Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпоры_по_философии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ  НАУКИ:

а) ИДЕАЛЫ И НОРМЫ  НАУЧНОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ: Это  инвариант,  который  констатирует  науку,  отличая  ее  от  других форм  познания,  выражая  стиль  мышления  эпохи,  позволяя  отличить одну науку от другой. Они включают в себя идеалы и нормы:

1) доказательности и обоснования знания; 2) объяснения и описания; 3) построения и организации знания.

б) НАУЧНАЯ КАРТИНА  МИРА: Это совокупность важнейших  достижений науки, принципов, законов  и  объяснений,  дающее  целостное  понимание  мира  как  движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека. Это целостная концептуальная система, дающая интегральное научное представление о природе и обществе. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических  знаний  и  наглядных  представлений,  модельных образов.

в) ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ  НАУКИ: Философия  является  средством  адаптации научного  знания к  господствующим в культуре мировоззренческим  установкам. Философские идеи и принципы обеспечивают  эвристику поиска. Философия генерирует своеобразные «проекты», предельно обобщенные теоретические  схемы  потенциально  возможных  мировоззренческих структур, тем самым, задавая научному поиску новые направления. Философия выступает в качестве методологического основания науки,  поскольку занимается выявлением, разработкой и обоснованием методов познания,  активно используемых  в последствии наукой. Философия  сама  является  методом  познания,  поскольку  всегда  определяет стратегию познавательной активности.

 

 

 

19. Философские  идеи эпохи Просвещения. Запомните следующую направленность философских идей эпохи Просвещения. Во-первых, гуманистическая ориентация философии, основу которой составляет приоритетность разума в решении всех проблем (от уверенности в том, что с помощью разума и науки можно обеспечить  счастливую жизнь человека и общества, до полной абсолютизации разума, когда онтологические основания мира оказываются зависимыми от логических оснований мышления). Во-вторых,  четко  выраженная  антиклерикальная  направленность,  доходящая у некоторых просветителей  (Гольбах) до антитеологической, богоборческой и атеистической, отрицание любых внешних авторитетов в какой бы то ни было сфере действительности.  В-третьих, неразрывная  связь философских воззрений просветителей с  достижениями  естествознания  и,  как  следствие,  механико-материалистическая картина мира.   Примеры  взглядов  следующих мыслителей Французского Просвещения: 1) ГОЛЬБАХ (1723 – 1789) Природа есть ничто иное, как совокупность различных движущихся сил материи. …Рассуждения, лишенные  основы  опыта,  представляют  собой лишь сплошную  сеть  заблуждений и нелепостей. Всякое  заблуждение пагубно;  впав  в заблуждение, человеческий род стал несчастным. Не познав природы, он  создал  себе богов, которые стали единственными предметами  его  надежд  и  опасений.  Из-за  незнания  собственной  природы и собственных  стремлений,  своих  потребностей  и  прав  человек. Живя в обществе, утратил свободу и стал рабом; 2)ЛАМЕТРИ (1709 –  1751) Сама по себе материя представляет собой пассивное начало; она обладает только силою инерции; вот почему всякий раз, как мы видим, что она движется, можно сделать вывод, что ее движение происходит из другого начала, так что здравый ум никогда не смешает его с началом, которое его содержит, т. е. с материей или субстанцией тел. Человек – просвещенная машина, искусный механизм, живое олицетворение беспрерывного движения.

 

 

1. Мировоззрение.Мировоз-ие-совок-ть общих предметов о дей-ях,кот.отражают и раскрывают практ.и теорет.отн-е чела к миру.Вкл:жизненные позиции чела,убеждения,идеалы (истина,добро),принципы позн-я и дей-ти(оптимизм), ценно-стные ориентации. Бывает индивид.,общ.,групповое. 2уров-ня:чувственно-эмоциональн.и теоретич.1-ое-цельное осозн-е дей-ти в виде ощущений, восприятий,эмоций.2-ое-интелл. аспект мировоз-я(дей-ть через призму з-нов).Исторически 1-ой формой мировозр.зн-я явл.мифология.М.–представляет собой осмысление и представл.мира и чела в фантаст. образах и сюжетах.Осн.формы м.:сказки,легенды,вымыслы, слухи.В основе первобытной и антич.миф-и лежит олицет-вор.природы,т.е.уподобление ее челу,чел.способу существ-я. Объяснен.природы и общ.явлен.как рез-ат дей-я сверхес-теств.сил.Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн.опытно подтвержден.зн-я,к-ые заменяются вымыс-лами и предположениями.Миф-ство может носить и искус-ственный  хар-р преднамеренно осущ.с тем, чтобы вместо реалн.имеющ.достов.инфы предлагать не соотв.действит. мнения и оценки.В недрах мифологии сформировалась религия.Р.–форма мировозр.,объясн. мир чела через связь со сверх естеств.существами,в этом сходство мифологии и религии.Отличие:мифология просто предлагает свою карти-ну мира,а религия предписывает верить ейÞосн.признак религии–вера в сверхестеств.Сущ. разл.организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.1ые ф-фы стремились отказ.от признания сверхъестеств.сил,и объясн.мир исходя из него сомого,но в усл-ях отсутств.возм-ти опытным или эксперемент.путем проверить те или др. предположения,господствующим методом-являлись логика и здравый смысл.Господств.предметом и одновр. Инструме-нтом позн-я и анализа являлись понятия,в к-ых фиксировалась и называлась соответств.вещь.Поэтому ф. была гл.формой понятийного теоретического мышления.

