Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:43, шпаргалка

Описание работы

1. Основные функции философии.
2. Назначение философа по Сократу. Задачи и специфика сократического метода. + текст "Апология Сократа".
5. Общая характеристика эллинистической философии.
14. Немецкая классическая философия: проблематика и основные представители.
13. Общая характеристика философии эпохи Просвещения.
12. Бэкон и Декарт: задачи науки, истинное знание, метод.
11. Общая характеристика философии Нового времени. XVI-XVII века.

Файлы: 1 файл

3 семестр - Философия Ответы.docx

— 71.51 Кб (Скачать файл)

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества”  является “просветление умов”, просвещение  людей, приобщение их ко всем важнейшим  достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение  масс стала настолько характерной  для культурной жизни европейских  стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту эпоху  вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое  объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в  Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает  бога как творца всей живой и неживой  природы, но в рамках деизма жестоко  постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после  этого акта творения бог не вмешивается  в природу: теперь природа ничем  внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий  и процессов в ней следует  искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это  был существенный шаг на пути к  науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

И все же английское просвещение  было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие  от него французское просвещение  ориентировано не на аристократическую  элиту, а на широкие круги городского общества. Именно во Франции в русле  этого демократического просвещения  зарождается идея создания “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, энциклопедии, которая  бы в простой и доходчивой форме (а не в форме научных трактатов) знакомила читателей с важнейшими достижениями наук, искусств и ремесел.

Идейным вождем этого начинания  выступает Д.Дидро, а его ближайшим  соратником – Д.Аламбер. Статьи же для  этой “Энциклопедии” соглашались  писать самые выдающиеся философы и  естествоиспытатели Франции. По замыслу  Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые  философские концепции относительно природы материи, сознания, познания и т.д. Более того, в “Энциклопедии” стали помещаться статьи, в которых  давались критические оценки традиционной религиозной догматики, традиционного  религиозного мировосприятия. Все это  определило негативную реакцию церковной  элиты и определенного круга  высших государственных чиновников к изданию “Энциклопедии”. Работа над “Энциклопедией” с каждым томом все усложнялась и усложнялась. Последних ее томов XVIII век так  и не увидел. И все же даже то, что  было все-таки издано, имело непреходящее значение для культурного процесса не только во Франции, но и во многих других странах Европы (в том числе  для России и Украины.

В Германии движение Просвещения  связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь  в виду популяризацию наук и распространение  знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги  отмечали впоследствии и И.Кант, и  Гегель.

Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал  практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как  отец систематического изложения философии  в Германии (И.Кант).

Х.Вольф был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук,

Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно  отметить следующие важные моменты  в ее общей характеристике:

• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности  науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения  идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о  возможностях математики в естественнонаучном познании);

• развиваются деистические представления о мире, что в  свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм  в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;

• формируется новое представление  об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и  техники, с научными открытиями и  изобретениями, с просвещением масс.

 

14. Немецкая классическая  философия: проблематика и основные  представители.

Период ‑ 1770-1831 гг. Лица: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Высшая форма классического рационализма: разум организует действительность по образу и подобию своему. Преддверие неклассического философствования.

Разнообразие: дуализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный  идеализм Гегеля, материализм Фейербаха.Кант усомнился в познаваемости объекта, исследовал способности разума. Якобы  выявил, что знание производно и  от субъекта. По Канту «феномены» известны – «ноумены» нет, есть априорные (доопытные) идеи и их соединяющие  суждения – всеобщие схемы сознания. Не теоретический, а практический разум  дает нам знание Бога и ведет по жизни. Категорический императив предписывает поступать согласно долгу против хотения.

Фихте, Шеллинг, Гегель якобы  искали механизмы генезиса транцедентальных (из недоступного приходящих) истин, которые  по причине своей всеобщности  не могут прийти через ограниченные человеческие чувства. Диалектика Гегеля (?!) – универсальная логика становления и развития разума, природы и истории, путь от поверхностных абстракций к их всеобщей, конкретной системе.

Фейербах доказал, что  Абсолютный разум Гегеля – есть выхолощенный разум человека и занялся  человеком как реальной основой  всякого философствования. Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством: Иммануила Канта (1724–1804); Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814); Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854); Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831); Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая  сущность, а не только человеческая  история:— для Канта человек  — нравственное существо;— Гегель  более широко рассматривает границы  активности самосознания и индивидуального  сознания: самосознание индивида  у него соотносится не только  с внешними предметами, но и  с другими самосознаниями, из  чего возникают различные общественные  формы;— Фейербах определяет  новую форму материализма —  антропологический материализм,  в центре которого стоит реальный  человек, являющийся субъектом  для себя и объектом для  другого человека.

3. Все представители классической  немецкой философии определяли  ее как специальную систему  философских дисциплин, категорий,  идей:

4. Классическая немецкая  философия определяет целостную концепцию диалектики.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные функции философии.

