Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 экзаменационных вопросов по дисциплине "Философия".
Исторически первым был мифологический взгляд на мир.
Миф — это:
1) общественное сознание, способ
самовыражения древнего
2) наиболее ранняя форма
3) единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи.
В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте.
Особое место принадлежит в мифах проблеме культурных достижений человека; мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и т. д.
Для мифологического
1) эмоционально-образная форма,
2) очеловечивание природы,
3) отсутствие рефлексии,
4) утилитарная направленность.
Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.
Рефлексия (работа сознания,
мысли человека над
Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.
Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не рефлексивный тип мировоззрения. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.). религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства,
десять заповедей в
Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии, но и выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились высшей ценностью). Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.
«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.
Предмет и основные проблемы философии.
Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей?
Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы.
С этих позиций философию можно определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия. К таким вечным проблемам можно отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека. «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» – такой вариант формулировок вечных проблем предложил христианский мыслитель Григорий Богослов. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеться?» – таковы краеугольные вопросы философии по мысли великого немецкого философа И.Канта. Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом – хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого.
При этом истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия – на то и вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем глубже и тоньше данный ответ, тем больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью. Стремление к мудрости, любовь к самому процессу ее обретения – пожалуй, именно это является главным делом жизни мудреца-философа, который – в отличие от самодовольного глупца – знает о своем незнании, а потому и не утрачивает воли к бесконечному совершенствованию. «Ученое незнание» – вот еще одно возможное определение философии, если воспользоваться выражением мыслителя эпохи Возрождения Николая Кузанского.
Последовательно размышляя над вечными проблемами, философ-мудрец формирует «мировоззрение». Мировоззрение есть система взглядов на мир, на человека и, самое главное, на отношение человека к миру. Отсюда не будет ошибкой дать еще одно определение философии, которое было особенно популярно у русских философов (С.Л.Франк, П.А.Флоренский и т.д.): философия есть учение о цельном мировоззрении.
В отличие от науки, религии и
искусства, которые также формируют
определенную систему мировоззрения,
философское мировоззрение
Место философии в духовной культуре общества.
Специфика философского мировоззрения и философский способ решения вечных проблем человеческого бытия становятся очевидными при сравнении философии с наукой, религией и искусством.
Философия и наука. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:
1) любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;
2) наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.
В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.
Философия и религия. Как и философия,
религиозное мировоззрение
Взаимоотношения между философией
и религией меняются от эпохи к
эпохе, от культуры к культуре, варьируясь
от состояния мирного
Философия является мировоззрением,
т.к. в любом философском учении содержится
система мировоззренческих обобщений.
Философия – это особая форма познания
мира, вырабатывающая систему знаний о
фундаментальных признаках, о наиболее
сущных признаках.
Философия включает в себя учение об общих
принципах бытия мироздания (онтология
или метафизика), о сущности и развитии
человеческого общества (социальная философия
и философия истории), учение о человеке
и его бытии в мире (философская антропология),
теорию познания (гносеологию), проблемы
теории познания и творчества, этику, эстетику,
теорию культуры и, наконец, свою собственную
историю, т.е. историю философии, которая
являет собой существенную составляющую
предмета философии: история философии
есть часть содержания самой философии.
Так исторически сложился предмет философии,
т.е. круг ее специфических разделов и
проблем, так теоретически и практически,
т.е. организационно и педагогически, дифференцировались
ее разделы. Предмет философии - не одна
какая-нибудь сторона сущего, а все сущее
во всей полноте своего содержания и смысла.
Философия нацелена не на то, чтобы определить
точные границы и внешние взаимодействия
между частями и частицами мира, а на то,
чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно
философия включает онтологию—учением
о бытии, гносеологию - учение о познании,
аксиологию— учение о ценностях. Так же
выделяют социальную философию и философию
истории, а также философскую антропологию
— учение о человеке, историю философии,
этику, эстетику.
Содержание функций философии:
- Мировоззренческая функция способствует
формированию целостности картины мира,
представлений об его устройстве, месте
человека в нем, принципов взаимодействия
с окружающим миром.
- Методологическая функция заключается
в том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действительности.
- Мыслительно-теоретическая функция выражается
в том, что философия учит концептуально
мыслить и теоретизировать – предельно
обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно-логические схемы,
системы окружающего мира.
- Гносеологическая – одна из основополагающих
функций философии – имеет целью правильное
и достоверное познание окружающей действительности
(то есть механизм познания).
- Роль критической функции – подвергать
сомнению окружающий мир и существующее
значение, искать их новые черты, качества,
вскрывать противоречия. Конечная задача
данной функции – расширение границ познания,
разрушение догм, окостенелости знания,
его модернизация, увеличение достоверности
знания.
- Аксиологическая функция философии (в
переводе с греческого axios – ценный) заключается
в оценке вещей, явлений окружающего мира
с точки зрения различных ценностей –
морально-нравственных, этических, социальных,
идеологических и др. Цель аксиологической
функции – быть «ситом», через которое
пропускать все нужное, ценное и полезное
и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Аксиологическая функция особенно усиливается
в переломные периоды истории (начало
средних веков – поиск новых (теологических)
ценностей после крушения Рима; эпоха
Возрождения; Реформация; кризис капитализма
конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
- Социальная функция – объяснить общество,
причины его возникновения, эволюцию современное
состояние, его структуру, элементы, движущие
силы; вскрыть противоречия, указать пути
их устранения или смягчения, совершенствования
общества.
- Воспитательно-гуманитарная функция
философии состоит в том, чтобы культивировать
гуманистические ценности и идеалы, прививать
их человеку и обществу, способствовать
укреплению морали, помочь человеку адаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни.
- Прогностическая функция заключается
в том, чтобы на основании имеющихся философских
знаний об окружающем мире и человеке,
достижениях познания спрогнозировать
тенденции развития, будущее материи,
сознания, познавательных процессов, человека,
природы и общества.