Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь. Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек. Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”. При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.
Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.
Экзистенция конечна, т.е.
она сама есть временность, точкой отсчета
которой является смерть. Представление
о смерти как непереходимой границе
всяких человеческих начинаний занимает
у экзистенциалистов почти
Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.
28. Современная религиозная философия.
Неотомизм (лат. neo – новый и thomismus – учение Ф. Аквинского) – наиболее влиятельное течение в философии католицизма. Классиками неотомизма стали Ж. Мартен (1882 – 1973), Э. Жильсон (1884 – 1978) и др. Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Предложенный Ф. Аквинским и его последователями принцип гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом – через Откровение, божественное слово. Основным разделом философии неотомизма является онтология. Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. С одной стороны, бытие здесь предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой – как Бог. Поэтому онтология неотомизма выступа-ет и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога. Бытие состоит из потенции (возможность, или «чистое бытие») и акта (действительности). Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным; акт – реализация потенции. Акт бытия в мире определяется божественной первопричиной посредством иерархии причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две причины – вне их. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме Бога, состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является по определению, и из существования, конкретного существования именно этого единичного предмета. Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма (греч. «гиле» – материя и «морфе» – форма) или спецификой соотношения материи и формы. Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналогии. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определённое представление о свойствах Бога.
Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом – сущность вещи: форма, идея. Человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности. Процесс познания – это своего рода приобщение к «разуму Бога».
Тейярдизм. Совершенно иные позиции занимает основоположник тейярдизма П. Тейяр де Шарден (1881 – 1955) при решении религиознофилософских проблем. Он провозглашает центральным принципом современного мышления христианский эволюционизм. Основными критическими точками процесса эволюции мира выступают у Тейяр де Шардена следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»). Тейяр де Шарден также выделяет положение о всеобщей одушевлённости материи. Для объяснения возможности происхождения всего сущего из единой субстанции необходимо допустить, что атомы, электроны, элементарные частицы имеют некие «зачатки духа». Развитие в мире имеет строгую направленность, за материальными причинами следует обнаруживать глубинное, целевое начало. В явной и активной форме цель выступает лишь на уровне человека. Человек – это сознательное существо, бытие, устремленное к Богу. Бог выступает в качестве конечной цели мирового развития. Тейяр де Шарден верил, что неизбежно вступление людей в мир Божественного совершенства, именуемый им как «точка Омега». «Точка Омега» оказывается прелюдией к сверхъестественному бытию мира, новому небу и новой земле. Вырастает «точка Омега» из ноосферы. Именно в ноосфере и призван осуществиться новый этап эволюции. В дальнейшем из ноосферы разовьется «любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в «область Омеги». Одним из идеалов Тейяр де Шардена было создание «сверхнауки», способной координировать все отрасли знания. В этом контексте он трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том «что универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти какому-то необратимому совершенству.
Персонализм – теистическое направление в западной философии, признающее личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Личность персоналистами трактуется как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира и достигающая наивысшего блаженства в единении с Богом. Как правило, выделяются три диалектически взаимодействующие черты личности: экстериоризация (самоосуществление человека вовне), интериоризация (внутренняя сосредоточенность человека, его духовный мир), трансценденция (нацеленность человека на высшие божественные ценности – истину, красоту, благо).
Диалектическая теология – одно из ведущих направлений в европейской и американской теологии протестантизма в 20 – 30-х годах ХХ века, развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкий к нему по генезису и установкам. Исходный пункт диалектической теологии – безнадёжность всех попыток определить содержание веры через какие-либо теологические или культовые манипуляции, вообще через религию. Религия порочна потому, что стремится связать несвязуемое: «не-наглядного» и «не-вещного» Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения. При этом диалектическая теология утверждает веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому Бога. Бог есть «критическое отрицание» всего, совершенно непосредственный источник кризиса всякой предметности, судия, небытия мира. Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия.
29. Социокультурные
предпосылки формирования и
Известно, что возникновению философии должно предшествовать, как минимум, формирование государственности и письменности. В VI – VIII веках, когда античная философия уже канула в лету, а западноевропейская средневековая философия развивалась в лице патристики, восточнославянские племена только совершали переход от первобытнообщинного к феодальному укладу, т. е. переход от состояния варварства к цивилизации. Лишь во второй половине IX века складывается древнерусская государственность. И хотя первыми и наиболее сильными восточнославянскими княжествами были Полоцкое и Туровское, т. е. исконно белорусскиеземли, но и первое, и второе княжества уже с конца X века начинают подчиняться киевским князьям. Принятие христианства на Руси в 988 году способствовало освоению античной средневековой греческой и византийской письменности путем переводов на славянский язык, соответственно, письменность появляется здесь только в конце X века. В XI – XIII веках при монастырях и княжеских дворах возникают центры переписывания книг. Переводные византийские сочинения способствовали развитию книжного славянского языка, введению философских терминов в славянской речи. Книжность Киевской Руси была связана с культурой поздней Византии, уже клонившейся к упадку. Духовные лица брали из Византии только то, что служило или для прославления христианства, или для посрамления других религий. В XI веке христианство встречает яростное сопротивление со стороны язычников, что вылилось в различные споры между христианами и язычниками. В XII веке философско-религиозные споры происходили уже в обстановке утвердившегося христианства. Темой для них служили церковные вопросы, например, как соблюдать посты.