Основной функцией философии  является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.

Из мировоззренческой  функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм [3, С.111].

Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты.

Критичность является основой  движения философской мысли. Философия  вообще началась как сомнение в достоверности  предлагаемого мифом знания о  мире. Вопрос "что такое бытие? " невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в  греческой философии выразился  в противопоставлении достоверного знания - "эпистемы" и мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания - "доксы". Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать - значит сомневаться.

Наиболее развернутую  теорию, в которой проясняется  критический характер философии, предложил  в Новое время Р. Декарт. Принцип  методологического сомнения он положил  в основу любого размышления. Без  сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность  мыслить становится гарантом существования  индивида. Начав с принципа методологического  сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения «Мыслю, следовательно, существую».

Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию "стороннего", осмысляющего взгляда выполняет философия.

 

2. Назначение философа  по Сократу. Задачи и специфика  сократического метода. + текст "Апология Сократа".

В чем же заключалось в  таком случае то новое, что было внесено  Сократом в понятия «философия»  и "философ", — то новое, что  сделало его воззрения одним  из поворотных пунктов истории греческой  философии?

Прежде всего следует сказать, что, хотя софистам и принадлежит приоритет в постановке антропологических проблем, главным объектом их интереса оставались все же риторика и диалектическое (полемическое) искусство. Они увлекались также многими другими областями знаний и выступали в качестве всесторонне осведомленных людей. В отличие от них Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию с "неба на землю" (иначе говоря, Сократ поднял философию "с земли на небо"). По свидетельству Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что "благочестиво и что нечестию, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо" Это и понятно: начавшийся в последней четверти V в. до н. э. острый кризис полисной системы и всей культурной жизни греков сопровождался распространением субъективистских и релятивистских учений софистов. Эти новые учения, будившие мысль и укреплявшие авторитет знаний и просвещения, наносили вместе с тем серьезный удар по правовым и политическим устоям общества, подрывали традиционные верования народа, его нравственные ориентиры и ценностные установки. В данных условиях Сократ в отличие от консервативно настроенных деятелей своего времени, например Аристофана, видел средство укрепления общества, его духовных устоев не в ограждении традиций и заветов отцов от критики, от «посягательства» на них со стороны софистов и кого бы то ни было, а в познании "человеческих дел", в осмыслении внутреннего мира человека, в поиске «первоначала» его поступков и поведения. "Кто изучает дела человеческие, надеется сделать то, чему научится, как себе, так и другим", — говорит Сократ у Ксенофонта.

Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» — ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели. В диалоге Платона «Менексен» (247 а) он утверждает: "И всякое знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью".

Таким образом, одним из отличительных  признаков истинной философии и  подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в  жизни. Сообразно с этим философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность — правильный образ действия, благие поступки, то, что ксенофонтовский Сократ определил термином eupraxia (буквально — "благая деятельность") (см. Ксенофонт. Воспоминания, III, 9, 14). Словом, мудрость есть добродетель, т. е. знание о добре, которое включает в себя внутреннее переживание добра и потому побуждает к благим поступкам и удерживает от дурных.

Ориентация на этические  проблемы и новое содержание, внесенное  Сократом в понятие "философия", определили его отношение к натурфилософии, к изучению «космоса» и явлений  внешней природы вообще. Исследование природы он считал бесполезным занятием, ибо познание того, по "каким законам происходят небесные явления", не позволяет ни изменять эти законы, ни создать явления природы, такие, как "ветер, дождь, времена года и тому подобное" (I, 1,15; см. также: Платон. Апология, 19 с). Неудовлетворительность прошлых философских учений, занятых натурфилософскими (космологическими) проблемами, Сократ видел также в полном расхождении этих учений в вопросе о "естестве мира". Имея в виду монистов (милетских космологов, Пифагора и Ксенофонта) и плюралистов (Лев-киппа, Демокрита, Эмпедокла и Анаксагора), а также Гераклита и его последователей, с одной стороны, и элейцев (Парменида, Зенона и Мелисса) — с другой, ксенофонтовский Сократ замечает, что одним из них кажется, что сущее едино, другим, — что оно беспредельно в своей множественности; одним кажется, что все вечно движется, — другим, — что ничто никогда не может двинуться; одним кажется, что все рождается и погибает, другим, — что ничто никогда не может ни родиться, ни погибнуть" (Ксенофонт. Воспоминания. I, 1, 14). Впрочем, по словам Ксенофонта, Сократ не оспаривал (в известных границах) полезность и необходимость знаний из области математики (счета), геометрии, астрономии, медицины и других наук. Он рекомендовал только не увлекаться ими чрезмерно, не посвящать им всю свою жизнь, пренебрегая изучением многих других полезных наук (там же, 17, 7, 5–6), т. е. гуманитарных областей знания, как сказали бы мы сегодня.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"