Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

zarozhdenie_i_formirovanie_predmeta_filosofii.docx

— 126.88 Кб (Скачать файл)

Марксистская концепция общественно-экономических  формаций, также являющаяся унитарно-стадиальной, в своем ортодоксальном варианте практически предполагает, что схема  смены формаций реализуется в  развитии каждого конкретного отдельного общества. В результате всемирная  история предстает как сумма  историй социоисторических организмов, каждый из которых в принципе, в норме должен 'пройти' все формации. Провозглашая единство истории, ортодоксальная версия теории формаций практически сводит его к общности законов, действующих в каждом социоисторическом организме. Такой вариант унитарно-стадиального подхода может быть назван линейно-стадиальным. Линейно-стадиальными были и другие существовавшие в XIX в. унитарно-стадиальные концепции. Линейно-стадиальный подход резко противоречит историческим фактам.

Как реакция на недостаток такой  интерпретации унитарно-стадиального подхода возникло второе основное понимание  истории, которое можно назвать  плюрально-циклическим. Оно получило начало во второй половине XIX века в трудах Ж. Гобино, Г. Рюккерта, Н.Я. Данилевского и стало ведущим на Западе в первой половине XX века. Особенно известны концепции О.Шпенглера и А.Дж.Тойнби.

Если теория формаций даже в своем  линейном варианте формально исходит  из единства истории, то этот подход, который  сейчас принято называть цивилизационным, исключает взгляд на историю как  на единый процесс. Человечество делится  на большее или меньшее число  социальных образований (их называют по разному: культурно-исторические типы, культуры, цивилизации, этносы и суперэтносы и т. п.), развивающихся совершенно независимо друг от друга. Каждое из них возникает, расцветает и с неизбежностью рано или поздно погибает. Иногда под цивилизациями понимаются социоисторические организмы (например, древнеегипетская цивилизация, китайская цивилизация), но чаще всего - системы социально-исторических организмов (античная цивилизация, западная цивилизация и т. п.). Единого исторического процесса с точки зрения этого подхода нет.

Если линейно-стадиальный подход абсолютизирует единство исторического  процесса, доводя его до отрицания  разнообразия, то плюрально-циклический абсолютизирует разнообразие, доводя его до отрицания единства. И то, и другое - крайности, обычные для метафизического мышления.

Главная заслуга сторонников плюрально-циклического подхода в том, что они привлекли внимание к тому, что человечество подразделяется на в значительной степени самостоятельные образования и что эти образования сосуществуют не только в пространстве, но и во времени, что они возникают и исчезают. Тем самым они сделали неизбежным отказ от линейно-стадиального понимания истории.

В последнем случае общественно-экономические  формации выступают, прежде всего, как  стадии развития человеческого общества в целом. Они могут быть и стадиями развития отдельных социально-исторических организмов. Но это не обязательно. Линейно-стадиальное понимание смены  общественно-экономических формаций находится в противоречии с исторической реальностью. Но кроме него возможно и другое - глобально-стадиальное, ярким  примером которого является философия истории Гегеля. В нём диалектически сочетаются единство и разнообразие исторического процесса.

Теория исторического круговорота  – созданная Вико идеалистическая  теория, согласно которой в общественной истории бесконечно повторяются  одни и те же стадии. В 19 - 20 вв. западные философы и социологи, отбрасывая положительные  элементы теории Вико – идею исторического  прогресса, признание закономерности общественного развития и т. д., –  выдвигают на первый план идею о  постоянном возврате человечества к  исходному пункту (Ницше, Шпенглер). Гл. сторонниками этой теории в наши дни были П. А. Сорокин, Тойнби и др.

Теории цикличности, теории исторического  круговорота, социально-философской  концепции, кладущие в основу периодизации истории принцип повторения, кругооборота общественных процессов. Возникнув  в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологической и религиозной форме, пытались внести определенный порядок и смысл  в историю (по аналогии с циклическими процессами, происходящими в природе: смена времён года, развитие биологических  организмов и т.п.). Эти взгляды  имели известное практическое значение (способствуя, например, созданию календарей), в то же время они, как правило, выражались в установлении космически и божественных периодов, длящихся сотни и даже тысячи лет, сочетались с мистическим учением о переселении  душ, многократном сотворении и гибели мира и т.п. Теории цикличности имели  также определенное познавательное значение. Они позволили упорядочить  хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции  в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих  полисов), провести интересные параллели  между историей разных народов и  эпох (Полибий и Сыма Цянь) и т.д. Тем самым теории цикличности способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении. Идеи кругооборота получили широкое распространение в Древнем Китае, Древнем Египте, Вавилоне, а также у античных философов и историков, что было связано с крайне медленным поступательным развитием общества.

  Вклад в разработку теории  цикличности внёс арабский мыслитель  14—15 вв. Ибн Хальдун, выделивший во всемирной истории четыре эпохи, связанные с деятельностью различных народов. В каждой из этих эпох он пытался выявить закономерности развития и упадка культуры, смены династий и т.п.