В XIII веке белорусские земли лишились непосредственной поддержки восточно-русских княжеств, занятых борьбой с монголо-татарским игом, не смогли противостоять силам сначала литовских князей, а затем и польских магнатов. В XIV веке вся территория Беларуси включена в состав Великого княжества литовского, а в XVI веке само ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой. В последствии, после трех разделов Речи Посполитой Беларусь становится частью Российской империи. После революции 1917 года Беларусь приобрела статус самостоятельной республики в составе СССР. И лишь 27 июля 1990 года Беларусь обретает собственную государственную независимость.
Периодизация философской мысли Беларуси:
ПЕРВЫЙ периодХII век: К. Смолятич К. Туровский.
Это богословско-философский период в отечественной мысли. Его проблематика вытекает из вопросов, занимающих каждого средневекового мыслителя: Что такое мир и человек в нем как творенье Бога? Откуда в мире зло и как его преодолеть? Какое значение при этом имеет вера и человеческий разум? Взгляды первых отечественных мыслителей можно охарактеризовать как христианский антропоцентризм, поскольку главным объектом их размышлений был человек как венец Божьего созидания.
ВТОРОЙ период(ВОЗРОЖДЕНИЕ) XIV – XVI века: Ф. Скорина С. Будный В.Тяпинский А. Волан Л. Сапега.
Критика религии, проблема человека и его прав на достойную жизнь, патриотизма, войны и мира, общего и индивидуального блага, общественного согласия как условия процветания человека и общества, а также рассмотрение права как особого надклассового института, важнейшего регулятора общественных отношений в государстве.
ТРЕТИЙ периодХVII – XVIII века: М. Смотрицкий С. Полоцкий К. Нарбут.
Отстаивается право народа на веру предков, на развитие родного языка и культуры.
Страстные выступления за воссоединение белорусского, украинского и русского народов.
В XVII – первой половине XVIII века в связи с установившимся в обществе господством иезуитской идеологии начинает культивироваться схоластика. Примерно с середины XVIII века имеет место преодоление теологического рационализма схоластики сначала в рамках эклектической философии, а затем в философии Просвещения. Высказываются идеи, касающиеся природы человека, его извечных прав, стремления к счастью. Человек становится мерой всех вещей. Одной из основных черт философии этого периода было отрицание провиденциализма в развитии общества и человека.
ЧЕТВЕРТЫЙ ХIХ – начало ХХ века: И. Хрептович И. Стройновский М. Коялович.
В философии отразились особенности национально-освободительного движения в Беларуси, процесс формирования белорусской нации, национального самосознания и национальной идеи.
Возрастает интерес к истории Западной Руси, ее культуре и языку. Результат оказался неожиданным: ряд исследователей постепенно приходят к выводу, что Западная Русь (Беларусь) – это не Польша и не Россия, она имеет свою особую историю, культуру, язык.
Идея преобразования общества и человека на основе разума и образования.
ПЯТЫЙ с 1917 года: В. Самойла Я. Окунь И. Абдиралович.
Как ответная реакция на утвердившую свои позиции революционную марксистскую идеологию, развивается религиозная философия. Она дает философское обоснование пути обновления общества – пути, основанному на христианской этике.
С одной стороны, неприятие большевистской идеологии и практики, но с другой стороны, осознание еще большей опасности для Беларуси, заключающейся в полонизации ее Западной части, вера в историческое будущее Беларуси. Утверждение марксистской идеологии.
31. Категория материи. Понятие материи появляется благодаря попыткам древнегреческих философов найти основу многообразия мира (первоэлемент или субстанцию), нередко отождествляемую ими с веществом.
Философы Нового времени акцентировали свое внимание на атрибутивных свойствах материи. Сущность материи они усматривали не столько в телесности, сколько в таких ее свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость . Формирование механики способствовало утверждению в качестве субстанции мира, материи вещество. Отныне все качественные различия между телами сводятся к количественным, все изменения – к перемещениям, все сложные явления – к простым, из которых они состоят. Ряд естественнонаучных открытий в конце XIX и в начале XX веков, в первую очередь, открытие электродинамических процессов и явления радиоактивности, стал причиной новой интерпретации материи как поля.
В результате научных открытий возникла потребность в таком определении материи, которое бы не было связано с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира, а выражало универсальные его свойства, т. е. носило бы статус философской категории.
Материя – субстанциональная основа видимого многообразия вещей, основа единства мира. В этом понятии мы отвлекаемся от качественных различий вещей. Понятие материи обозначает своим содержанием то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, а именно, объективность их существования. Другими словами, материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им. Это определение включает в себя два аспекта: онтологический и гносеологический.