Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпоры_по_философии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

21.  Теория  диалектики в философии Гегеля.

Философская система  Гегеля (1770 – 1831), представленная в трактате «Энциклопедия философских наук», состоит из трех частей: «Наука логики», «Философия природы» и «Философия духа». Исходным ее пунктом является  тождество  (подчиненных  одним и  тем же  законам) мышления и бытия, образующее  субстанциональную  основу  единства мира. Сущность тождества заключается в непрерывно развивающейся самопознающей субстанции, именуемой Гегелем Абсолютной Идеей. Движущей силой развития  Абсолютной  Идеи  немецкий  философ считает противоречие  между субъектом и объектом, преодолевая которые, она никогда не стоит на одном месте, претерпевая качественные изменения, переходит в иное состояние. В своем развитии Абсолютная Идея проходит три этапа:

– на первом она находится  в лоне чистого бытия, а именно, мышления, развивающегося по законам  и в категориях диалектической логики;

 – на втором  она отчуждается в природу,  т. е. природа – это ее  инобытие;

 – на третьем  Абсолютная Идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в Абсолютном Духе. 

Саморазвитие Духа идет по трем ступеням: 1)  «субъективный  дух» – индивидуальное человеческое сознание;  2)  «объективный  дух»  –  человеческое  общество  и  три  его  формы: право, нравственность и государство; 3)  «абсолютный дух» – искусство, религия, философия.

Другими словами, саморазвитие мира у Гегеля представлено как история  развития  абсолютного  духа. Все  проявления  духа  (мышление,  природа, мораль, государство и т. п.) подчинены законам и принципам диалектической логики, имеют выражение в ее категориях. Это путь восхождения от абстрактного  к  конкретному,  каждая  последняя  ступень  которого  заключает  в  себе предыдущие, воспроизведенные на более высоком уровне. 

В конечном итоге, характерный  для классической философии культ  разума в философии Гегеля достиг апогея. И, несмотря на то, что в дальнейшем панлогизм  философии  Гегеля  становится  предметом  ожесточенной  критики, его главной заслугой всегда будет считаться теория диалектики (хотя и идеалистическая), представленная системой принципов, законов и категорий.

 

22.  Антропологический  материализм Фейербаха. 

Согласно  Людвигу  Фейербаху  (1804 – 1872),  ни  теизм,  ни  идеализм нельзя считать приемлемыми. Идеализм – это ничто иное, как рационализированная религия. В основе религии лежит вера в догматы. Религия возникает из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов,  которые  в  действительности  принадлежат  самому  человеку.  Человек –  не  творение Бога,  а  часть  –  и  притом  наиболее  совершенная  –  вечной природы. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух  и  тело  –  две  стороны  той  реальности,  которая  называется  организмом.

Первый  объект  познания  для  всякого  человека  –  это  другой  человек,  «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к  признанию его объективного существования, его родовая сущность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.  Становление  и основные черты неклассической философии. Иррациональная философия.

События VIII – XIX  столетий обнажили бессилие человеческого разума в объяснении и предотвращении дисгармонии  и хаоса, которые стали содержанием  общественной жизни. 

С  одной  стороны,  крах  наполеоновской Франции  в  начале XIX  ст. поставил под  сомнение  идеалы  эпохи Просвещения,  связывающие  с прогрессом  разума  общественный  прогресс.  Резкое  обострение  классовой борьбы  в Германии  и Франции  в  30 – 40-е  годы,  обозначившее непримиримые  позиции  в  обществе,  что  вылилось  в  попытку  коренного  переустройства  самих  основ  экономической  и  общественной  жизни  (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко-Прусская война 1870 – 1871 гг. также дискредитировала духовные ценности эпохи разума.  Но с другой стороны, триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электромагнитной индукции, Ампером – теории магнетизма,  открытие  радиоактивности,  рентгеновских  лучей  и  др. И  все  это  на фоне активного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем – телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника стали более ценной «философией», ибо их использование обещало новые блага.  Философия иррационализма явилась своего рода ответной реакцией на обнаружившуюся несостоятельность классической философии в объяснении  (с опорой  на  разум или науку)  целого  ряда  социальных  коллизий. Ее отличает резкое неприятие разума и науки в качестве главных средств познания. Здесь утверждается, разум и наука ограничивают  человека,  подавляют,  навязывая шаблоны или стереотипы. Разуму и науке иррационалисты отводят чисто вспомогательную  роль,  особенно  если  объектом  познания  является  человек. 

