Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
12 Диалектика как ядро
научной философии. Диалектика и метафизика. Картина мира с позиции
диалектики и метафизики.
диалектика – это учение о наиболее фундаментальных,
коренных качествах бытия и обусловленных
этими качествами методах познания и деятельности.
Понятие "диалектика" (от греч. dialektike
techne – искусство вести беседу, рассуждать)
ввел в обращение древнегреческий мыслитель
Сократ. Сократ понимал диалектику как
метод достижения истины в диалоге путем
борьбы мнений, выявления противоречий
в позициях спорящих сторон. Становление
диалектики, как ядра философского мировоззрения
и метода поиска истины, шло по пути углубляющегося
осознания того фундаментального обстоятельства,
что противоречивость, столкновение противоположных
сторон имеют место не только в человеческой
деятельности, спорах и дискуссиях, но
являются всеобщим, коренным качеством
бытия, присущим любому объекту. Добро
и зло, истина и заблуждение, анализ и синтез,
ассимиляция и диссимиляция, положительный
и отрицательный полюса магнита, жизнь
и смерть, материализм и идеализм – все
это примеры полярных противоположностей,
взаимодействие которых пронизывает все
уровни бытия и в существенной степени
определяет развитие объектов, формирование
их качеств и тенденций движения. Понять
мир без учета присущей ему полярности,
противоречивости явлений невозможно.
С другой стороны, по мере развития науки
и философии накапливалось все больше
свидетельств тому, что выявление противоречий
в объектах действительности и исследование
путей их разрешения – это универсальный
и очень плодотворный путь поиска истины
в познании. Спор, в котором, как известно,
рождается истина - лишь частный случай
движения мысли к сущности явлений через
противоречие. Таким образом, изначальной коренной
идеей, определявшей развитие диалектики
на протяжении многих веков, является
идея противоречивости бытия, познания,
всего сущего, а также плодотворности
познания явлений через исследование
присущих им противоречий.
Другой, столь же фундаментальной чертой
диалектики является присущее ей рассмотрение
объектов и явлений действительности
в развитии. Эта сторона по мнению многих
философов и мыслителей настолько значима
для выражения сути диалектики, что может
являться основой для ее определения как общей теории развития.
Классическое определение диалектики
как науки "о всеобщих законах движения
и развития природы, человеческого общества
и мышления" дал Ф. Энгельс.1 Как "учение о развитии в
его наиболее полном, глубоком и свободном
от односторонности виде" понимал диалектику
и крупнейший продолжатель марксизма
В.И. Ленин.2 До настоящего времени многие
философы, авторы учебных пособий по философии
трактуют диалектику именно как учение
о развитии, считая это понимание наиболее
полным и фундаментальным.В действительности
эта трактовка при своей несомненной ценности
является все же односторонней и неполной.
Развитие объектов невозможно понять
и объяснить без учета их связности, взаимодействия.
На это в свое время обратил внимание Ф.
Энгельс, характеризовавший диалектику
также и как науку "о всеобщей связи"3. Как отмечалось ранее, именно всеобщая связь
и взаимодействие являются согласно современным
представлениям субстанциональной основой
бытия, лежат в основе образования всего
многообразия форм и проявлений мироздания.
Заметим кстати, что противоречивость
явлений является особой формой их связности,
взаимодействия. Поэтому третьим существенным,
базисным аспектом диалектики является учение о всеобщей
связи явлений действительности.
Рассмотренные идеи (аспекты) диалектики:
противоречивость, развитие, всеобщая
связь явлений – в течение многих десятилетий
рассматривались как основные принципы
этого учения, адекватно отражающие его
суть. Однако результаты современной науки
и состояние общественной практики дают
множество свидетельств тому, что указанные
принципы не только в отдельности, но даже
и совместно недостаточны для познания
многих сверхсложных явлений, для адекватного
разрешения глобальных проблем современного
мира. Весь опыт науки, в особенности опыт
познания и проектирования сверхсложных
объектов (в экономике, социальной сфере,
в решении экологических, демографических,
социокультурных, политических т.п. проблем)
показывает, что для адекватного исследования
и решения подобных проблем необходимо
их системное видение.
