Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Близко по критериям к Дарендорфу является теория социальной стратификации, предложенная американским социологом Л. Уорнером. Он провел социологические исследования в американских городах методом включенного наблюдения и на основе субъективных самооценок людей относительно их социальной позиции по четырем параметрам: доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность – выделил в правящих социальных группах: высшую, высшую промежуточную, средневысшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, промежуточно-промежуточную. Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию общества по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть, могущество; 2) доход или богатство; 3) образования или знания; 4) религиозная или ритуальная частота; 5) положение родственников; 6)этническая принадлежность. Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения.
Социальная мобильность – это
изменение индивидов или
Одним из дискуссионных вопросов теории
социальной мобильности является вопрос
о том, означает ли социальную мобильность
переход одного индивида из данной
социальной группы в другую или же
социальное перемещение в подлинном
смысле происходит лишь тогда, когда
новый статус закрепляется за семьей
этого индивида и, следовательно, социальная
мобильность происходит тогда, когда
социальный статус меняется у различных
поколений. Французские социологи
П. Берту и Р. Бурдон утверждали, что
социальная мобильность означает переход
индивидов из одной социальной категории
в другую на протяжении его биографической
или профессиональной жизни, на основе
сравнения его позиции с
Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
22. Общественный прогресс, его аспекты и критерии. Оборотная сторона прогресса
Движение истории человечества обнаруживает, что в общественном развитии имеются восхождение, цикличность и деструктивные процессы.
Прогресс - поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвет. Критерием общественного прогресса служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы.
Теории Исторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества.
Г. В.Ф. Гегель утверждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному, доказывал, что несовершенное должно быть понято и как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции свою собственную противоположность, т. е. совершенное.
К. Маркс подчеркивал внутреннюю противоречивость социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению о конечном совершенном состоянии, которое завершает социальную эволюцию.
В XIX в. по мере упрочнения капитализма идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Г. Спенсер социальную эволюцию включал в систему большой эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействию дифференциации и интеграции.
Идею цикличности развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал и обосновал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Циклический характер развития социальных систем, связь человеческой жизни с космопланетарными ритмами продемонстрировали также А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев, Н. Д. Кондратьев и А. Тойнби.
Помимо связи
с историей, восприятие направленности
общественного прогресса
Мировоззрение средневекового европейца становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно аскетичным (на первое место выдвигались обретение духовных ценностей, личное спасение).
В Новое время
мировоззрение человека становилось
преимущественно
Циклически - волновой
процесс включает множество переходов
и критических «точек бифуркации»,
в которых исход событий
В историческом прошлом
при всем многообразии социального
развития преобладала линия прогресса.
Осознание данной тенденции в
каждый исторический период было затруднено
многочисленными фактами
23. Научно-технический
прогресс. Проблема отношений «природа-
Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления. Научный и технический прогресс впервые стал сближаться в XVI-XVIII вв., когда развитие мануфактурного производства, торговли, мореплавания потребовало теоретического и экспериментального решения практических задач. С конца XVIII века наука и техника окончательно сближаются, что определяет их взаимосвязанное, взаимозависимое дальнейшее развитие. |
Современный этап НТП характеризуется резким ускорением его темпов, что дало основание ввести термин «научно-техническая революция» (НТР). НТР включает в себя: проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; доведение их результатов до практического использования в виде научно-технических разработок, инженерных решений; организацию производства новой техники; совершенствование организации производства, труда, управления; постоянное техническое перевооружение предприятий. |
НТР определила такие новации современного общества, как комплексная автоматизация, компьютеризация, роботизация, информатизация, радиоэлектронизация, химизация, биологизация, генная инженерия, применение атомной энергии, создание новых материалов и др. |
НТР охватывает все сферы жизни общества, оказывая огромное влияние на политику, идеологию, международные отношения, развитие стран. |
Она предполагает расширение
сферы деятельности людей, освоение
новых областей биосферы и космоса.
Главная черта НТР — |
Однако НТР таит
в себе и серьезные опасности
для общественной жизни. Злоупотребление
достижениями НТР даже в условиях
определенного контроля над их использованием
может, по мнению обществоведов, привести
к созданию тоталитарного |
Таким образом, наука
и техника в своем развитии
несут не только блага, но и угрозу
для человека и человечества. Это
стало сегодня реальностью и
требует новых конструктивных подходов
в исследовании будущего и его
альтернатив. Уже в сегодняшней
реальности предотвращение нежелательных
результатов и отрицательных
последствий НТР стало |
24. Проблема человека в средневековой философии. Дуализм души и тела. Проблема свободы воли
Личный характер христианского
Бога не позволяет мыслить его
в терминах необходимости: Бог имеет
свободную волю. "И никакая
необходимость, - обращается к Богу
Августин, - не может принудить Тебя
против воли Твоей к чему бы то ни
было, потому что божественная воля
и божественное всемогущество равны
в существе Божества..." [Августин.
О граде Божием. Ч. IV. С. 165.]Соответственно
и в человеке воля выступает на
первый план, а потому в средневековой
философии переосмысливается
25. Субъективный идеализм Д.Беркли и Д юма
Идеи Локка получили
своеобразную интерпретацию в философии
его соотечественника Джорджа Беркли (1684-1753). Она исходит
из того, что ощущения – основа познания,
идеи - это ощущения или результаты воздействия
разума на ощущения. При этом нет принципиальной
разницы между первичными и вторичными
качествами. Все качества (идеи) – наши
ощущения, которые не имеют внешней причины
и существуют лишь в познающем разуме.
Вещи – это сочетания ощущений в уме. Нам
известны, таким образом, лишь ощущения,
которые дает опыт. Отсюда характерный
вывод: существовать, значит, быть воспринимаемым.
Беркли преодолевает неоднозначность
философии Локка на основе субъективно-
Вслед за Беркли с учением о том, что целью науки является описание ощущаемого как единственной реальности, выступил Давид Юм (1711-1776).Он исследует природу человека в связи с анализом природы познания. Юм подчеркивает первичность впечатлений чувственного опыта по отношению к порождаемым на их основе идеям. Идеи, таким образом, не порождены непосредственным опытом, но они не основаны и на какой-либо рациональной необходимости. Сочетание идей основано лишь на психологической ассоциации.Соответственно Юм подвергает сомнению все общие абстрактные понятия, в частности идеи и материальной, и духовной субстанций. Разумное «Я» для него есть просто сочетание впечатлений и идей. Среди важнейших отношений, играющих ключевую роль в познании, он выделяет отношения причинности. Согласно Юму, связь причины и следствия не носит необходимый характер, на ней нельзя основывать выводы, так как делая заключение от причины к следствию, мы рассуждаем «по привычке».
Юм отрицает рациональную основу познания. Определенно мы можем знать, считает он, только непосредственные впечатления чувственного опыта. Таким образом, в теории познания Юм – агностик. Отрицание рациональной основы познания ведет к иррационализму в понимании человека: нравственность также не имеет надежных рациональных оснований, страсти господствуют над человеком, чувство страха – основа возникновения религии. Идеи Юма сыграли большую роль в дальнейшем развитии западноевропейской философии.