  Особую популярность теории  цикличности приобрели в 17—18 вв. в западноевропейской общественной  мысли, многие представители которой  восприняли экономический и культурный  подъём той эпохи как возрождение  античности после средневекового  упадка. Теории цикличности имели  прогрессивное значение, ибо противопоставляли  естественный порядок и определенную  закономерность в истории различным  теологическим, провиденциальным  концепциям, а также изображению  истории как сферы господства  случайности и произвола великих  людей. Наиболее видный представитель  теории цикличности того времени  — Дж. Вико, выдвинувший идею круговорота  — развития всех народов по  циклам, состоящим из трёх эпох: божественной, героической и человеческой. Взгляды Ибн Хальдуна и Вико оказали влияние на последующее развитие философии истории. Представления о циклическом характере общественного развития разделялись многими социалистами-утопистами, в частности Ш. Фурье, разработавшим концепцию о четырёх фазах человеческой истории («райская» первобытность, дикость, варварство и цивилизация).

  После открытия материалистического  понимания истории теории цикличности  приобретают всё более реакционный  характер. Идея исторического круговорота  противопоставляется идее общественного  прогресса. Сторонники теории  цикличности отрицают поступательный  характер всемирной истории (Э.  Мейер), изображают её как разорванные  во времени и пространстве  циклы развития и упадка локальных  цивилизаций, не связанных друг  с другом (Н. Данилевский, О.  Шпенглер, А. Д. Тойнби и др.).

29 своеобразие философского  взгляда на историю в сравнении  с религиозно- мифологическим и историографическим

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология — система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

— познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории  человечества ставится ряд философских  вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку  объяснения явлений природы и  жизни людей, взаимоотношение земного  и космического начал.

Мифология — начальная форма  мировоззрения, она выражала: наивные  формы объяснения природных и  социальных явлений; нравственное и  эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

— через воспитание в условиях религиозной семьи;

— обучение в школе;

— опыт жизни;

— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

30. основные периоды в  истории философии и их характеристика. Предмет и методы истории философии.  
Основные периоды развития философии.

Поскольку развитие философии, как  и других форм общественного сознания, в конечном счете определяется возникновением и развитием общественно-экономических формаций и их сменой, марксизм делит историю философии на периоды, соответствующие в основном общественно-экономическим формациям или эпохам перехода от одной общественно-экономической формации к другой и важнейшим вехам в истории борьбы классов. Такими периодами истории философии явились следующие: 1) философия в рабовладельческом обществе; 2) философия в феодальном обществе; 3) философия в эпоху перехода от феодализма к капитализму; 4) философия в эпоху утверждения капитализма до возникновения марксизма; 5) философия в эпоху домонополистического капитализма, возникновения и развития революционного движения пролетариата; 6) философия в эпоху империализма и пролетарской революции; 7) философия в эпоху построения социализма, борьбы двух противоположных систем - социализма и капитализма.

Внутри каждого исторического  периода развития философии марксизм выделяет различные этапы, ступени, подчас существенно отличающиеся друг от друга по характеру и уровню развития философских учений. Вместе с тем на различие между периодами  истории философии как специфической  формы научного познания, обладающей самостоятельностью, оказывают большое  влияние характер и направление  философских учений той или иной эпохи. Научная история философии  делит историю философской мысли  на две эры: 1) история философии  до возникновения марксизма и 2) история  философии после возникновения  марксизма. В истории философии  одни формы материализма и диалектики сменяются другими. Так, эпоха перехода от феодализма к капитализму характеризуется  развитием философии Возрождения. В эпоху капитализма выделяются периоды развития материализма XVII-XVIII вв. и классической немецкой философии. Высшая историческая форма материализма и диалектики - философия марксизма - также не стоит на месте, а развивается и обогащается, конкретизирует и разрабатывает свои законы и категории, уточняет свои выводы и положения на основе практики революционной борьбы, обобщения новых процессов общественного развития и завоеваний науки.

Истории философии принадлежит  особое место среди философских  наук, т.к. помогает понять сущность философии  в целом.

Изучение истории философии необходимо потому, что:

1) философия является не  только элементом культуры, но  и оказывает влияние на все  элементы духовной культуры (все  виды искусства, мораль, образование)

2) значение истории философии  способствует раскрепощению личности  и учит духовному плюрализму (множество  мнений)

Историю философии можно  рассматривать как историю жизни  и творчества отдельных философов, и как историческое развития определенных философских идей и проблем.

История философии – философская наука, которая изучает закономерности и особенности философского познания на различных этапах истории

Этапы развития философии:

1) философия древнего мира:

- С 8 века до нашей  эры по 5 век нашей эры. Представители  – древнеиндийская (веданта, вейтешина) и древнекитайская (лао-цзи, кун-цзи)

2) средневековая философия

- С 6 по 15 век нашей эры  – представители – Августин  аврелий, Фома Аквинский, абу ибн сина

3) философия нового времени:

- С 16 по первую половину 19 века. Разделяется на:

= философию возрождения(по 17 век): Коперник, Джордано Бруно

= философию просвещения(17-18 века): бекон, Гоббс, Локк, Декарт, Спиноза

= классическая немецкая  философия(конец 18 – первая половина 19): кант, Фихте, шелинг, Гегель

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"