Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

zarozhdenie_i_formirovanie_predmeta_filosofii.docx

— 126.88 Кб (Скачать файл)

1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. Отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Её особенность — сосредоточение усилий на поисках различных вариантовистолкования, интерпретации развития.

Софистика и эклектика – разновидности метафизики, зародившиеся в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью.

9. Диалектика Гегеля  и диалектический метод Маркса

Диалектическая философия Гегеля имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением.  
Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания(действительные знания). В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: закон количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Диалектический метод К. Маркса – специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов. Выделим отдельные положения тезиса К. Маркса:

·   Утверждение о создании процессом мышления (идеи) всего действительного нельзя ни прямо, ни косвенно относить к философии Гегеля;

·   К. Маркс виртуозно смешал понятия идеи и сознания, что было допустимо для его рассуждений, для обозначения частного субъектного применения диалектики;

·   К. Маркс дал собственное определение идеального, отличное от гегелевского: идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову.

·   Тезис о том, что гегелевская диалектика стоит на голове, изрядно запутал марксистов, ибо выбор системы отсчета относителен.

10. основные категории  диалектики, их методологическое  значение

Специфические черты и методологическое значение категорий диалектики в  процессе познания.

Категории - это универсальные формы  мышления, формы обобщения реального  мира, в которых находят свое отражение  общие свойства, черты и отношение  предметов объективной действительности.

В категориях диалектики находят отражение  наиболее общие существенные признаки, связи, свойства. отношение вещей, имеющих место в объективной действительности. Категории диалектики могут быть применены в процессе познания в любых сферах действительности, поскольку они фиксируют самое общее во всех вещах, явлениях и процессах объективного мира. Из этого следует методологическое значение категорий в процессе познания различных сфер действительности.

Категории диалектики вырабатываются в процессе общественно-исторической практики человека, и отражают объективную  действительность в определенных, конкретно-исторических условиях. Основными категориями диалектики являются: бытие, материя, движение, развитие, пространство, время, противоречие, антагонизм, количество, качество, мера, прыжок, отрицание, становление, единичное и общее, причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность, часть и целое, система, структура, элемент. Категории единичного, особенного и общего имеют важное значение в процессе познания. Они отражают его движение, логику, последовательность.

Процесс познания является восхождением от единичного до особого и от особенного к общему. Категории единичного, особенного и всеобщего касаются всех категорий диалектики, которые можно рассматривать в трех аспектах - онтологическом, гносеологическом и логическом. Все категории диалектики можно разделить на два вида: субстанциальные и соотносятся.

К таким категориям относятся категории "материя", "пространство", "время", "скачок", "мера", "противоречие". Они фиксируют определенные общие свойства объективной действительности, но не дают непосредственного представления о связи этих категорий с другими. Категории соотносятся органически связаны друг с другом, в процессе познания предусматривают друг друга; выяснив одну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: сущность и явление, форму и содержание, возможность и действительность, часть и целое подобное. Связи между ними объективные, существенные, внутренние, общие и повторяющиеся.

Для познания смысла вещи, ее сущности, причин существования нет другого  пути, кроме познания ее формы, конкретных проявлений, последствий. Соотносительные  категории диалектики дают представление  о закономерных, необходимые связи между ними как результат отражения необходимых связей, которые существуют в объективной действительности. Таким образом, категории диалектики - универсальные логические формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, которые имеют место в объективной действительности. В категориях сконцентрированы опыт и предметно-практическая деятельность многих поколений человеческого общества.

11. Законы диалектики  их всеобщий характер

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов  – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это  объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся  связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают  все сферы окружающей действительности;

раскрывают  глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого  и нового.

Выделяются  три базовых закона диалектики:

единства  и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все  сущее состоит из противоположных  начал, которые, будучи едиными по своей  природе, находятся в борьбе и  противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость  и старость и т.д.).

Единство  и борьба противоположных начал  – внутренний источник движения и  развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия  – «тождество» и «различие» и  показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя  главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен  самому себе, то есть данный предмет  есть именно этот данный предмет. В  то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также  выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона  «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень  развития);

борьба, где  одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная  сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может  выжить только за счет полного уничтожения  другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают  встречную помощь друг другу без  борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают  друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют  в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм –  полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать  только вместе и не могут действовать  автономно друг от друга).

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым  законом диалектики является закон  перехода количественных изменений  в качественные.

Качество  – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик  и связей предмета.

Количество  – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера –  единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно  меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает  момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой  раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход  в иное состояние понимается в  философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений  в качественные.

Если нагревать  воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество –  станет горячей (в силу нарушения  структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз  быстрее). При достижении же температуры  в 100 градусов произойдет коренное изменение  качества воды – она перейдет в  пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую  скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе  не всегда удается определить узловой  момент. Переход количества в принципиально  новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого  случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного  коренного изменения качества –  меры), то хорошей иллюстрацией данного  процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

смена общественно-экономических  формаций (при формационном подходе  к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция  рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное  отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие  – только поступательный процесс, переход  от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие  может быть как восходящим, так  и нисходящим;

развитие  хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика  показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

организм  человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"