 

 

24.  Основные  идеи социальной философии марксизма. 

Основоположниками этой философии, изначально представленной в качестве  идеологии  пролетариата,  были  немецкие  мыслители  Карл  Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Определение места и революционной роли пролетариата в истории стало ее приоритетной задачей.

Для  реализации  своей  приоритетной  задачи  марксисты  выработали ряд принципов, на первом месте среди которых находится диалектический материализм  с  идеей  материального  единства  мира.  На  основе  этого принципа было  сделано  (по оценке  самих марксистов) великое открытие, заключающееся в материалистическом понимании истории. Материалистическое понимание истории исходит из того, что условия человеческой  жизнедеятельности,  общественное  бытие  определяют  взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное  сознание  –  осознание  обществом  самого  себя,  своего  общественного бытия  и  окружающей  действительности.  Общественное  бытие  определяет общественное сознание – этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу. Весь строй жизнедеятельности людей зависит, в конечном счете, от способа, каким люди в каждую конкретно-историческую эпоху производят материальные блага. Способ производства  обусловливает  социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Способ  производства  представляет  собой  единство  производительных  сил  и  производственных  отношений.  Производительные  силы  –  это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Определяющими среди них являются отношения к собственности на средства производства. Орудия труда могут принадлежать обществу, группе, отдельному лицу. В зависимости от отношений собственности формируются  и  отношения  обмена,  распределения  и  потребления  благ.

Социальная структура  общества также определяется, в конечном счете, отношениями собственности.  Производительные  силы  и  производственные  отношения  находятся в органическом взаимодействии. Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Этот  закон раскрывает механизм смены способов производства. Производительные  силы  развиваются  быстрее,  чем  происходит  трансформация производственных  отношений.  Наступает  момент,  когда  производительные силы  с  необходимостью  требуют  изменения  производственных  отношений. Изменение производственных отношений приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности общества. В качестве средства изменения производственных отношений полагается социальная революция.

Открытие  закона  прибавочной  стоимости,  позволившего  Марксу вскрыть  эксплуататорскую  сущность  капиталистического  способа  производства, стало еще одним шагом, ведущим к идее революционной миссии пролетариата в истории, а также создания справедливого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.  Исторические  формы позитивизма. 

1.ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ (30 – 40 гг. XIX в.) (О. Конт (1798 – 1857) Г. Спенсер (1820 – 1903)):Всякие попытки «приспособить»  «метафизическую»  проблематику к духу научности заведомо обречены па провал.  Изучению поддается только мир явлений.  Философия как метафизика  должна быть упразднена. Пережитки  «метафизики»  должны  быть удалены и из науки.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ: Человеческая история имеет три  стадии. На первой, теологической  стадии  все  явления  рассматриваются  как объекты  воздействия  сверхъестественных  сил. На  второй, метафизической стадии все в мире объясняется действием неких абстрактных,  отвлеченных начал.  На третьей, позитивной стадии человека уже не интересуют происхождение и судьбы мира, он строит свои рассуждения только на наблюдении. Философия на этой стадии становится инструментом упорядочивания наук, способом  выявления  общих  для  всех наук  законов, которые можно  перенести  и  на  общество.  Построение  «новой философии» является естественным продолжением той работы, которая совершается в специальных науках.

2.ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ на  рубеже XIX –XX вв (Э. Мах (1838 – 1916) Р. Авенариус (1813  – 1896)): Всякие  попытки «приспособить»  «метафизическую»  проблематику к духу научности  заведомо обречены па провал.  Изучению поддается только мир  явлений.  Философия как  метафизика  должна быть упразднена. Пережитки  «метафизики»  должны  быть удалены и из науки.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ: Задача философии заключается в  установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя. Опыт – это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждений, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая «принципиальная координация»: нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта. Элементы опыта как единства «Я» и «среды» нейтральны, то есть в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как  «физические»,  и  как  «психические».  Индивид  с  его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта. Опыт не позволяет отделить от всего видимого,  слышимого,  оцениваемого  некую  субстанцию, первооснову мира (материальную или идеальную). Новая философия  должна  очистить  наш  опыт  от  бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи).

