается из чувственного восприятия, обобщения фактов (рассудок) и мышления.

Высшая идея – идея блага. благом является истина, соразмерность  и красота. Высшее благо – это  то единое, что объединяет весь мир  идей.

 

7. Философия Аристотеля.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — великий древнегреческий философ, ученый.

Воззрения Аристотеля энциклопедически вобрали в себя достижения античной науки, они представляют собой грандиозную  систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

Аристотель является родоначальником  собственно научной философии, в  его учении некоторые науки получили освещение с точки зрения философии.

Предметом познания для Аристотеля является бытие.

Основание познания заключается: в ощущениях; памяти; привычке.

Каждое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Невозможно приобрести научное знание лишь с  помощью ощущений и восприятий из-за преходящего и изменчивого характера  всех вещей.

Формы истинного научного знания — это понятия, которые  постигают сущность вещи.

Аристотель детально и  глубоко разработал теорию познания, после чего создал труд по логике, который  сохраняет свое непреходящее значение и сейчас. В этом труде он разработал: теорию мышления и его формы; понятия; суждения; умозаключения и т. д.

Аристотель является родоначальником  логики.

Аристотель анализировал категории и оперировал ими в  анализе философских проблем, он рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний.

Аристотель сформулировал  логические законы:

— закон тождества (понятие  должно употребляться в одном  и том же значении в ходе рассуждения);

— закон противоречия («не  противоречь сам себе»);

— закон исключенного третьего («истинно или не истинно, третьего не дано»).

Аристотель разработал и  выдвинул учение о силлогизмах, в  котором он рассматривал всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

Труды Аристотеля охватывают практически все области античного  знания.

1. Логика. Впоследствии логические  работы Аристотеля были объединены  под латинским наименованием  «Органон».

2. Труды из области  теории физики.

3. Метафизика (общие вопросы  бытия).

4. Учения о частях животных  — биология.

5. Работы по практической  философии — этике, политике  и т. д.

6. Эстетика.

Главной своей задачей  Аристотель считал избавление от мифологизирования  и неоднозначности терминов. Ученый пытался найти точное знание на пути перехода от эмпирического к доказательному знанию, имея в виду то, что ценность знания зависит от его обобщенности.

В работах Аристотеля выделяется эмпирическое начало познания. Познание обязательно должно начинаться с  единичного. Соотношение единичного и общего контролируется такой наукой, как логика. По мнению философа, логика является и онтологией, потому что  это наука не только о том, как  в познании осуществляется переход  от единичного к всеобщему, но и наука  о бытии всеобщего. Из этого следует, что наука только начинается с  единичного, подлинным ее предметом  выступают вечные непреходящие сущности. Единичная вещь — это оболочка, в которой реализовались форма  и сущность как таковая.

 

8. Характерные  черты и основные принципы  средневековой философии.

Философия Средних веков  — это прежде всего философия  феодального общества, характерным  для которого является господство теологии и религии.

Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство  являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви: в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

Схоластика (от греч. schole —  школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело  зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и  систематизация незыблемых религиозных  догматов абстрактным, логическим путем.

Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274).Основные труды Фомы Аквинского: «Сумма теологии»; «Сумма философии»; «Сумма против язычников».В  работах вводятся термины: бытие  возможное; бытие действительное; категории  материи как возможность бытия; категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские  воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность — это «самое благородное  во всей разумной природе» явление. Она  обладает интеллектом, чувствами и  волей. Основные темы средневековой  философии:

1) теоцентризм — принцип,  исходя из которого Бог является  центром средневековых философских  и религиозных представлений;

2) монотеизм — Бог един  и уникален, в отличие от античных  богов;

3) креационизм — учение, в котором говорится о сотворении  Богом мира из ничего и дается  ответ на еще в Античности  поставленный вопрос о том,  как из единого рождается множественное;

4) символизм — принцип  понимания земного как инобытия, мира Бога;

5) средневековый антропоцентризм  — согласно ему человек —  созданное Богом привилегированное  существо, повелитель всего созданного  для него. Главная проблема философии,  по мнению мудрецов Средневековья,  — не Космос, а человек. Величайшая  добродетель — не интеллект,  не разум, а добрая воля, повиновение  заповедям Бога. Чтобы быть человеком,  надо надеяться, верить, любить  и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной  проповеди;

6) средневековая герменевтика  — искусство истолкования текстов.

 

9. Основные идеи  философии Августина.

Августин (354–430) — гениальный, выдающийся мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей Античности своими многочисленными трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он являлся вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений. 
Согласно Августину, все сущее, потому что оно существует, — это благо. Зло является не субстанцией, а недостатком, это порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. А вот благо — это субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог является источником бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира — это постоянное творение его Богом вновь. Если когда-нибудь творческая сила Бога прекратится, мир тотчас же вернется в небытие. 
Мировоззрение Августина является глубоко тео-центричным: в центре духовных устремлений — Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру является у Августина центральной. 
Креационизм (творение), который сформулирован в Священном Писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, который соотнесен с миром и человеком как своим творением. 
Августин старательно противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, что означает единство Бога и мира. Бог, по мнению Августина, сверхприроден. Мир, природа и человек — это результат творения Бога, и они зависят от своего Творца. 
Августин рассматривал Бога как личность, которая сотворила все сущее. Августин подчеркивал однозначное отличие так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, которые занимали и занимают такое большое место не только в древности, но и по сию пору. 
Августин отчетливо подчеркивал абсолютное всемогущество Бога («Исповедь». 1.4). По мысли Августина, христианский Бог абсолютно овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. Августин утверждал принцип бестелесности Бога, выводя отсюда принцип бесконечности божественного начала. 
Размышления Августина о сотворении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Конечно, возникал вопрос: получается, что Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? Августин естественно понимал всю невероятную сложность проблемы времени. 
После глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Началом творения мира является и начало времени. 
Он предложил удивительно точное определение времени: время есть мера движения и изменения. Его гениально простое философское определение такого тонкого феномена, как время, является верным и вполне научным и поныне. 
Августин, стараясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, вывел гениальную мысль: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. И в зависимости от него мы понимаем и прошлое, и грядущее: прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"