Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 197.94 Кб (Скачать файл)

12 Диалектика как ядро научной философии. Диалектика и метафизика. Картина мира с позиции диалектики и метафизики. 
диалектика – это учение о наиболее фундаментальных, коренных качествах бытия и обусловленных этими качествами методах познания и деятельности. Понятие "диалектика" (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) ввел в обращение древнегреческий мыслитель Сократ. Сократ понимал диалектику как метод достижения истины в диалоге путем борьбы мнений, выявления противоречий в позициях спорящих сторон. Становление диалектики, как ядра философского мировоззрения и метода поиска истины, шло по пути углубляющегося осознания того фундаментального обстоятельства, что противоречивость, столкновение противоположных сторон имеют место не только в человеческой деятельности, спорах и дискуссиях, но являются всеобщим, коренным качеством бытия, присущим любому объекту. Добро и зло, истина и заблуждение, анализ и синтез, ассимиляция и диссимиляция, положительный и отрицательный полюса магнита, жизнь и смерть, материализм и идеализм – все это примеры полярных противоположностей, взаимодействие которых пронизывает все уровни бытия и в существенной степени определяет развитие объектов, формирование их качеств и тенденций движения. Понять мир без учета присущей ему полярности, противоречивости явлений невозможно. С другой стороны, по мере развития науки и философии накапливалось все больше свидетельств тому, что выявление противоречий в объектах действительности и исследование путей их разрешения – это универсальный и очень плодотворный путь поиска истины в познании. Спор, в котором, как известно, рождается истина - лишь частный случай движения мысли к сущности явлений через противоречие. Таким образом, изначальной коренной идеей, определявшей развитие диалектики на протяжении многих веков, является идея противоречивости бытия, познания, всего сущего, а также плодотворности познания явлений через исследование присущих им противоречий.      Другой, столь же фундаментальной чертой диалектики является присущее ей рассмотрение объектов и явлений действительности в развитии. Эта сторона по мнению многих философов и мыслителей настолько значима для выражения сути диалектики, что может являться основой для ее определения как общей теории развития. Классическое определение диалектики как науки "о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления" дал Ф. Энгельс.1 Как "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде" понимал диалектику и крупнейший продолжатель марксизма В.И. Ленин.2 До настоящего времени многие философы, авторы учебных пособий по философии трактуют диалектику именно как учение о развитии, считая это понимание наиболее полным и фундаментальным.В действительности эта трактовка при своей несомненной ценности является все же односторонней и неполной. Развитие объектов невозможно понять и объяснить без учета их связности, взаимодействия. На это в свое время обратил внимание Ф. Энгельс, характеризовавший диалектику также и как науку "о всеобщей связи"3. Как отмечалось ранее, именно всеобщая связь и взаимодействие являются согласно современным представлениям субстанциональной основой бытия, лежат в основе образования всего многообразия форм и проявлений мироздания. Заметим кстати, что противоречивость явлений является особой формой их связности, взаимодействия. Поэтому третьим существенным, базисным аспектом диалектики является учение о всеобщей связи явлений действительности.      Рассмотренные идеи (аспекты) диалектики: противоречивость, развитие, всеобщая связь явлений – в течение многих десятилетий рассматривались как основные принципы этого учения, адекватно отражающие его суть. Однако результаты современной науки и состояние общественной практики дают множество свидетельств тому, что указанные принципы не только в отдельности, но даже и совместно недостаточны для познания многих сверхсложных явлений, для адекватного разрешения глобальных проблем современного мира. Весь опыт науки, в особенности опыт познания и проектирования сверхсложных объектов (в экономике, социальной сфере, в решении экологических, демографических, социокультурных, политических т.п. проблем) показывает, что для адекватного исследования и решения подобных проблем необходимо их системное видение. Ведь высшей ступенью познания сложного объекта является его познание как целостной, организованной, развивающейся системы. Как мы сможем далее показать, системность аккумулирует в себе развитие, связность, противоречивость как свои существенные стороны, грани, проявления. Поэтому, не умаляя значение принципов противоречия, связи, развития, которые являются необходимыми аспектами, ступенями восхождения к системному видению объекта, следует все же признать, что высшим и важнейшим принципом диалектики, обобщающим и объединяющим все другие ее принципы, является принцип системности. Соответственно наиболее развитой характеристикой современной диалектики является ее определение как учения о системности. Развитие диалектики как учения о системности отражает назревшую необходимость переориентации в системном духе основных сфер человеческой деятельности и интеллектуальной культуры. Идеи системности со второй половины XX века все более явно становятся маяком современной науки, основным вектором ее преобразований. Поэтому освоение системно-диалектической методологии является необходимым условием полноценного образования современного специалиста высшей квалификации.Характеризуя в целом роль диалектики в современной науке, культуре, общественных преобразованиях, необходимо отметить, что ее положения определяют основные ориентиры научного мировоззрения, действенного мышления, обусловливают формирование научной картины мира. Они задают эталоны продуктивных подходов в познании, проектировании, преобразовании сложных объектов, предохраняют от ложных путей, тупиков и ошибок. Овладение диалектикой позволяет более эффективно организовать имеющиеся знания, углубляет видение и понимание действительности, развивает строгость мышления, расширяет научный и культурный кругозор.Как уже отмечалось, диалектический метод не подменяет методы и понятия конкретных наук, а предлагает такие способы их взаимоувязки, координации и развития, которые обеспечивают целостность знания, наиболее естественные и надежные пути движения к истине. Особую значимость имеют идеи диалектики при решении нестандартных, творческих, прогностических проблем, где подходы частных наук недостаточны или вообще не работают. В качестве примеров можно указать следующие виды подобных проблем: как избрать наиболее прогрессивный тип создаваемой машины или технологии? Как наиболее эффективно произвести перестройку производства? Как осуществить выбор из нескольких конкурирующих теорий? Какие качества проводимых реформ обеспечивают их успешность? и т.п. Таким образом, диалектический метод – это философская стратегия истинного познания и эффективной деятельности. Знание его основ приобщает мыслящего человека к генеральным путям осмысления действительности, выработанным многовековым опытом философии.  Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики. Формы диалектики: 1) Античная (наивная) – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая). 4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание. 
Метафизика - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о  природе. В  истории Ф. термин "метафизика" нередко употребляется как синоним  философии.  В Ф. марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга,  отрицает  внутренние противоречия как источник развития, базируется  на  абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. Диалектика - учение о наиб закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод мышления. 
    Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость всего сущ, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает переход всякого св-ва в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). Первонач. термином Д. обозначались: 1) способн вес-ти спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классиф-ции поня-тий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистич. Д. Гегеля - он впервые представил весь природн, историч и духовн мир в виде процесса, т. е. в беспрерывн движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движе-ния и развития. Д. -  движущая душа всякого научн развертыв мысли. Истинно научное понимание Д. - Маркс и Энгельс, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. про-цесса и развития познания, обобщ реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие - движущ сила и источник всякого развития. 
13. Диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, закон отрицания.  
Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)

