Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
25. соотношение общественного бытия и общественного сознания
Общественное сознание - отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Общественное бытие и
26. государство как объект
философского анализа. Его
Сущностная характеристика
государства, таким образом, заключается
в том, что, сочетая в себе и
классовое, и общественно полезное,
государство выступает
Поскольку всякое государство
как явление обладает определенной
динамикой, оно изменяется как во
времени, так и в пространстве
и в различные исторические эпохи
облекается в конкретные формы. Под
формой государства традиционно
понимается совокупность способов (сторон)
организации, устройства и реализации
государственной власти, выражающих
его сущность, а также организацию
политической власти в государстве,
взятую в единстве трех ее основных
элементов (или сторон), выраженных
в понятиях «политический режим»,
«форма правления», «форма государственного
устройства». Под политическим режимом
понимается конкретное проявление государственной
организации или совокупность способов
и методов осуществления и реализации
власти экономически господствующего
класса. Под формой правления имеется
в виду организация верховной власти государства,
характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями
органов государства между собой и с населением.
Под формой государственного устройства
подразумевается административно-
Как правило, в общественных науках выделяют два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический, или авторитарный. История свидетельствует о наличии авторитарных режимов еще в древневосточных государствах (Древний Египет, государства Междуречья и др.), Римской империи, в Новое время – в ряде европейских государств (Франция, Австрия, Германия, Россия и др.). В XX в. человечество оказалось свидетелем установления в ряде стран подобных режимов, яркими примерами которых служат фашистский режим в Италии, нацистский режим в Германии и т. д.
Вопрос о политическом режиме, как мы уже успели заметить, в первую очередь сводится к тому, каким способом правит экономически господствующий класс. Как и всякое государство, авторитарное государство является диктатурой господствующего класса, но такой диктатурой, которая по отношению к самому господствующему классу приобретает огромную степень самостоятельности. Это происходит потому, что в любом государстве, будь оно авторитарное или демократическое, господствующий класс, как правило, правит не непосредственно. Он (господствующий класс) осуществляет свое господство через правящую верхушку, то есть группу лиц, обладающих реальной политической властью. Правящая верхушка при авторитарном режиме концентрирует в своих руках всю полноту политической власти, отстраняя тем самым господствующий класс от управления государством. В авторитарных государствах господствующий класс обладает экономической властью, но лишен власти политической. Получается, что он правит в экономическом смысле, но не правит в политическом.
В монографии Т. Н. Семеновой[8] были выделены три основные черты авторитарного режима. Первая черта состоит в том, что правящая верхушка обладает монополией не только и не просто на власть, но и вообще на политическую деятельность. Никто, кроме членов правящей верхушки, не имеет законного права участвовать в выработке линии поведения государства, то есть заниматься политикой. Таким образом, деятельность правящей верхушки является в политическом отношении бесконтрольной. Отсюда автор выводит вторую черту антидемократического режима, которая заключается в том, что члены правящей верхушки находятся вне действия существующих в государстве законов. Они стоят над законами. С этим связана третья черта данного режима. Она заключается в том, что в таком государстве не существует никакого легального механизма смены людей, являющихся носителями верховной государственной власти. Правящая верхушка может быть отстранена от власти только путем государственного переворота.
При демократическом режиме
правящая верхушка не имеет монополии
на политическую деятельность. В политической
деятельности имеют право участвовать
люди, не входящие в состав этой верхушки.
Деятельность самой верхушки регулируется
законами. Получается, что при демократическом
режиме господствующий класс правит
не только в экономическом смысле,
но и в политическом. Он правит политически,
держа под своим
Понятие «форма правления» позволяет определить источники и носителей государственной власти.
Несмотря на то, что у исследователей отсутствует достаточно четкое указание на признак, лежащий в основании различия форм правления, все же они единодушно выделяют две основные формы: монархия (от греч. monarchía – единовластие, единодержавие) и республика (от лат. respublika – общественное дело).
Главные и, пожалуй, самые существенные отличительные признаки монархической формы правления: 1) монарх является основным источником власти в государстве; 2) монарх осуществляет бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью; 3) занятие трона происходит по наследству; 4) в большинстве случаев монарх не несет юридической ответственности за свои действия (в Швеции в 1809 г. был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).
Наиболее адекватной формой правления для демократического режима является республика, а для авторитарного – монархия. Это утверждение было вполне справедливо для «классических» – назовем их так – форм государств.То есть таких форм государств, при анализе которых мы можем осуществить соотношение формы правления с политическим режимом, используя существующую на сегодняшний день классификацию государств по их формам: монархия и авторитарный режим или демократия и республиканская форма правления. Но наряду с «классическими» существуют «неклассические» формы государства. Соответственно при анализе этих форм государства соотнести форму правления с политическим режимом, используя только прежний понятийный аппарат, оказывается весьма затруднительно.
Достаточно привести в
качестве примера современное
Отсюда вытекает очевидное противоречие, поскольку при анализе формы правления в современных государствах, которые в специализированной литературе обозначены как ограниченные монархии, наличествуют признаки обеих форм правления. И указание на то, что данная форма монархии является ограниченной, не позволяет нам избежать этого противоречия и точно определить источник государственной власти в этих странах, поскольку даже в абсолютных монархиях, где отчетливее всего проявляется принцип неограниченности власти монарха, правитель так или иначе ограничен религиозными, в некоторых случаях правовыми (включая международные) нормами, а также обычаями и традициями.
Самый быстрый способ устранить это противоречие можно найти в констатации различного рода исключений. Однако этих исключений становится такое великое множество, что они уже не подтверждают правило, а лишь запутывают исследователя, который старается точно определить источник власти в этих государствах.
Выход из сложившейся ситуации все же необходимо искать в конструировании новых понятий на основании уже известных и общепринятых. Таких понятий, которые позволят расширить классификацию государств по формам правления и будут отвечать потребностям современной политической и юридической реальности.
Эти новые понятия можно
образовать путем добавления приставок квази-[9](например,
Понятия, образованные с помощью
этих приставок, позволяют устранить
противоречие, возникающее при анализе
форм правления вышеобозначенных государств.
Например, государства, которые ранее
было принято считать ограниченнымимонархиям
Прямо противоположный пример – Германия времен Гитлера. Вне всяких сомнений, это государство относилось к авторитарному типу политического режима. Вся полнота власти была сосредоточена в руках партийно-государственной бюрократии во главе со всевластным фюрером. Она осуществляла господство над всеми социальными слоями общества. Разумеется, нацистский режим активно защищал интересы наиболее могущественных экономических групп – буржуазии и юнкерства. Он беспощадно подавлял все попытки сопротивления, все проявления инакомыслия, подчиняя все общество строгой регламентации и тотальному контролю.