Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия",
Локк наряду с основополагающим видом опыта - ощущением признает опыт внут-ренний - рефлексию, означает не измену принципу материалистического сенсуализма (или эмпиризма), а глубокое понимание того, что принцип сенсуализма - это только один из клю-чей к объяснению возникновения идей и знаний.
10. Философия Беркли
Джордж Беркли (англ. George Berkeley; 12 марта
1685 — 14 января 1753) — английский философ,
известный своей системой спиритуалистической
философии (философское учение, признающее
сущностью мира духовное первоначало
и рассматривающее материальное как творение
духа (Бога) и противоположно по своему
содержанию материализму.)
Философское мировоззрение Беркли развилось отчасти, как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм Беркли послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против себя как философов, так и богословов. Беркли приходит к выводу, что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реального объективного мира в принципе невозможно. Он заявляет, что не отрицает "существования ничего, что мы можем
воспринимать посредством чувства или размышления". Он так же говорит, что
не сомневается "даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи,
которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками". Беркли лишь
отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании
11. Философия Канта
(Немецкая классическая
философия). В фил творчестве Канта
выделяют 2 периода: докритический(1746-
1.Учение о вещи в себе и явлениях. Вне человека реально сущ. тела, вещи. Кант назвал их вещь в себе. То есть мир сущ. объективно, вне и независимо от людей. Это позиция материализма. Вещь в себе воздействует на органы чувств и вызывает ощущения. Этот процесс Кант назвал «аффицирование». Вещь в себе недоступна нашему познанию, т.к. по ощущ, которые человек получает от предметов внешнего мира, нельзя ничего узнать об их св-вах, т.о. познать человек может только явления, Мы можем знать каковы наши ощущ, но по ним мы не можем судить о самих вещах, познать их суть. – в этом и заключается агностицизм Канта.
2.Учение о знании. Знание о явлениях (а только их может познать чел) сущ. в 2х формах: совершенной и несовершенной. Несовершенное знание- знание апостериорное, которое появляется в ходе опыта. Совершенное, истинное, априорное знание, которое предшествует опыту и не зависит от него.
3.Учение о познании. Любой чел обладает 3мя априорными формами получения знаний о явлениях: апр формы чувств познания, рассудка и разума. С их помощью чел способен получить правильное знание о явлениях.
Априорными формами чувств познания явл пространство и время. Смысл этого утверждения: когда вещи воздействуют на органы чувств, то возникают ощущения. Эти ощущения первонач хаотичны. Однако с помощью врожд форм чувств познания, те пространства и времени, на первой ступени познания происходит пространств- временное упорядочивание ощущений. Простр. и время у Канта – это не реальное простр. и время, это априорные (доопытные) формы наших чувств, рамка, в кот группируются наши ощущения.
Априорные формы рассудка (категории) вступают в действие после первого, чувств этапа познания. Рассудок действ с пом априорных категорий, кот обл любой чел: категории колва(единство, целостность,); качва ( реальность, отрицание, ограничение); отношения(причинность, взаимодействие); модальности (возможность, существование, необходимость и случайность). Рассудок подводит эти категории под ощущения.
Априорные формы разума(идеи). – третья ступень познания. Идеи –суждения, кот возникают на базе первой и второй ступеней познания, благодаря спос чел разума делать умозаключения.
Вывод: Вещь в себе, скрытая от чела сущность мира – непознаваема. Однако разум чела устроен так, что он стремится к познанию мира, но тк это принципиально невозможно, то разум рождает антиномии. Антиномия – неустранимое противоречие в идеях при попытке их доква, или противоречие между 2ми положениями, каждое из кот признано лог доказуемым.
Свое учении кант назвал критическим идеализмом. Оно исследует вопрос о том, как может сущ. априорное(истинное) знание.
12. Философия Гегеля
Объективный идеализм. Исходным пунктом философии Гегеля явл тождество бытия и мышления. Смысл этого принципа заключается в след: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира, т.к. сознание чела нельзя вывести из материи, тк невозможно объяснить, как неживая материя могла породить человеческий разум. Это суждение направлено против материализма.. материю невозможно вывести из челов. Сознания, тк нужно объяснить, как возникло человеческое сознание. Это суждение направлено против субъективного идеализма Беркли.
Если ложны обе фил позиции, то нужно найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и челов сознание. Такой основой, считает Гегель, явл абсолютная идея.
Первоначало (абсолютная идея) – есть тождество бытия и мышления. По Гегелю принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что вначале все – и природа, и чел, и общество присутствуют в Абс идее потенциально, затем Абс идея сама становится природой, челом, обществом и тд
Фил система Гегеля состоит из 3х частей. Это означает, что Абс идея саморазвивается в 3х формах: логика, философия природы, фил Духа.
1.Логика. Первая ступень развития Абс идеи рассм в работе «Наука логики», кот по опред Гегеля, явл наукой об идее в себе и для себя. Т.е. здесь Абс идея развивается вне простр и времени, в сфере чистой мысли, разв сама по себе. Она при этом познает себя через логические категории: учение о бытии- бытие тождественно ничто. В результате их взаимосвязи возникает становление, кот переходит в наличное бытие, т.е. ставшее бытие; учение о сущности и таких ее категориях как тождество, различие, противоположность, противоречие. Учение о понятии. Здесь рассказывается о том, что такое понятие(отраж в обобщ форме существ свойств, явлений и предметов), суждение( форма мышления, кот с пом понятий утверждает или отрицает ч-л о явлениях, предметах), умозаключение(форма мышления, позв получить новое знание).
2. Философия природы. Книга «Философия природы». Главные формы природного бытия Абс идеи: механика (здесь рассм простр и время, материя, движения); физика( этот раздел посвящен анализу света, тепла, небесных тел, хим реакций); оргтехника(здесь анализируются проблемы геологии, ботаники, зоологии)
3. Философия духа. Книга «философия духа». Сотоит из 3х частей: учение о субъективном духе-антропология, физиология, психология; учение об объективном духе – право, нравственность, госво; учение об абс духе – искусство, религия, философияю.
Итак, объективный идеализм Гегеля заключается в том, что первоосновой, с его точки зрения, является Мировой разум. Абс идея и мир есть воплощение Мирового разума, находящегося в процессе развития – самопознания.
13.Философия Л. Фейербаха.
1. Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление
философии возник задолго до Фейербаха
(Древняя Греция – Демокрит и
Эпикур; Англия нового времени –
Бэкон, Локк; Франция – просветители-
Философия Людвига Фейербаха
стала первым случаем глубоко
последовательного
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
большой интерес к социально-
убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
2. Критика
Фейербахом гегелевской
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
отвергает идею тождества бытия и мышления;
не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
не признает единства философии и религии;
отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
3. Антропология Фейербаха.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
единственно существующими реальностями являются природа и человек;
человек является частью природы;
человек есть единство материального и духовного;
человек должен стать главным интересом философии;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
4. Проблема Бога в философии Фейербаха.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, - деистов и др., Фейербах:
выступает с атеистических позиций;
тесно увязывает проблему Бога с антропологией;
Можно выделить следующие
основные положения атеистическо-
Бога как самостоятельной реальности нет;
Бог – порождение сознания человека;
религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
распространение религии
стало возможным благодаря
корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
мысль о Боге – сверхсильном разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
Бог – идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
Бог в действительности не является творцом, Он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.
5. Гносеология Фейербаха.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
6. Социально-политическая философия.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;