Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 экзаменационных вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Вопросы для подготовки к экзамену ФИЛОСОФИЯ.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

Исторически первым был мифологический взгляд на мир.     

 Миф — это:    

1) общественное сознание, способ  самовыражения древнего общества.     

2) наиболее ранняя форма духовной  культуры  человечества,  в  которой соединены  зачатки   знаний,   элементы   верований,   политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии.    

3) единая, синкретическая форма  сознания, выражающая  миропонимание  и мировосприятие тогдашней эпохи.     

 В  мифах  такого  рода  содержатся  попытки  ответа   на   вопросы   о происхождении  и  строении  Вселенной,  о  важнейших  явлениях   природы   — солнечных и лунных затмениях, наводнениях,  падениях  метеоритов  и  др.,  о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях  его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений  духовной культуры  —  тоже  базируется  в  известных   пределах   на   мифологическом фундаменте.      

 Особое  место  принадлежит  в  мифах  проблеме  культурных  достижений человека; мифологический — это не значит полностью  оторванный  от  реальной практики, смысла, элементов науки и т. д.     

 Для мифологического мировоззрения  характерны следующие черты:    

1) эмоционально-образная форма,    

2) очеловечивание природы,    

3) отсутствие рефлексии,    

4) утилитарная направленность.     

 Очеловечивание природы в  мифах  проявлялось  в  переносе  человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении  и  одушевлении  космоса,  природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и  человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.      

 Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным  сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка,  т.  е. размышление над собственными размышлениями) в  мифологическом  мировоззрении отсутствует.      

 Утилитарная направленность  мифологии проявляется в том,  что  решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны  с  практическими  задачами:  на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.   В мифологии практически  создавалась  система  ценностей,  принятая  в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований  природы  и  человека, природы и общества.

Религия  (от  лат.  religio  —  благочестие,  святость)   есть   форма мировоззрения, фундаментом которого служит  вера  в  наличие  тех  или  иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль  в  окружающем  человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.       Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой  человек переживает  в  реальных  эмоциях  свое  видение  Бога,   различных   картин, связанных  с  особенностями  того  или   иного   религиозного   направления. Важнейшими  атрибутами  религии  являются  вера  и  культ.  Религия   -   не рефлексивный тип мировоззрения.   Вера  —  это  способ  осознания  мира  религиозным  сознанием,  особые состояния религиозного сознания субъекта. Религиозных течений много. Только в  России  их  свыше  40.  В  рамках религиозных  систем,  религиозного  сознания  большое  значение  приобретают этические  представления,  нормы,  идеалы,  ценности  (этика  конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.). религиозных  систем,  религиозного  сознания  большое  значение  приобретают этические  представления,  нормы,  идеалы,  ценности  (этика  конфуцианства,

десять заповедей в христианской религии и т. д.).      В  религиозном  сознании  культивируются  чувства  любви  человека   к человеку, терпимости, сострадания, совести,  милосердия.  Религия  формирует духовный мир человека. Несмотря на близость религии и  философии,  они  различны  —  идеализм философский есть теоретическая основа религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают  сходные  задачи  по объяснению мира, а также воздействия на      сознание и поведение человека. Их различие состоит  в  том,  что  философия  есть  отражение  мира  в теоретической,  рационально  понятной  форме.  В   философии   сформировался жесткий   категориальный   аппарат.

Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии,  но  и выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.  Любовь к истине и  мудрости  представляла  из  себя  совершенно  новую ценностную ступень  развития  духовной  культуры.  Именно  мудрость,  истина становились высшей ценностью).       Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. е.  такому,  в котором содержатся размышления над собственными  представлениями  о  мире  и месте человека в этом мире.  Взгляд  на  свое  мышление,  свое  сознание  со стороны — одна из черт философского сознания.       По своей природе философия требует  размышления,  сомнения,  допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты,  которые  утверждаются массовой  практикой  верующих.  Философия  ставит  под  сомнение  предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе  такой  вопрос —  как  возможен  мир?  Философия  формировалась  в  борьбе  с   религиозно-мифологическим сознанием,  она  рационально  объясняла  мир.  Исходные  типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.     

 «Чистые» типы мировоззрения  практически  не  встречаются,  во  всяком случае, они редки и в  реальной  жизни  образуют  сложные  и  противоречивые сочетания.

Предмет и основные проблемы философии.

Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и  «sophia» (мудрость). По преданию, это слово  впервые ввел в обиход греческий  философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей?

Здесь и начинается собственно философская  сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них  обоснованные ответы.

С этих позиций философию можно  определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия. К таким вечным проблемам можно отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека. «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» – такой вариант формулировок вечных проблем предложил христианский мыслитель Григорий Богослов. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеться?» – таковы краеугольные вопросы философии по мысли великого немецкого философа И.Канта. Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом – хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого.

При этом истинный мудрец понимает, что  вечные проблемы бытия – на то и  вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем  глубже и тоньше данный ответ, тем  больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью. Стремление к мудрости, любовь к самому процессу ее обретения – пожалуй, именно это является главным делом жизни мудреца-философа, который – в отличие от самодовольного глупца – знает о своем незнании, а потому и не утрачивает воли к бесконечному совершенствованию. «Ученое незнание» – вот еще одно возможное определение философии, если воспользоваться выражением мыслителя эпохи Возрождения Николая Кузанского.

Последовательно размышляя над вечными проблемами, философ-мудрец формирует «мировоззрение». Мировоззрение есть система взглядов на мир, на человека и, самое главное, на отношение человека к миру. Отсюда не будет ошибкой дать еще одно определение философии, которое было особенно популярно у русских философов (С.Л.Франк, П.А.Флоренский и т.д.): философия есть учение о цельном мировоззрении.

В отличие от науки, религии и  искусства, которые также формируют  определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт.

Место философии в духовной культуре общества.

Специфика философского мировоззрения  и философский способ решения  вечных проблем человеческого бытия  становятся очевидными при сравнении  философии с наукой, религией и  искусством.

Философия и наука. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:

1) любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

2) наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.

В трактовке взаимоотношений с  наукой у философии есть две тупиковых  крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить  универсальные картины мира без  опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

Философия и религия. Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей –  норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может  планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией, однако между двумя этими важнейшими сферами духовной культуры существуют принципиальные отличия. Дело в том, что религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры – сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рациональных аргументов, как это свойственно философии. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т.е. сверхчеловеческий и сверхрациональный, характер, исходя или от Бога (как в христианстве) или от его пророков (как в иудаизме и исламе), или от святых подвижников, достигших особой небесной мудрости и святости, как это характерно для многих религиозных систем Индии. Верующий может при этом и вовсе рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для человека, претендующего на философский характер мировоззрения.

Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к  эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования  и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

  1. Предмет, структура и функции философии.

Философия является мировоззрением, т.к. в любом философском учении содержится система мировоззренческих обобщений. 
 
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных признаках, о наиболее сущных признаках. 
 
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. 
 
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию—учением о бытии, гносеологию - учение о познании, аксиологию— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. 
 
Содержание функций философии: 
- Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. 
 
- Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. 
- Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. 
- Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). 
- Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. 
- Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). 
- Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. 
- Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. 
- Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"