В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой  основе характерные черты, структуру  исходной ступени развития.

Каждой области  действительности присущ свойственный только ей способ исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения  следующей.

Т в 1000 градусов вызывает гибель амебы, но при этом не возникает  следующая ступень развития этого  существа. Способ отрицания амебы  иной. Это деление, в результате которого исчезает старый микроорганизм и  возникают два новых. Если использовать желудь на корм, то это будет отрицанием желудя. Но с развитием, присущим желудю, будет покончено. Способ смены ступеней, присущий желудю – это его превращение  в росток дуба. Дуб строит свое тело из веществ, извлекаемых из земли  корнями и из воздуха. Но ни корней, ни зеленых органов еще нет. Первые маленькие корешки и зеленые  ростки образуются из материала, имеющегося внутри желудя, оболочка которого сгнивает и в состав нового растения не входит. Так что одна часть желудя при  его отрицании отпадает, а другая существенно преобразовавшись, сохраняется. Едва возникнув, корешок и зеленый  росток начинают извлекать из почвы  и воздуха вещества для построения дуба. Растение, пришедшее на смену  желудю, содержит много такого, чего в самом желуде не было. Таким  образом, при отрицании желудя, во-первых, часть его вовсе не входит в  растение, приходящее ему на смену, во-вторых, другая его часть входит в это растение коренным образом  преобразившись и, в-третьих, в растении есть нечто совершенно новое, чего в  желуде не существовало (это сочетание  качественной новизны и преемственности).