Принцип  наименьшей  траты  сил  (или  экономии  мышления) –  основной  принцип,  которым  должна  руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта, деятельностью по очищению опыта. Исходя из того, что объяснение  предполагает  привлечение  ненужных  предположений, не может обойтись без понятия причинности, чреватого метафизическими спекуляциями, этот принцип ориентирует на  кумулятивную модель научного  знания и представляет научное знание исключительно как описание фактов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.  Основные  ориентации философии ХХ века  и причины их формирования.

Развитие философии  ХХ в. осуществляется по преимуществу через крайности: 

–  от  неокантианства  и  неопозитивизма,  ориентированных  на  науку и утвердивших  сциентистскую  мировоззренческую  парадигму  к  глубоко иррациональной философии жизни;

– релятивистские установки  прагматизма резко отвергаются  феноменологией; 

– логицизму и формализму неопозитивизма противопоставляется  философия существования; 

– в противовес же личностному духу экзистенциализма формируется формальный, бессубъектный структурализм и т. д.

Однако все это  эклектическое сочетание течений  и школ, как правило, объединяет принципиальный разрыв с классической философской  традицией.

Принципиально новые базовые ориентации философии ХХ века в сравнении с классическими установками:

1. Отрицание метафизики.По  мнению многих мыслителей ХХ  в. метафизика  утратила философскую   респектабельность.  Главным   же  аргументом  этому является  принципиальная  антиметафизическая установка – идея «исчезновения реальности»,  ее  «симуляции» разнообразнымиобразами, идея отсутствия принципиального разграничения между видимостью и реальностью.  Другими словами,  метафизикаутратила свой предмет рефлексии.

Любая классическая философская  система  начиналась  с  решения проблемы  сущего  (первоосновы)  и  существования  (природного  мира), а также воспроизведения  на  этой  основе теории познания.

2. Отказ от априоризма  и трансцендентализма.Современная   философия  отбрасывает  как

миф идею о внутренней изоморфности (аналогичности  или  тождественности  структур) Мира и  Разума,  так и идею о  возможности  системных  описаний  последних.  Происходит изменение в расстановке  акцентов относительно  возможностей  разума  в  процессе познания.  Наступает  эпоха  глубоко  иррациональных мироощущений, эпоха протеста против  панлогического  упрощения  мира.

Акцент  делается  на  преодоление  рационализма предшествующей философии  за  счет выдвижения  иррационального  момента  и подчинения ему рационального.  Сущность  познания  заключается  в  том,  что знание  объекта  опирается  на  воспроизведение и фиксацию схемы, существующей в сознании, с помощью которой  предметное

представление  уточняется и т. п.

3. Переосмысление классических онтологий и субъектно-объектных схем. Неклассическая  философия  продемонстрировала, что субъект всегда находится и мыслится  как  находящийся  не  вне,  а внутри  мыслимого,  будучи  необходимо вовлечённым в то, что он собирается помыслить. Этим и обуславливается ситуация  взаимопринадлежности  субъекта  и объекта в противовес классической дихотомии субъекта и объекта. 

В ХХ веке философия начинает реконструировать природу языка  как многоуровневого  феномена,  выступающего  самостоятельным  предметом  исследования.

Конструирование  мира  увязывается  с употреблением  грамматических структур языка.  Происходит  «лингвистический поворот» – от философии  сознания к философии языка. Познающий  субъект не вносит  своих  эффектов в  процесс  постижения мира. Классическое  мышление опиралось на презумпцию  потенциального  тождества  не только  бытия  и  мысли,  но  и  тождества мысли и языка. Последнему  отводилось промежуточное  положение  между  мышлением и  миром.  Язык  здесь всегда  подконтрольное субъекту  средство  осуществления познания.

 

 

 

 

 

27.  Философские  проблемы экзистенциализма.

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия  существования – самое влиятельное  иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"