Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУКИ:
а) ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: Это инвариант, который констатирует науку, отличая ее от других форм познания, выражая стиль мышления эпохи, позволяя отличить одну науку от другой. Они включают в себя идеалы и нормы:
1) доказательности и обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и организации знания.
б) НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА: Это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека. Это целостная концептуальная система, дающая интегральное научное представление о природе и обществе. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов.
в) ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ: Философия является средством адаптации научного знания к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Философские идеи и принципы обеспечивают эвристику поиска. Философия генерирует своеобразные «проекты», предельно обобщенные теоретические схемы потенциально возможных мировоззренческих структур, тем самым, задавая научному поиску новые направления. Философия выступает в качестве методологического основания науки, поскольку занимается выявлением, разработкой и обоснованием методов познания, активно используемых в последствии наукой. Философия сама является методом познания, поскольку всегда определяет стратегию познавательной активности.
19. Философские идеи эпохи Просвещения. Запомните следующую направленность философских идей эпохи Просвещения. Во-первых, гуманистическая ориентация философии, основу которой составляет приоритетность разума в решении всех проблем (от уверенности в том, что с помощью разума и науки можно обеспечить счастливую жизнь человека и общества, до полной абсолютизации разума, когда онтологические основания мира оказываются зависимыми от логических оснований мышления). Во-вторых, четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Гольбах) до антитеологической, богоборческой и атеистической, отрицание любых внешних авторитетов в какой бы то ни было сфере действительности. В-третьих, неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания и, как следствие, механико-материалистическая картина мира. Примеры взглядов следующих мыслителей Французского Просвещения: 1) ГОЛЬБАХ (1723 – 1789) Природа есть ничто иное, как совокупность различных движущихся сил материи. …Рассуждения, лишенные основы опыта, представляют собой лишь сплошную сеть заблуждений и нелепостей. Всякое заблуждение пагубно; впав в заблуждение, человеческий род стал несчастным. Не познав природы, он создал себе богов, которые стали единственными предметами его надежд и опасений. Из-за незнания собственной природы и собственных стремлений, своих потребностей и прав человек. Живя в обществе, утратил свободу и стал рабом; 2)ЛАМЕТРИ (1709 – 1751) Сама по себе материя представляет собой пассивное начало; она обладает только силою инерции; вот почему всякий раз, как мы видим, что она движется, можно сделать вывод, что ее движение происходит из другого начала, так что здравый ум никогда не смешает его с началом, которое его содержит, т. е. с материей или субстанцией тел. Человек – просвещенная машина, искусный механизм, живое олицетворение беспрерывного движения.
1. Мировоззрение.Мировоз-ие-
По хар-ру формирования
и способу функционирования разл. 2уровня:1.жизненно практический или уровень
обыденного созн-я.2.теоритический.+1-й базируется на здравом
смысле и обширном повседневном опыте,складывается
стихийно, назыв.жизненной ф-ей.1-й ур.крайне
не однороден,т.к.не однородны его носители.На
формиров.этого уровня оказ. влияние нац.и
религ.традиции,уровни образов.,интелект.
и дух.культуры,хар-р проф.деятельн. и др.Этот
ур.вкл.:навы-ки,обычаи и традиции передов.из
поколен.в поколен.и по-знанный опыт каждого
конкретного индивида.- не отлич. глубок.продум.,обоснов.эти
недостатки преодо-лев.на 2-ом ур.теор.
2:К этому уровню относ. и ф-я.Ф-я претендует
на теоретическое обоснование как содержания,так
и способа достижения обобщен.зн-й,норм,ценностей
и идеалов опре-дел.цели,ср-ва и хар-р дея-сти
людей.Ф-я видит свою задачу в том чтобы
сделать мировозрен.предметом теоретич.ана-лиза.Соотн-е
этих уровней можно выстроить в историч.
последовательности, и в этом случае: 1-ому
уровню соответствует мифология и религия;
2-ому-ф-я.//Осн.фил. проблемы:1.онтология(теория
позн-я).2.гносеология (учение о бытие).3.методология(учение
о развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение
о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(
18.Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно сопряжено с утверждением
и развитием капитализма.Последний возник
в регионе,очерченном географией основных
процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,
18.эмпиризм
и рационализм.Хар-на ориентация на по-зн-е реаль-ти,основ-ое
на чувств-ом.Формирова-ние естествозн-я
связано с тенденцией позн-я на ед-ых фактах.Встает?о
сущ-ти и хар-ре самого позн-я. Стремление
к систематизации,колич.рост и усилив-шаяся
дифференциация позн-я вызывают развитие
теорет.мышления,стремящегося к созданию
целостного образа мира.Стремл-е к выяснению
взаимосвязей ведет к повыш.роли рац.рассм-я,поэтому
с развитием чувственного эмпирич.позн-я
мира развивается и точное математ.мышление.
Осн.пред-ли:Бекон,Декарт.Д.–
20. философия
Канта.Принцип историзма–осн.принцип идей.До
1770 г–докритический период его тв-ва.В
1770г.пишет докторскую диссертацию,получает
место профессора, полностью посвящает
себя ф-и.Лекции читал до 1797г.Образ жизни-целая
наука,при этом удивительно оригинальная
и поучительная.Спать он ложился ровно
в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед только в
кругу остроумных друзей,за обедом: немного
сухого вина,свежевыловленная треска,шутливые
рассказы,анекдоты, непременно шутки,смех..Родившись
очень слабеньким и болезненным ребенком,благодаря
мудрому образу жизни,прожил долгую и
духовно удивит-но богатую жизнь.Не только
в ф-и,а и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным
мыслителем.Разработанная им гипотеза
происхождения Солн.системы из гигантской
газовой туманности до сих пор является
одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал
идею, что причина отливов и приливов–влияние
Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения
животных по порядку их возможного происхождения,а
также идею естественного происхождения
чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно
менялись по мере его дух.развития.Если
до нач.80-хгг.18в. его интересовали гл.образом
естественно-науч.??,то потом его дух погружается
в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы
бытия,позн-я,чела,
Субъект всегда будет внешним по отношению к объекту. Поэтому вещь в себе не может быть познана. Априорные формы рассудка субъективны. Как же можно передать знания от одного человека к другому? Априорные формы идентичны(трансцендентальный идеализм).
23.Понятие классич.и неклассич.типов филос-ии.
Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.
40.Индивид,
личноcть, индивидyaльноcть.Индивид (от лат.неделимое),первоначально-