Когда в науке  место устаревшей теории занимает более  совершенная, последняя, во-первых, отбрасывает  заблуждение первой; во-вторых, сохраняет  то верное, что содержалось в прежней  теории, существенно переосмыслив, и, в-третьих, присоединяет к сохранившемуся, хотя и измененному знанию новые, впервые добытые знания.

Эти ступени необязательно  следуют друг за другом. Поэтому  ценность закона не в принципе троичности, а в характеристике особенностей перехода от одной ступени развития к другой.

Источники развития. Закон единства и борьбы противоположностей

Закон отрицания  отрицания формулирует самые  общие признаки, отличающие развитие от других форм движения и изменения. А что становится причиной изменений?

Так же обстоит дело и с противоположностями: наблюдаемый  нами процесс – либо гибель чего-то, либо рождение; сторона, на которую  мы указывали – либо юг, либо север = противоположные характеристики не могут принадлежать одному объекту.

Этот взгляд довлеет  в обыденной жизни. Но существует и иной взгляд, согласно которому противоположности  не только могут содержаться в  одном и том де объекте, но в  каждом предмете, в каждом процессе обязательно заключены противоположности. Эту мысль выдвинул Гераклит, обративший внимание на существование в обществе противоположностей: свободные граждане и рабы, богатство и нищета. Он считал, что все явления природы также заключают в себе противоположности.

Оба взгляда существуют издавна. Но только в 19 веке наука дала новый фактический материал, заставивший  пересмотреть вопрос о противоположностях. Исследуя магнетизм, физики обнаружили, что распилив магнит посередине, мы не получим один кусок северного полюса и другой – южного. Оба куска окажутся магнитами с двумя противоположными полюсами. Полюса у магнита исчезают сразу оба, если мы размагнитим кусочки. Только наличие этих двух противоположностей и обуславливает существование магнита.

Химия нашла, что в природе непрестанно происходят связанные друг с другом и превращающиеся друг в друга противоположные реакции – диссоциация (то есть разложение молекул на более простые составляющие) и ассоциация (образование молекул).

Геология выяснила, что исчезновение континентов, морей, озер, гор и возникновение других континентов, морей, озер и прочее всегда означают неотделимые друг от друга и переходящие друг в друга противоположные изменение.

Историки обнаружили, что причиной классовой борьбы, послужившей источником развития общества, были постоянные столкновения между рабами и рабовладельцами.

Две концепции  источника развития

По Гераклиту  именно эти противоположности и  борьба между ними и являются источником развития.

Аристотель же отстаивал  точку зрения, что причина изменений  определяется источником извне.

До 17 века этот спор не был решен.

Диалектика утверждает, что борьба противоположно направленных действий – главный источник его  движения, изменения. Чтобы ученый смог узнать, чем вызвано изменение  какого-либо объекта, он должен, во-первых, постараться отличить роль противоположностей, внутренне присущих объекту, от внешних, оказываемых на него влияний, и, во-вторых, выяснить, какие именно внутренние противоположности являются основными  для того или иного объекта. (рост и отмирание клеток, возникновение  одних функций и исчезновение других, борьба противоречивых представлений  детства и юности).

Источником развития в диалектике считается не само наличие  противоположностей, а их взаимодействие, ведущее к преодолению противоречий между ними.

Формы развития. Закон взаимосвязи  и взаимоперехода количественных и  качественных изменений 

До сих пор  рассматривая диалектику как теорию развития, мы характеризовали развитие со стороны его направления (закон отрицания отрицания) и внутреннихисточников (закон единства и борьбы противоположностей). Осталось ответить еще на один вопрос: какова форма процесса развития, развития вообще: происходит ли оно плавно, или в нем имеются скачки?

