Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:43, шпаргалка
1. Основные функции философии.
2. Назначение философа по Сократу. Задачи и специфика сократического метода. + текст "Апология Сократа".
5. Общая характеристика эллинистической философии.
14. Немецкая классическая философия: проблематика и основные представители.
13. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.
11. Общая характеристика философии Нового времени. XVI-XVII века.
10. Философия Фомы Аквинского.
Особое место в учении
занимают «доказательства» бытия Бога,
которые он, будучи великим систематизатором
схоластики, излагает в ясной и
системной форме. У Фомы таких
«доказательств» пять. И все они
основаны на принципе постижения Бога
по его творениям. Первое доказательство
«кинетическим», состоит в том, что
если в мире все движется, то должен
обязательно существовать Перводвигатель,
то есть Бог. Второе «доказательство»,
что если в мире все причинно обусловлено,
то должна быть Первопричина, то есть Бог.
Суть третьего «доказательства»в том,
что если природные вещи возникают
и погибают и происходит это как
по необходимости, так и случайно,
то должна существовать в действительности
и некая абсолютная необходимость,
то есть Бог. В четвертом «доказательстве»
Бог является абсолютным Совершенством,
т.к. в мире есть более или менее
совершенные предметы. в 5 Фома говорит
о Боге как руководящем начале
мира, так как вокруг нас все
стремится к наилучшему сознательно
или инстинктивно. Но самый интересный
раздел в учении Фомы Аквинского связан
с его трактовкой души, причем не
только души человека. Здесь Фома опять
же исходит из Аристотеля. Он различает
вегетативную душу, присущую растениям,
функции — питание и
11. Общая характеристика философии Нового времени.
XVI-XVII века.
В философии нового времени царит наукоцентризм (наука свободна от веры и умозрительного философствования), а также рационализм (научный разум – высшая инстанция, а эксперимент – проверка). Якобы торжествует деизм, признающий Бога лишь первотолчком, запустившим механизм Вселенной. Ищутся мирские законы, для использования их в преобразованиях мира. Философию озадачивают разработкой метода познания.
Отсюда четыре исследовательские программы (2 философско-методические и 2 научные):
1) Эмпиризм (Ф. Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию; очищение сознания от примесей (идолов рода, пещеры, рынка, театра).
2) Рационализм (Р. Декарт,
Паскаль, Спиноза, Лейбниц) –
критерий истины в сознании («я
мыслю»), признаются врожденные идеи
и дедукция в качестве
3) Атомистическая программа (Гассенди и Бойль) – мир из элементов и их сочетаний.
4) Механистическая программа
(Ньютон) – мир большой механизм,
познаваемый через опыт, индуктивное
выведение законов и
Предпосылки для формирования
Ф. нового времени связаны
с переносом интереса
рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:
— принцип автономно мыслящего субъекта; принцип методического сомнения; индуктивно-эмпирический метод; интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;
гипотетико-дедуктивное
построение научной теории; разработка
нового юридического мировоззрения, обоснование
и защита прав гражданина и человека.
Главной задачей философии
Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:
— философского научного метода;— методологии познания человеком внешнего мира;
— связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.
Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм; рационализм. Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.
Разум, по мнению Бэкона, должен:
— перерабатывать данные чувственного познания и опыта; находить коренные причинные связи, явления; раскрывать законы природы.
Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.
Бэкон предложил интересную и глубоко содержательную критику схоластики. Он утверждал, что новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от любых предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных oт прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, и делил их на четыре рода:
— «идолы рода» (ложные представления,
которые обусловлены
— «идолы пещеры» (искаженное видение действительности, связанное с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам);
— «идолы рынка» (ложные представления людей, которые порождены неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях);
— «идолы театра» (неверные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем).
Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.
Вслед за Бэконом эмпириком и сенсуалистом в гносеологии был Томас Гоббс (1588–1679). Основой познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела.
12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.
17 век называют эпохой
научной революции неслучайно. Если
в средние века философия
По Декарту, научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до него оно было лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "я мыслю, следовательно, существую".
Наука по Декарту конструирует
некоторый гипотетический мир и
этот научный вариант мира равносилен
всякому другому, если он способен объяснить
явления, данные в опыте, т.к. это
Бог является "конструктором"
всего сущего, и он мог воспользоваться
для осуществления своих
Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души и тела. Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию – как "…вещь… ... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам ...". Таким образом, среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.
«Рассуждение о методе» Декарта опубликовано в 1637 г. В этом произведении автор сформулировал все основные вопросы своей философии, как и направление своих естественнонаучных исследований.
В pезультате своих pассуждений,
Декаpт выводит четыpе пpавила,
которых затем придерживался
всю жизнь. Пеpвое пpавило - это
пpавило очевидности Это
И, наконец, чтобы избежать спешки, следует контролировать отдельные этапы работы. Поэтому Декарт формулирует последнее четвертое правило: " Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено”. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор - корректность синтеза.
Фрэнсис Бэкон считается
основателем опытной науки
Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании. Разум, по мнению Бэкона, должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта; находить коренные причинные связи, явления; раскрывать законы природы.
13. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
XVII и XVIII века выявляют
очевидную потребность
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. В XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.