Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия",
Принцип изономии
Основным методологическим принципом атомистов был принцип изономии (буквальный перевод с греческого: равенство всех перед законом), который формулируется следующим образом: если то или иное явление возможно и не противоречит законам природы, то необходимо допустить, что в беспредельном времени и на беспредельном пространстве оно либо когда-то уже имело место, либо когда-нибудь наступит: в бесконечности нет границы между возможностью и существованием.
По существу, это четкая констатация принципа инерции — основы всей современной физики.
Космология
Великая Пустота пространственно бесконечна. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. Различие между легким и тяжелым не качественное, а количественное, и уже в этом заключается существенный прогресс. Сепарацию вещества внутри вихря Демокрит объясняет следующим образом: в своем стремлении к центру вихря более тяжелые тела вытесняют более легкие, и те остаются ближе к периферии вихря. В центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. Множественность миров следует из принципа изономии. Поскольку Земля находится в центре мира, то все направления от центра равноправны, и у неё нет основания двигаться в каком-то направлении. Однако он не был сторонником теории шарообразной Земли. Демокрит приводил следующий довод: если бы Земля была шаром, то солнце, заходя и восходя, пересекалась бы горизонтом по дуге окружности, а не по прямой линии, как на самом деле. По мнению Демокрита, порядок расположения светил следующий: Луна, Венера, Солнце, другие планеты, звезды.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
1)материальные вещи
изменчивы, непостоянны и со
временем прекращают свое
2)окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
3)реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
4)чистые (бестелесные)
идеи истинны, вечны и
любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
«единого»; «ума»; «души».
«Единое»:
является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
есть ничто;
выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
происходит от «единого»; разделен с «единым»; противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»:
подвижная субстанция, которая объединяет и связывает» единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна;
при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств
монархия – справедливая власть одного человека;
тирания – несправедливая власть одного человека;
аристократия – справедливая власть меньшинства;
олигархия – несправедливая власть меньшинства;
демократия – справедливая власть большинства;
тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
6. Философия Аристотеля
Философия Аристотеля
1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
2. Классификация философии, данная Аристотелем.
Философию Аристотель разделил на три вида:
теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
сущность (субстанция);количество;
страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:
растительная душа; животная душа; разумная душа.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
7. Ф. Бэкон-основоположник
Наукоцентризм, философии
Нового времени. Эмпиризм и рационализм
(Ф.Бэкон.)
В истории философии
и науки Ф.Бэкон выступил как
провозвестник опытного естествознания
и научного метода. Ему удалось
дать образ новой науки, отправляясь
от твердо принятых и последовательно продуманных
представлений о значении знания в обществе
и человеческой жизни. Старая философия
бесплодна и многословна - таков краткий
вердикт Бэкона Главным делом философа
становятся критика традиционного познания
и Издание нового метода постижения природы
вещей. Он упрекает мыслителей прошлого
за то, что в их трудах не слышно голоса
самой природы, созданной Творцом. Методы
и приемы науки должны отвечать подлинным
ее целям - обеспечению благополучия и
достоинства человека. Это и свидетельство
выхода человечества на дорогу истины
после долгого и бесплодного плутания
в поисках мудрости. Обладание истиной
обнаруживает себя именно в росте практического
могущества человека. "Знание - сила"
- вот путеводная нить в прояснении задач
и целей самой философии.
"Человек, слуга и истолкователь Природы,
ровно столько совершает и понимает, сколько
он охватывает в порядке Природы; свыше
этого он не знает и не может ничего"-
этим афоризмом Бэкона открывается его
"Новый Органон".Учение Бэкона разрешает
двуединую задачу - критически проясняет
источники заблуждения традиционной,
не оправдавшей себя мудрости и указывает
на правильные методы овладения истиной.
Критическая часть программы Бэкона ответственна
за формирование методической дисциплины
научного разума. Приверженность к негодным
методам познания мира обусловлена, по
мнению Бэкона, господством над сознанием
людей так называемых "идолов". Он
выделяет четыре их основных вида: идолы
рода, пещеры, рынка и театра. Так образно
представлены типичные источники человеческих
заблуждений.
"Идолы рода" - это
предрассудки нашего ума,
8. Рационализм Р. Декарта
Декарт (1596 - 1650) - французский математик
и философ. Поставил на первое место разум,
сведя роль опыта к простой практической
проверке данных интеллекта. Он стремился
разработать универсальный дедуктивный
метод для всех наук. Исходя из теории
рационализма, предполагал наличие в человеческом
уме, врожденных идей, которые во многом
определяют результаты познания.
Воззрения Д. на природу носили, в основном, механистический характер. Вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс существования мира дает бог, но, в последствии, развитие мира определяется самостоятельной творческой силой.
Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учений о природе. Душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Субстанция - бог. Все остальное есть нечто сотворенное богом.
Мир Д. разделил на два рода субстанций - материальную и духовную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами: мышлением и протяженностью, а все остальные атрибуты - производные от них. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально присущие, а не приобретенные в опыте.
Первым вопросом философии для Д. был о возможности достоверного знания.
Метод научного познания Декарта называется рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности самого мышления, расчленения объектов мышления на простейшие элементарные части, и, сначала изучение их в отдельности, а затем движение мысли от простого к сложному.
Ему принадлежит изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".
9. Сенсуализм Дж. Локка
сенсуализм — направление в теории познания,
согласно которому ощущения и восприятия
— основная и главная форма достоверного
познания. Проблему происхождения человеческих
знаний Локк формулирует как проблему
происхождения идей. Там, где нет идей,
нет и знаний И чувственный опыт, согласно
Локку, источник знания о материальном
мире. Чувственное знание выступает у
Локка как неотъемлемый компонент опыта.
В этом смысле сенсуалистическое положение
"Все знания проистекают из ощущений"
впол-не согласуется у него с положением
"Все знания приобретаются из опыта".
Локк пытается проследить переход от ощущений
к знаниям. Исследование природы и разнообразных
функций разума позволяет, согласно Локку,
не только показать, что ощущения - "богатый
источник большинства наших идей, зависящих
всецело от наших чувств и через них входящих
в разумно и выявить другие познавательные
способности, развивающиеся по мере обогащения
материалом знания. Естественно, что, поставив
такую задачу, Локк наряду с объектами
внешнего мира выделяет и особый, внутренний
объект знания - новый, познавательные
способности человека в целом, его разум.
Согласно Локку, опыт имеет бы два измерения:
чувственное, обращенное во внешний мир,
и рациональное, направленное на познавательную
деятельность.