На каждом шагу мы сталкиваемся с тем, что исчезновение какого-либо объекта или появление  нового объекта происходит так постепенно и непрерывно, что невозможно определить, момент его исчезновения или появления  нового объекта.

Вводя вещества, поглощаемые  организмом, так называемые меченые (радиоактивные) атомы, ученые установили, что за 80 дней половина белков, содержащаяся в теле человека, выводится из его  организма и заменяется новыми. Несмотря на это, невозможно указать момент исчезновения старого состава нашего тела и  возникновение его нового состава. При этом человек остается самим  собой.

1. Изменение. Заключающееся  в том, что объект, существовавший  до этого изменения, исчезает, а на его месте возникает  объект, которого до данного изменения  не было, называется качественным.

2. Если же в  ходе изменений различные стороны  или части объекта растут, уменьшаются,  перегруппировываются в известных  пределах, либо вовсе исчезают  и появляются вновь, но претерпевший  изменения объект все-таки сохраняется,  то такие изменения называются количественными.

Характеристики, утрата которых обязательно означает прекращение  существования объекта, называется его качеством. Характеристики, утрата которых в определенных пределах не затрагивает существование объекта, называют егоколичеством.

Качественные  изменения: «не было, а теперь есть», «было, а теперь нет».

Количественные: «больше-меньше», «ниже-выше», «теплее-холоднее» и прочее.

Закон перехода количественных изменений в качественные:

1. Всем явлениям  в природе, обществе и мышлении  присущи количественные и качественные  характеристики.

2. Непрерывные количественные  изменения могут происходить  лишь в границах особой для  каждого объекта или процесса  меры, при нарушении которой эти  изменения вызывают коренной  скачкообразный переход к новому  качеству.

3. Новое качество  обладает новыми количественными  характеристиками и, следовательно,  качественные изменения влекут  за собой и новые количественные  изменения.

Закон перехода количества в качество выражает такую  взаимозависимость характеристик  материальной системы, при которой  количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а  новое качество порождает новые  возможности и интервалы количественных изменений.

Законы не существуют оторвано друг от друга, а реализуются  как компоненты единого общего процесса развития. Мы не можем говорить о  переходе количества в качество без  рассмотрения вопроса об отрицании  старого качества и возникновении  нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в любом  предмете и явлении. В то же время  каждый из этих законов характеризует  вполне конкретную сторону развития, которую можно рассматривать  относительно обособленно.

Любой предмет, явление  представляет собой некоторое качество, единство его стороны, которые в  результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств  внутри этого качества приходят в  противоречие и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств  в образовавшемся новом качестве.

14. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ  
Категория  -  это  наиболее  общее  понятие   (   универсальная   форма человеческого мышления ), в котором фиксируются,  отражаются

                наиболее общие  и  существенные  свойства,  связи  отношения природы, общества и мышления.     Т.е.  как форма знания       -  она раскрывает  существенные   связи       объективного     мира.             как форма познания      -  она отражает  не   только   связи                                 объективного мира, но и субъекта и процесса   их взаимодействия.            как форма мышления   -  она раскрывает связи мыслительных  форм     субъекта.     Особенность FK   в   их   предельной   абстракции.   В   сочетании   и взаимодополнении категории диалектики образуют подвижную сеть  универсальных понятий способных отражать подвижность противоречивость бытия.

    В  мышлении  разных  эпох   складываются  различные  понятийные  схемы. Философия сделала их объектом своего изучения,  она  уделяет  категориальные схемы, осмысливает взаимосвязь категорий, дает им  более  четкое  выражение. Т.е. мышление превращает их в четкие, осознанные определения.     Таким образом категории объективны по  содержанию,  но  субъективны по форме.

    Мы представляли  диалектику как науку,  и   утверждали,  что  наука,  тем более наука, чем более развита система категорий её.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"