Ведь высшей ступенью познания сложного
объекта является его познание как целостной,
организованной, развивающейся системы.
Как мы сможем далее показать, системность аккумулирует
в себе развитие, связность, противоречивость
как свои существенные стороны, грани,
проявления. Поэтому, не умаляя значение
принципов противоречия, связи, развития,
которые являются необходимыми аспектами,
ступенями восхождения к системному видению
объекта, следует все же признать, что
высшим и важнейшим принципом диалектики,
обобщающим и объединяющим все другие
ее принципы, является принцип системности.
Соответственно наиболее развитой характеристикой
современной диалектики является ее определение
как учения о системности.
Развитие диалектики как учения о системности
отражает назревшую необходимость переориентации
в системном духе основных сфер человеческой
деятельности и интеллектуальной культуры.
Идеи системности со второй половины XX
века все более явно становятся маяком
современной науки, основным вектором
ее преобразований. Поэтому освоение системно-диалектической
методологии является необходимым условием
полноценного образования современного
специалиста высшей квалификации.Характеризуя
в целом роль диалектики в современной
науке, культуре, общественных преобразованиях,
необходимо отметить, что ее положения
определяют основные ориентиры научного
мировоззрения, действенного мышления,
обусловливают формирование научной картины
мира. Они задают эталоны продуктивных
подходов в познании, проектировании,
преобразовании сложных объектов, предохраняют
от ложных путей, тупиков и ошибок. Овладение
диалектикой позволяет более эффективно
организовать имеющиеся знания, углубляет
видение и понимание действительности,
развивает строгость мышления, расширяет
научный и культурный кругозор.Как уже
отмечалось, диалектический метод
не подменяет методы и понятия конкретных
наук, а предлагает такие способы их взаимоувязки,
координации и развития, которые обеспечивают
целостность знания, наиболее естественные
и надежные пути движения к истине.
Особую значимость имеют идеи диалектики
при решении нестандартных, творческих,
прогностических проблем, где подходы
частных наук недостаточны или вообще
не работают. В качестве примеров можно
указать следующие виды подобных проблем:
как избрать наиболее прогрессивный тип
создаваемой машины или технологии? Как
наиболее эффективно произвести перестройку
производства? Как осуществить выбор из
нескольких конкурирующих теорий? Какие
качества проводимых реформ обеспечивают
их успешность? и т.п. Таким образом, диалектический
метод – это философская стратегия истинного
познания и эффективной деятельности.
Знание его основ приобщает мыслящего
человека к генеральным путям осмысления
действительности, выработанным многовековым
опытом философии. Диалектика – мир
изменяется, находится в движении. С 19
в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии.
Метафизика – мир статичен, неизменен.
Гегель ввел понятие метафизики как противоположность
диалектики. Формы диалектики: 1) Античная
(наивная) – Гераклит. 2) Классическая немецкая
– Гегель. 3) Материалистическая диалектика
Маркса (маркситсткая). 4) Современная диалектика.
Опирается не только на марксистскую,
но и на естествознание.
Метафизика - 1.то, что идет после физики,
трактовавшейся в древности как учение
о природе. В истории Ф. термин "метафизика"
нередко употребляется как синоним философии. В Ф. марксизма этот термин употребляется
в значении антидиалектики. 2.метод, который
рассматривает как неизменные и независимые
друг от друга, отрицает внутренние противоречия как
источник развития, базируется на абсолютизации
Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость
всего сущ, поняла действит-сть как процесс,
осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает
переход всякого св-ва в противоположное
(Гераклит, пифа-горейцы). Первонач. термином
Д. обозначались: 1) способн вес-ти спор
посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классиф-ции
поня-тий, разделения вещей на роды и виды.