По хар-ру формирования и способу функционирования разл.  2уровня:1.жизненно практический или уровень обыденного созн-я.2.теоритический.+1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте,складывается стихийно, назыв.жизненной ф-ей.1-й ур.крайне не однороден,т.к.не однородны его носители.На формиров.этого уровня оказ. влияние нац.и религ.традиции,уровни образов.,интелект. и дух.культуры,хар-р проф.деятельн. и др.Этот ур.вкл.:навы-ки,обычаи и традиции передов.из поколен.в поколен.и по-знанный опыт каждого конкретного индивида.- не отлич. глубок.продум.,обоснов.эти недостатки преодо-лев.на 2-ом ур.теор. 2:К этому уровню относ. и ф-я.Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания,так и способа  достижения обобщен.зн-й,норм,ценностей и идеалов опре-дел.цели,ср-ва и хар-р дея-сти людей.Ф-я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен.предметом теоретич.ана-лиза.Соотн-е этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае: 1-ому уровню соответствует мифология и религия; 2-ому-ф-я.//Осн.фил. проблемы:1.онтология(теория позн-я).2.гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(учение о челе). 8.аксиология (уч.о ценностях).9.диалектика(уч.о дей-сти).10. метафизика (уч.о смысле жизни).Чел всегда задумывался над тем каково его место в мире,зачем он живет,чем,смысл его жизни, почему сущ-ет жизнь и смерть. Каждая  эпоха и  каждая общ.группа или класс имеют какое-либо представление  о решениии  этих ??.Сумма всех таких решений и ответов образуют  М.,к-ая  вырыжается поср-вом категорий.Оно играет  особую,очень важную   роль   во   всей дея-сти людей или как говорят обладает  особой  методологической  ф-ей  от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят ?? М.Одной из осн.ф-ий Ф.является обоснование  оправдание  и  анализ  М.Ф.-теоритическое ядро М.

 

18.Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно сопряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,германская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчищены пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средневек.связанности,вследствие чего рождаются его субъективизм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.времени,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и искусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъявляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, биология и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыслителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,открытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механист.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавливаемые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-противопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз ученого"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостояния.

 

 

 

 

18.эмпиризм  и рационализм.Хар-на ориентация на по-зн-е реаль-ти,основ-ое на чувств-ом.Формирова-ние естествозн-я связано с тенденцией позн-я на ед-ых фактах.Встает?о сущ-ти и хар-ре самого позн-я. Стремление к систематизации,колич.рост и усилив-шаяся дифференциация позн-я вызывают развитие теорет.мышления,стремящегося к созданию целостного образа мира.Стремл-е к выяснению взаимосвязей ведет к повыш.роли рац.рассм-я,поэтому с развитием чувственного эмпирич.позн-я мира развивается и точное математ.мышление. Осн.пред-ли:Бекон,Декарт.Д.–фр.ф-в.Его ф-я связана с матемой,физикой,космогонией.Уч-е о материи. (суб-станции).Общая причина движения по Д–бог,он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее кол-во движения и покоя.В челе связаны бездуш.и безжизн.телесный механизм с мыслящей душой.Тело и душа взаимосвязаны шишковидной железой.Материалис-тич.физиология выступала в противоречивом сочетании   с уч-ем о нематериальности души:тело сущ-ет в протяжение,душа-в мышлении.Кон.задачу зн-я видел в господстве чела над силами природы,в открытии и изобретении технич.ср-в,в усовершенствовании природы чела.Он родоначальник рационализма.Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль дедук-ции.Бэкон.Лейтмотив его ф-и–«зн-е–сила».Осн.зас-луг:1ым изменил отн-е к теории позн-я.Осн.метод науч.исслед-й-аристотелевским(дедукция–от общего к единичному путем лог.выводов).На этом пути не найти нов.зн-е,можно лишь выявить уже известное  скрытое.Осн.познав.дея-ти д.б.индукция,к-ая опира-ется на опыт.Чтобы получить общее пред-е о ч-л,нужно иметь опред.опыт.Возражения:опыт имели крестьяне,невеж.люди,аобраз.люди опыта не имели). Б.:«Получить зн-е можно,если избавиться от заблуж-дений»-идолов:1.Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из чел природы,перенося на него свои кач-ва–антропоморфность мифа).2.Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры,к-ая сделана из образования,воспитания,соц.положения) 3.Идола рынка(на рынке люди общаются,усваивают мнения др.лю-дей,что приводит к ошибочным выво-дам,слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).4.Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения,нужно критично относится к мнениям авторитетных людей). Б.принадлежал к эмпирикам(в основе позн-я лежит опыт).Считал:ф-я должна носить практ.хар-р,высшая цель науки-господство чела над природой,а«господ-ть над природой можно,только подчиняясь ее з-нам».Б.провозгласил ставший знаменитым девиз:«Знание–сила».Могуществен тот,кто может,а может тот,кто знает.Путь,ведущим к зн-ю,-наблюдение,анализ,сравнение и эксперимент.Ученый дол-жен идти в своих исс-ях от наблюдения ед.фактов к широким обобщениям.В трактате«Новый органон»Б развил нов.понимание задач науки.Именно он возжег факел нов.науки–методологии экспериментального естествозн-я.Б-верующим челом.Наука,подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы,или землю.Она состоит из 2х видов зн-я–один из них внушается Богом, а др ведет свое начало от органов чувств.Наука,т о,делится на теологию и ф-ю.Б стоял на позиции двойств.исти-ны:есть истина религиозная и «светская».Вера в Бога достигается путем открове-ния,«светская»истина постиг.опытом и разумом.Он не сознавал важности и индукции,и дедукции.Подобно тому как чел не м-ет ходить на одн.ноге,так и ученый не м-ет полноц заним.наукой,пользуясь лишь одним из этих методов.

