Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени, это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия ( но понимать надо относительно ибо перерыва нет )
Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления.Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится - это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.
Какова диалектика П и С.
1. П может
вызывать одно следствие,
П(С(С
множество причин может вызвать одно следствие. 2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно
явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П(С необходима.
2. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину.
Так как
П - С это связь, то существует
следующая квалификация ПС
a)
По внутреннему содержанию
6. материальные и идеальные
7. энергетические и информационные
8. физические,
биологические, химические и
б) По способу проявления:
9. динамические ( однозначные )
10. статистические ( вероятностные )
в) По познавательным
11. общие и частные
12. главные и второстепенные
13. объективные и субъективные
14. внутренние и внешние
15. существующие и несуществующие
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ.
Эти категории
возникают по причине
Необходимость
- это внутренняя устойчивая
отделяющая их закономерное изменение и развитие.
- это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только
такие, а никакие-нибудь
- это такой способ реализации
возможности, который
возможность, которая рано или поздно превращается в действительность.
Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что
может произойти, а может не произойти. - это такая связь между явлениями, когда появление
первого явления
другого явления.
- это способ реалезации нескольких возможностей
имеющихся в данных условиях, но реализуется только
одна.
1. Любое
явление имеет причины .
Одни причины взывают следствие
с необходимостью
и отделяются внутренней
2. Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С.
3. В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через
случайное.
4. В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей.
Вероятность - мера возможности, наступления случайного события.
Вероятность
от 0 до 1, от невозможности до
5. Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер. Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами.
В процессе
познания следует стремиться
за случайными явлениями,открывать
необходимые, закономерные
ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем, Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом , Гегелем.
Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным
образом, совокупность предпосылок становления новой
действительности, это то чего нет, но могло бы быть.
- отражает существования в предметах и процессах
тенденции, которые при определенных условиях способны
воплотиться в жизнь, породить нечто.
Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть. В и Д - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю действительность.
Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия. Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше.
Классифицируются:
по обусловленности:
реальные - необходимыми свойствами, связями.
формальные - случайными свойствами, связями.
Реальные : от условий реализации:
1. абстрактные ( нет условий )
2. конкретные ( есть )
прогрессия
регрессия
варианты
по категориям: в сути и в форме.
от вероятности: с > вероятностью
Методология:
в материи скрыто бесчисленное множество возможностей, что показывает её неисчерпаемость. В ( Д ( В
Реализация
В противоречива, что
Ведущий
стороной является
Возможность
действительна,
Развитие, есть переход возможности в действительность, которое в свою
очередь порождает новые возможности.
Категории В и Д помогают вскрывать и оценивать тенденции в развитии
явлений Д, определять степень вероятности той или иной возможности,
предвидеть будущее.
15. Материалистическое понимание истории. Общественное бытие и общественное сознание
Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Этот материализм был прежде всего реакцией на идеализм Гегеля и младогегельянцев, стремлением противопоставить ему объяснение мира “реальными”, “практическими”, “материальными” основаниями.
Маркс никогда не использовал термин “исторический материализм”, которым после его смерти стали обозначать его метатеорию общества. Этот термин ввел Энгельс, использовав его сначала в своих письмах 1890 г. К. Шмидту и Й. Блоху, а затем во введении к английскому изданию своей работы “Развитие социализма от утопии к науке” в 1892 г. [1, т. 37, 371, 396, 416; т. 22, 299]. Сам же Маркс предпочитал пользоваться более осторожным выражением “материалистическое понимание истории”, тем самым как бы подразумевая, что речь идет не о философской системе, а об определенной теоретико-методологической позиции или установке. Это не помешало историческому материализму стать одной из теоретических систем, наиболее догматических, замкнутых и претендующих на универсальные объяснения.
Что же такое материалистическое
понимание истории в марксовой
трактовке? Суть этого понимания
выражена в известном предисловии
Маркса к работе “К критике политической
экономии”: “В общественном производстве
своей жизни люди вступают в определенные,
необходимые, от их воли не зависящие
отношения – производственные отношения,
которые соответствуют
В “Немецкой идеологии” мы находим аналогичные тезисы, в частности: “Сознание (das Bewusstsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewusste Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни” [там же, т. 3, 25].
Принцип редукции, сведйния духовного к материальному, объяснение всей социальной жизни из материальных ее аспектов, дополняется в историческом материализме указанием на необходимость учета обратного воздействия сознания на бытие. В конце жизни Энгельс был вынужден подчеркивать, что экономические факторы лишь “в конечном счете” определяют социальную жизнь.
Главные постулаты материалистического понимания истории, несмотря на внешнюю четкость и кажущуюся очевидность ряда формулировок, в значительной мере метафоричны, многозначны и тавтологичны. Даже такие базовые понятия, как “материальное” и “бытие”, чрезвычайно многозначны и туманны. Рассмотрим, например, некоторые из значений слова “материальное” у Маркса.
1) Материальное как
экономическое. Это
2) Материальное как
природное. В данном случае
это понятие включает в себя
природные факторы:
3) Материальное как
реальное. В этом значении слово
близко контовскому термину “
Последнее значение, в частности, присуще и марксовому термину “бытие”, которое рассматривается как “реальный процесс” жизни людей. При таком словоупотреблении основополагающий постулат “общественное бытие определяет общественное сознание” означает: “реальный процесс общественной жизни людей определяет их общественное сознание”. Но что отнести в таком случае к бытию, а что – к сознанию? Более чем сомнительно полагать, что “реальный процесс” – это экономика, а право, политика, мораль и т. д. – это “сознание”, в котором отражается этот “реальный” процесс. Во-первых, экономика не существует без экономического сознания, во-вторых, право, политика, мораль, наука и т. д. – это не менее “реальный” практический процесс жизни людей, чем экономика.
В итоге тезис “бытие определяет сознание” в социальной философии Маркса можно понимать трояким образом:
1) Одни реальные
процессы жизни людей
2) Реальные процессы
жизни людей определяют
3) Базис, производственные отношения (“реальные”) определяют “надстройку”, т. е. политику, мораль, право и т. д.; тезис доказуемый в той же мере, что и противоположный.
Если к этому добавить чрезвычайную многозначность термина “определяет” в указанном постулате (“обусловливает”, “влияет”, “порождает”, “воздействует на”, “вызывает зависимость”, “формирует” и т. д.), то научная ценность исходного постулата материалистического понимания истории окажется еще более сомнительной. Не случайно Маркс и Энгельс были вынуждены, во-первых, подчеркивать необходимость изучения взаимодействия между различными сферами социальной реальности, во-вторых, указывать на то, что материалистическое понимание – это объяснение “в конечном счете”. И то и другое было, по существу, бесполезно, так как вульгаризаторам исторического материализма это помочь не могло, а серьезные ученые и так всегда заняты исследованием взаимодействия различных факторов, а в объяснениях “в конечном счете” не нуждаются.
Вместе с тем материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведйние этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны. В ряде своих работ Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой. Тем не менее, экономика, а также политика всегда представлялись ему более “реальными” (“материальными”) сущностями, чем, например, мораль, право или религия.