Идеалистич. Д. Гегеля - он впервые представил
весь природн, историч и духовн мир в виде
процесса, т. е. в беспрерывн движении,
преобразовании и развитии, и сделал попытку
раскрыть внутр. связь этого движе-ния
и развития. Д. - движущая душа всякого научн
развертыв мысли. Истинно научное понимание
Д. - Маркс и Энгельс, они построили Д. на
основе материалистич. понимания историч.
про-цесса и развития познания, обобщ реальн.
процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении.
Вещи и явления есть то, чем они становятся
в пр-се развития, и в них, как тенденция,
заложено их будущее, то, чем они станут.
Противоречие - движущ сила и источник
всякого развития.
13. Диалектические
законы развития: закон единства и борьбы
противоположностей, закон взаимосвязи
количественных и качественных изменений,
закон отрицания.
Закон отрицания отрицания (закон диалектического
синтеза)
В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Каждой области действительности присущ свойственный только ей способ исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения следующей.
Т в 1000 градусов вызывает гибель амебы, но при этом не возникает следующая ступень развития этого существа. Способ отрицания амебы иной. Это деление, в результате которого исчезает старый микроорганизм и возникают два новых. Если использовать желудь на корм, то это будет отрицанием желудя. Но с развитием, присущим желудю, будет покончено. Способ смены ступеней, присущий желудю – это его превращение в росток дуба. Дуб строит свое тело из веществ, извлекаемых из земли корнями и из воздуха. Но ни корней, ни зеленых органов еще нет. Первые маленькие корешки и зеленые ростки образуются из материала, имеющегося внутри желудя, оболочка которого сгнивает и в состав нового растения не входит. Так что одна часть желудя при его отрицании отпадает, а другая существенно преобразовавшись, сохраняется. Едва возникнув, корешок и зеленый росток начинают извлекать из почвы и воздуха вещества для построения дуба. Растение, пришедшее на смену желудю, содержит много такого, чего в самом желуде не было. Таким образом, при отрицании желудя, во-первых, часть его вовсе не входит в растение, приходящее ему на смену, во-вторых, другая его часть входит в это растение коренным образом преобразившись и, в-третьих, в растении есть нечто совершенно новое, чего в желуде не существовало (это сочетание качественной новизны и преемственности).
Когда в науке место устаревшей теории занимает более совершенная, последняя, во-первых, отбрасывает заблуждение первой; во-вторых, сохраняет то верное, что содержалось в прежней теории, существенно переосмыслив, и, в-третьих, присоединяет к сохранившемуся, хотя и измененному знанию новые, впервые добытые знания.
Эти ступени необязательно следуют друг за другом. Поэтому ценность закона не в принципе троичности, а в характеристике особенностей перехода от одной ступени развития к другой.
Источники развития. Закон единства и борьбы противоположностей
Закон отрицания отрицания формулирует самые общие признаки, отличающие развитие от других форм движения и изменения. А что становится причиной изменений?
Так же обстоит дело и с противоположностями: наблюдаемый нами процесс – либо гибель чего-то, либо рождение; сторона, на которую мы указывали – либо юг, либо север = противоположные характеристики не могут принадлежать одному объекту.
Этот взгляд довлеет
в обыденной жизни. Но существует
и иной взгляд, согласно которому противоположности
не только могут содержаться в
одном и том де объекте, но в
каждом предмете, в каждом процессе
обязательно заключены
Оба взгляда существуют издавна. Но только в 19 веке наука дала новый фактический материал, заставивший пересмотреть вопрос о противоположностях. Исследуя магнетизм, физики обнаружили, что распилив магнит посередине, мы не получим один кусок северного полюса и другой – южного. Оба куска окажутся магнитами с двумя противоположными полюсами. Полюса у магнита исчезают сразу оба, если мы размагнитим кусочки. Только наличие этих двух противоположностей и обуславливает существование магнита.
Химия нашла, что в природе непрестанно происходят связанные друг с другом и превращающиеся друг в друга противоположные реакции – диссоциация (то есть разложение молекул на более простые составляющие) и ассоциация (образование молекул).
