Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Марксистская концепция
Как реакция на недостаток такой
интерпретации унитарно-
Если теория формаций даже в своем линейном варианте формально исходит из единства истории, то этот подход, который сейчас принято называть цивилизационным, исключает взгляд на историю как на единый процесс. Человечество делится на большее или меньшее число социальных образований (их называют по разному: культурно-исторические типы, культуры, цивилизации, этносы и суперэтносы и т. п.), развивающихся совершенно независимо друг от друга. Каждое из них возникает, расцветает и с неизбежностью рано или поздно погибает. Иногда под цивилизациями понимаются социоисторические организмы (например, древнеегипетская цивилизация, китайская цивилизация), но чаще всего - системы социально-исторических организмов (античная цивилизация, западная цивилизация и т. п.). Единого исторического процесса с точки зрения этого подхода нет.
Если линейно-стадиальный
Главная заслуга сторонников плюрально-
В последнем случае общественно-экономические
формации выступают, прежде всего, как
стадии развития человеческого общества
в целом. Они могут быть и стадиями
развития отдельных социально-
Теория исторического
Теории цикличности, теории исторического
круговорота, социально-философской
концепции, кладущие в основу периодизации
истории принцип повторения, кругооборота
общественных процессов. Возникнув
в глубокой древности, такие представления,
первоначально в мифологической
и религиозной форме, пытались внести
определенный порядок и смысл
в историю (по аналогии с циклическими
процессами, происходящими в природе:
смена времён года, развитие биологических
организмов и т.п.). Эти взгляды
имели известное практическое значение
(способствуя, например, созданию календарей),
в то же время они, как правило,
выражались в установлении космически
и божественных периодов, длящихся
сотни и даже тысячи лет, сочетались
с мистическим учением о
Вклад в разработку теории
цикличности внёс арабский
Особую популярность теории
цикличности приобрели в 17—18
вв. в западноевропейской
После открытия
29 своеобразие философского
взгляда на историю в
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.
Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.
Структура мифа:
— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;
— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;
— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.
В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:
— как возник мир;
— как он развивается;
— что такое жизнь;
— что такое смерть и др.
Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.
Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.
Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.
По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.
Вера дается Богом человеку:
— через воспитание в условиях религиозной семьи;
— обучение в школе;
— опыт жизни;
— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.
Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.
30. основные периоды в
истории философии и их
Основные периоды развития философии.
Поскольку развитие философии, как и других форм общественного сознания, в конечном счете определяется возникновением и развитием общественно-экономических формаций и их сменой, марксизм делит историю философии на периоды, соответствующие в основном общественно-экономическим формациям или эпохам перехода от одной общественно-экономической формации к другой и важнейшим вехам в истории борьбы классов. Такими периодами истории философии явились следующие: 1) философия в рабовладельческом обществе; 2) философия в феодальном обществе; 3) философия в эпоху перехода от феодализма к капитализму; 4) философия в эпоху утверждения капитализма до возникновения марксизма; 5) философия в эпоху домонополистического капитализма, возникновения и развития революционного движения пролетариата; 6) философия в эпоху империализма и пролетарской революции; 7) философия в эпоху построения социализма, борьбы двух противоположных систем - социализма и капитализма.
Внутри каждого исторического
периода развития философии марксизм
выделяет различные этапы, ступени,
подчас существенно отличающиеся друг
от друга по характеру и уровню
развития философских учений. Вместе
с тем на различие между периодами
истории философии как
Истории философии принадлежит особое место среди философских наук, т.к. помогает понять сущность философии в целом.
Изучение истории философии необходимо потому, что:
1) философия является не только элементом культуры, но и оказывает влияние на все элементы духовной культуры (все виды искусства, мораль, образование)
2) значение истории философии
способствует раскрепощению
Историю философии можно
рассматривать как историю
История философии – философская наука, которая изучает закономерности и особенности философского познания на различных этапах истории
Этапы развития философии:
1) философия древнего мира:
- С 8 века до нашей
эры по 5 век нашей эры. Представители
– древнеиндийская (веданта,
2) средневековая философия
- С 6 по 15 век нашей эры – представители – Августин аврелий, Фома Аквинский, абу ибн сина
3) философия нового времени:
- С 16 по первую половину 19 века. Разделяется на:
= философию возрождения(по 17 век): Коперник, Джордано Бруно
= философию просвещения(17-18 века): бекон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза
= классическая немецкая философия(конец 18 – первая половина 19): кант, Фихте, шелинг, Гегель