 

 

20. философия Канта.Принцип историзма–осн.принцип идей.До 1770 г–докритический период его тв-ва.В 1770г.пишет докторскую диссертацию,получает место профессора, полностью посвящает себя ф-и.Лекции читал до 1797г.Образ жизни-целая наука,при этом удивительно оригинальная и поучительная.Спать он ложился ровно в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед только в кругу остроумных друзей,за обедом: немного сухого вина,свежевыловленная треска,шутливые рассказы,анекдоты, непременно шутки,смех..Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком,благодаря мудрому образу жизни,прожил долгую и духовно удивит-но богатую жизнь.Не только в ф-и,а и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным мыслителем.Разработанная им гипотеза происхождения Солн.системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал идею, что причина отливов и приливов–влияние Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения,а также идею естественного происхождения чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно менялись по мере его дух.развития.Если до нач.80-хгг.18в. его интересовали гл.образом естественно-науч.??,то потом его дух погружается в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы бытия,позн-я,чела,нравственности, гос-ва и права,эстетики,т.е.всей системы ф-ии.(«Чел,этика и право–вот альфа и омега всего фил.учения великого мыслителя»).С 1770г.–критический период его тв-ва.До Канта в теории позн-я господствовало представление,что структура и зн-е определяются объектом позн-я.Кант говорил обратное:структуру позн-я определяет субъект позн-я.Для док-ва нужны след.понятия:феномен,ноумен, вещь в себе.Феномен–явление,т.е.чувственное восприятие вещи,как она является нам(в повседневной жизни имеем дело с феноменами).Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия м/д феноменом и вещью в себе. Имея дело с феноменом,мы постигаем ноумен,но никогда не познаем вещь в себе.Чтобы ориентироваться в мире феноменов,мы используем априорные формы рассудка,к-ые живут в нашем созн-и,но к-ых нет в реальной жизни (мери-дианы есть на карте,но их нет на самом деле).Несоответ-ствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в ф-и:мы знаем,что мир сущ-ет,но док-ть это логически не сможем.Мы будем работать не с предметами,а с их феноменами.Кант:«Разум имеет дело с феноменами, способен немного проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи, но познать вещь в себе невозможно», следовательно, этот мир непознаваем.Разум может себя чувствовать спокойно и уверенно в мире феноменов,а вне него–трансцендентально–там уже господствует вера.Априорные формы рассудка в нашем созн-и уже есть.Мы окружены феноменами.Чтобы разобраться с потоком феноменов, мы должны их упорядочить.Это упорядочение не имеет ничего общего с содержанием того объективного мира,к-ый является источником феноменов.Понятия пространства и времени помогают расположить феномены рядом, установить причинно–следственные связи,но в мире нет понятия пространства и времени,они есть только в нашей голове.Кант опровергает существование врожденных идей(а как же быть с понятием пространства и времени–это априорные формы рассудка).Вывод:Кант воздвигнул непроходимую границу м/д субъектом и объектом,если под объектом мы понимаем не феномен,а его сущность.

Субъект всегда будет  внешним по отношению к объекту. Поэтому вещь в себе не может быть познана. Априорные формы рассудка субъективны. Как же можно передать знания от одного человека к другому? Априорные формы идентичны(трансцендентальный идеализм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Понятие классич.и  неклассич.типов филос-ии.

Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.

 

 

40.Индивид,  личноcть, индивидyaльноcть.Индивид (от лат.неделимое),первоначально-лат.Перевод греч.понятия  'атом'(впервые  у  Цицерона),в  дальнейшем-   обозначение единичного в отличие от совокупности, массы;отд. живое существо, особь,отд.чел-в отличие от коллектива,социальной группы,общ-ва в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"