Геология выяснила, что исчезновение континентов, морей, озер, гор и возникновение других континентов, морей, озер и прочее всегда означают неотделимые друг от друга и переходящие друг в друга противоположные изменение.
Историки обнаружили, что причиной классовой борьбы, послужившей источником развития общества, были постоянные столкновения между рабами и рабовладельцами.
Две концепции источника развития
По Гераклиту именно эти противоположности и борьба между ними и являются источником развития.
Аристотель же отстаивал точку зрения, что причина изменений определяется источником извне.
До 17 века этот спор не был решен.
Диалектика утверждает, что борьба противоположно направленных действий – главный источник его движения, изменения. Чтобы ученый смог узнать, чем вызвано изменение какого-либо объекта, он должен, во-первых, постараться отличить роль противоположностей, внутренне присущих объекту, от внешних, оказываемых на него влияний, и, во-вторых, выяснить, какие именно внутренние противоположности являются основными для того или иного объекта. (рост и отмирание клеток, возникновение одних функций и исчезновение других, борьба противоречивых представлений детства и юности).
Источником развития
в диалектике считается не само наличие
противоположностей, а их взаимодействие,
ведущее к преодолению
Формы развития. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений
До сих пор рассматривая диалектику как теорию развития, мы характеризовали развитие со стороны его направления (закон отрицания отрицания) и внутреннихисточников (закон единства и борьбы противоположностей). Осталось ответить еще на один вопрос: какова форма процесса развития, развития вообще: происходит ли оно плавно, или в нем имеются скачки?
На каждом шагу мы сталкиваемся с тем, что исчезновение какого-либо объекта или появление нового объекта происходит так постепенно и непрерывно, что невозможно определить, момент его исчезновения или появления нового объекта.
Вводя вещества, поглощаемые организмом, так называемые меченые (радиоактивные) атомы, ученые установили, что за 80 дней половина белков, содержащаяся в теле человека, выводится из его организма и заменяется новыми. Несмотря на это, невозможно указать момент исчезновения старого состава нашего тела и возникновение его нового состава. При этом человек остается самим собой.
1. Изменение. Заключающееся в том, что объект, существовавший до этого изменения, исчезает, а на его месте возникает объект, которого до данного изменения не было, называется качественным.
2. Если же в
ходе изменений различные
Характеристики, утрата которых обязательно означает прекращение существования объекта, называется его качеством. Характеристики, утрата которых в определенных пределах не затрагивает существование объекта, называют егоколичеством.
Качественные изменения: «не было, а теперь есть», «было, а теперь нет».
Количественные: «больше-
Закон перехода количественных изменений в качественные:
1. Всем явлениям
в природе, обществе и
2. Непрерывные количественные
изменения могут происходить
лишь в границах особой для
каждого объекта или процесса
меры, при нарушении которой эти
изменения вызывают коренной
скачкообразный переход к
3. Новое качество
обладает новыми
Закон перехода
количества в качество выражает такую
взаимозависимость
Законы не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Мы не можем говорить о переходе количества в качество без рассмотрения вопроса об отрицании старого качества и возникновении нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в любом предмете и явлении. В то же время каждый из этих законов характеризует вполне конкретную сторону развития, которую можно рассматривать относительно обособленно.
Любой предмет, явление
представляет собой некоторое качество,
единство его стороны, которые в
результате количественного накопления
противоречивых тенденций и свойств
внутри этого качества приходят в
противоречие и развитие предмета осуществляется
через отрицание данного
14. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Категория - это
наиболее общее понятие (
универсальная форма человеческого
мышления ), в котором фиксируются,
отражаются
наиболее общие и
В мышлении разных эпох складываются различные понятийные схемы. Философия сделала их объектом своего изучения, она уделяет категориальные схемы, осмысливает взаимосвязь категорий, дает им более четкое выражение. Т.е. мышление превращает их в четкие, осознанные определения. Таким образом категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.
Мы представляли диалектику как науку, и утверждали, что наука, тем более наука, чем более развита система категорий её.